Форма учебной работы: классно-урочная
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактические цели:
- Ввести понятие электрического заряда, электризации тел;
- Изучить явление электризации, действие электроскопа;
- С помощью компьютерной презентации получить подтверждение существования разного рода электрического заряда и объяснения действия электроскопа.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Изучить явление электризации;
- Дать понятие электрического заряда, образующегося при электризации тел и сути взаимодействия электрических зарядов разного знака.
- Воспитательные:
- Продолжить формирование познавательного интереса учащихся;
- В целях интернационального воспитания обратить внимание учащихся, что физика развивается благодаря работам ученых разных стран и исторических времён;
- Продолжить формирование стремления к глубокому усвоению теоретических знаний через решение задач.
- Развивающие:
- Для развития мышления учащихся продолжить работу по формированию навыка при решении аналитических задач;
- Осуществляя проблемно-поисковый метод самостоятельно получить знания, используя физический эксперимент и работу с научно-популярной литературой в домашних условиях;
- Научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения аналитических задач.
Место урока в разделе «Электрические явления»: Урок проводится в 8 классе в главе «Электрические явления» как вводный урок по данной теме, формирующий основные знания по данной теме.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация к уроку (приложение), компьютерные диски «Физика. 7-11 классы. Практикум», «1С: Школа. Физика. Библиотека наглядных пособий», ВУП-1, султаны, проводники , разрядник, стеклянные и эбонитовые палочки, гильза на шелковой нити, бумага, мех.
Дидактические материалы: методички для самостоятельной работы, задания для рефлексии.
Ход урока
І. Мотивационный этап.
Сегодня мы начнем изучение новой темы в разделе физики 8 класса, которая поможет вам разобраться в многообразии электрических явлений, окружающих нас.
Сегодня речь пойдет о физическом явлении, с которым каждому из вас пришлось столкнуться снимая с себя одежду из синтетических тканей. Я предлагаю вам самим назвать эту тему. Но могу подсказать: это однокоренное слово с названием явлений к изучений которых мы приступаем.
(Учащиеся могут воспроизвести это слово).
II. Актуализация знаний.
Итак, тема урока: Электризация. (слайд 1)
Всем вам знаком факт, когда к стеклянной палочке или пластмассой ручке притягиваются мелкие бумажки, кусочки меха, ворсинки (слайд видео 2) или притягивание волос к расческе при их расчесывании (слайд 3). В этом случае говорят, что эти тела электризуются. (Демонстрация 1,2- показываются учащимися, которые подготовили их до урока)
III. Изучение нового материала.
Данные факт были известны еще давно в VI в до н.э.. Древнегреческий ученый Фалес заметил свойство янтаря притягивать к себе легкие соломинки или шерстинки. А к изучению этого явления вернулись в 16 веке. Английский физик У.Гильберт назвал такие тела электрическими. Что эти тела при натирании о мех или шелк – наэлектризованными. В дальнейшем выяснилось, что электризация - это процесс сообщения телу электрического заряда.
При трении электризуются оба соприкасающихся тела: и стекло, и шелк, и янтарь, и мех. Говорят, эти тела приобретают электрический заряд.
Электрический заряд – скалярная физическая величина и обозначается символом
q - электрический заряд
Единица электрического заряда в СИ называется кулоном (1 Кл)
Тело, у которого q≠0, называется заряженным, а тело, у которого q=0 называется незаряженным (нейтральным)
Ранее говорили о стеклянном и смоляном электрическом зарядах (слайд 5), а сегодня их называют положительным и отрицательным зарядами.
При электризации оба тела приобретают электрические заряды, но разных знаков (слайд 6). Причем эти тела, заряженные одинаково взаимно отталкиваются, а заряженные разноименно – взаимно притягиваются (слайд 7)
Демонстрация взаимодействия одноименно заряженных и разноименно заряженных тел.
IV. Самостоятельная работа с книгой
Как обнаружить, что тело заряжено? Чтобы ответить на этот вопрос поработайте с книгой самостоятельно по предложенному плану.
(Перед учащимися лежат методические инструкции по которым они будут выполнять самостоятельно работу)
Деятельность школьников |
Записи в тетради |
1.Прочтите § 27 (1)
|
Делайте записи в тетради |
|
|
V. Закрепление. (Слайд №11)
Ответьте на вопрос:
- Как взаимодействуют между собой 2 отрицательных заряда; 2 положительных заряда?
- Если человек прикоснется к наэлектризованному телу рукой, то у него волосы поднимутся вверх. Почему?
- №1170, 1178, 1180 ( Лукашик В.И.Сборник задач по физике 7-9) или по гиперссылке на слайд 15
VI. Инструктаж домашнего задания (Слайд №12)
§25,26,27(1)(в);
ДЭ «На лист бумаги положите целлофановый пакет и потрите их друг о друга. Разъедините их, поднесите их опять друг к другу. Объясните увиденное».
Подготовить сообщение: «Электризация: вред и польза»
VII. Подведение итога урока
В заключении учитель просит учащихся оценить, насколько он был успешен.
Раздаются карточки, в которых предлагается поставить галочку около выбранного утверждения.
- Мне все понравилось____________
- Мне ничего не понравилось______
- Мне ничего не понятно__________
- Мне было интересно____________
- Мне было скучно_______________
- Мне было легко________________
- Мне было трудно_______________
- Я узнал много нового____________
- Я не узнал ничего нового_________