Обобщающий урок по творчеству С.Я. Маршака

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. обобщение  знаний по творчеству С.Я.Маршака;
  2. развитие устной речи, творческого мышления, внимания, любознательности;
  3. способствовать  развитию интереса к литературному чтению.

Оборудование: костюмы к сказке  «Двенадцать месяцев»; фонограмма песни  «На далекой Амазонке», ребусы.

Оформление:

  1. портрет С.Я.Маршака
  2. кроссворд на доске;
  3. детские рисунки по произведениям С.Я.Маршака.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Дыхательная гимнастика.

- Ребята, для чего мы выполняем дыхательную гимнастику?  (Мы выполняем дыхательную гимнастику, чтобы хорошо и быстро  читать, правильно произносить сложные слова.)

На доске:

а – о – у  - ы - э
и - ы - у  – а – о

Учащиеся хором на одном выдохе читают гласные звуки:

  1. шепотом;
  2. громко;
  3. с ударением на 1 гласный звук;
  4. с ударением на 3 гласный звук;

Чтение стихотворения, написанного на доске:

Дуют ветры в январе,
Воют в трубах звонко.
Змейкой вьется по земле
Легкая позёмка.

  1. Чтение учителем.
  2. Чтение хором учащимися.
  3. Читают девочки.
  4. Читают мальчики.
  5. Читают все вместе в быстром темпе.

3. Биография С.Я.Маршака.

Учащиеся по очереди по 1 предложению рассказывают всю биографию С.Я.Маршака, которая была изучена ранее.

4. Проверка домашнего задания.

- Дома вы читали отрывок из сказки-пьесы С.Маршака «Двенадцать месяцев». Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них, зачитывая предложения из текста.

Вопросы:

  1. Кто не хотел пускать Падчерицу к костру? Какими словами встретил её Февраль?
  2. Что подумали месяцы, увидев в руках Падчерицы корзинку?
  3. За чем пришла Падчерица? Что она ответила?
  4. Зачем Мачехе понадобились подснежники?
  5. Кто пожалел девочку?
  6. Какие волшебные слова говорили месяцы?
  7. Как описала найденные подснежники падчерица?

- Ребята, а кто знает: чем закончилась сказка?

- К этому уроку ребята из нашего класса приготовили инсценировку небольшого отрывка из  сказки «Двенадцать месяцев». Давайте посмотрим.

Несколько учеников разыгрывают сценку.

- Ребята, скажите: сказка «Двенадцать месяцев» - бытовая, про зверей или волшебная? Докажите.

5. Физминутка.

Все ученики танцуют танец под музыку «Чунга-Чанга», повторяя движения за учителем.

6. Обобщение знаний о стихотворениях С.Я.Маршака.

- Какие стихотворения С.Я.Маршака вы знаете? («Вот какой рассеянный», «Весёлые чижи», «Перчатки», «Багаж», и т.д.)

- Следующее задание будет таким: я, учитель, показываю рисунки, нарисованные к стихотворениям С.Я.Маршака, а вы должны угадать: к какому стихотворению нарисован рисунок и прочитать отрывок из него.

Учитель показывает рисунки. Дети отвечают.

7. Кроссворд.

- Я приготовила для вас кроссворд по произведениям С.Я.Маршака. Давайте его разгадаем.

Рисунок 1

1.

На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы
Четырнадцать - … . (мышат)

2.

Жил человек рассеянный
С улицы … . (Бассейной)

3.

Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую … . (собачонку)

4. Кто самый старший из двенадцати братьев? (Декабрь)

5.Что передавали братья месяцы друг другу?  (Посох)

6. Кто потерял перчатки? (Котята)

7.

Диван, чемодан, саквояж,
Картина, корзина … . (картонка)

8. Около чего сидели «Двенадцать месяцев»? (У костра)

9.

Жили в квартире
Сорок четыре
Сорок четыре
Весёлых … . (чижа)

10. С чем пришла в лес за подснежниками Падчерица? (С корзиной)

11. Какой месяц помог Падчерице? (Апрель)

8. Песня.

- Ребята С.Я.Маршак не только сочинял стихи, но ещё и переводил стихотворения других иностранных поэтов. А каких…  вы узнаете, если разгадаете ребусы. ( Дж.Родари, Р.Киплинг.)

Рисунок 2

- На уроке музыки вы учили песню Р.Киплинга в переводе С.Маршака «На далекой Амазонке». Давайте сейчас её споём.

Учащиеся поют песню.

9. Итог урока.

Выставление оценок.