Урок физики. 8-й класс. "Электризация"

Разделы: Физика

Класс: 8


Форма учебной работы: классно-урочная

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактические цели:

  • Ввести понятие электрического заряда, электризации тел;
  • Изучить явление электризации, действие электроскопа;
  • С помощью компьютерной презентации получить подтверждение существования разного рода электрического заряда и объяснения действия электроскопа.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    • Изучить явление электризации;
    • Дать понятие электрического заряда, образующегося при электризации тел и сути взаимодействия электрических зарядов разного знака.
  2. Воспитательные:
    • Продолжить формирование познавательного интереса учащихся;
    • В целях интернационального воспитания обратить внимание учащихся, что физика развивается благодаря работам ученых разных стран и исторических времён;
    • Продолжить формирование стремления к глубокому усвоению теоретических знаний через решение задач.
  3. Развивающие:
    • Для развития мышления учащихся продолжить работу по формированию навыка при решении аналитических задач;
    • Осуществляя проблемно-поисковый метод самостоятельно получить знания, используя физический эксперимент и работу с научно-популярной литературой в домашних условиях;
    • Научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения аналитических задач.

Место урока в разделе «Электрические явления»: Урок проводится в 8 классе в главе «Электрические явления»  как вводный урок по данной теме, формирующий основные знания по данной теме.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация к уроку (приложение), компьютерные диски «Физика. 7-11 классы. Практикум», «1С: Школа. Физика. Библиотека наглядных пособий», ВУП-1, султаны, проводники , разрядник, стеклянные и эбонитовые палочки, гильза на шелковой нити, бумага, мех.

Дидактические материалы: методички для самостоятельной работы, задания для рефлексии.

Ход урока

І. Мотивационный этап.

Сегодня мы начнем изучение новой темы в разделе физики 8 класса, которая поможет вам разобраться в многообразии электрических явлений, окружающих нас.

Сегодня речь пойдет о физическом явлении, с которым каждому из вас пришлось столкнуться снимая с себя одежду из синтетических тканей. Я предлагаю вам самим назвать эту тему. Но могу подсказать: это однокоренное слово с названием явлений к изучений которых мы приступаем.

(Учащиеся могут воспроизвести это слово).

II. Актуализация знаний.

Итак, тема урока: Электризация. (слайд 1)

Всем вам знаком факт, когда к стеклянной палочке или пластмассой ручке притягиваются мелкие бумажки, кусочки меха, ворсинки (слайд видео 2) или притягивание волос к расческе при их расчесывании (слайд 3). В этом случае говорят, что эти тела электризуются. (Демонстрация 1,2- показываются учащимися, которые подготовили их до урока)

III. Изучение нового материала.

Данные факт были известны еще давно в VI в до н.э.. Древнегреческий ученый Фалес заметил свойство янтаря притягивать к себе легкие соломинки или шерстинки. А к изучению этого явления  вернулись в 16 веке. Английский физик У.Гильберт назвал такие тела электрическими. Что эти тела при натирании о мех или шелк – наэлектризованными. В дальнейшем выяснилось, что электризация - это процесс сообщения телу электрического заряда.

При трении электризуются оба соприкасающихся тела: и стекло, и шелк, и янтарь, и мех. Говорят, эти тела приобретают электрический заряд.

Электрический заряд – скалярная физическая величина и обозначается символом

q - электрический заряд

Единица электрического заряда в СИ называется кулоном (1 Кл)

Тело, у которого q≠0, называется заряженным, а тело, у которого q=0 называется незаряженным (нейтральным)

Ранее говорили о  стеклянном и смоляном   электрическом зарядах (слайд 5), а сегодня их называют положительным и отрицательным зарядами.

При электризации оба тела приобретают электрические заряды, но разных знаков (слайд 6). Причем эти тела, заряженные одинаково взаимно отталкиваются, а заряженные разноименно – взаимно притягиваются (слайд 7)

Демонстрация взаимодействия одноименно заряженных и разноименно заряженных тел.

IV. Самостоятельная работа с книгой

Как обнаружить, что тело заряжено? Чтобы ответить на этот вопрос поработайте с книгой самостоятельно по предложенному плану.

(Перед учащимися лежат методические инструкции по которым они будут выполнять самостоятельно работу)

Деятельность школьников

Записи в тетради

1.Прочтите § 27 (1)
2. Просмотрите видио, предложенное учителем.
3.Ответьте на вопросы:

  • Как можно передавать заряд от одного тела к другому?
  • Что такое электроскоп?
  • На чем основано его действие?

Делайте записи в тетради

 

 

V. Закрепление. (Слайд №11)

Ответьте на вопрос:

  1. Как взаимодействуют между собой 2 отрицательных заряда; 2 положительных заряда?
  2. Если человек прикоснется к наэлектризованному телу рукой, то у него волосы поднимутся вверх. Почему?
  3. №1170, 1178, 1180 ( Лукашик В.И.Сборник задач по физике 7-9) или по гиперссылке на слайд 15

VI. Инструктаж домашнего задания (Слайд №12)

§25,26,27(1)(в);

ДЭ «На лист бумаги положите целлофановый пакет и потрите их друг о друга. Разъедините их, поднесите их опять друг к другу. Объясните увиденное».

Подготовить сообщение: «Электризация: вред и польза»

VII. Подведение итога урока

В заключении учитель просит учащихся оценить, насколько он был успешен.

Раздаются карточки, в которых предлагается поставить галочку около выбранного утверждения.

  1. Мне все понравилось____________
  2. Мне ничего не понравилось______
  3. Мне ничего не понятно__________
  4. Мне было интересно____________
  5. Мне было скучно_______________
  6. Мне было легко________________
  7. Мне было трудно_______________
  8. Я узнал много нового____________
  9. Я не узнал ничего нового_________