Цели:
- обобщение знаний по творчеству С.Я.Маршака;
- развитие устной речи, творческого мышления, внимания, любознательности;
- способствовать развитию интереса к литературному чтению.
Оборудование: костюмы к сказке «Двенадцать месяцев»; фонограмма песни «На далекой Амазонке», ребусы.
Оформление:
- портрет С.Я.Маршака
- кроссворд на доске;
- детские рисунки по произведениям С.Я.Маршака.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Дыхательная гимнастика.
- Ребята, для чего мы выполняем дыхательную гимнастику? (Мы выполняем дыхательную гимнастику, чтобы хорошо и быстро читать, правильно произносить сложные слова.)
На доске:
а – о – у - ы - э
и - ы - у – а – о
Учащиеся хором на одном выдохе читают гласные звуки:
- шепотом;
- громко;
- с ударением на 1 гласный звук;
- с ударением на 3 гласный звук;
Чтение стихотворения, написанного на доске:
Дуют ветры в январе,
Воют в трубах звонко.
Змейкой вьется по земле
Легкая позёмка.
- Чтение учителем.
- Чтение хором учащимися.
- Читают девочки.
- Читают мальчики.
- Читают все вместе в быстром темпе.
3. Биография С.Я.Маршака.
Учащиеся по очереди по 1 предложению рассказывают всю биографию С.Я.Маршака, которая была изучена ранее.
4. Проверка домашнего задания.
- Дома вы читали отрывок из сказки-пьесы С.Маршака «Двенадцать месяцев». Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них, зачитывая предложения из текста.
Вопросы:
- Кто не хотел пускать Падчерицу к костру? Какими словами встретил её Февраль?
- Что подумали месяцы, увидев в руках Падчерицы корзинку?
- За чем пришла Падчерица? Что она ответила?
- Зачем Мачехе понадобились подснежники?
- Кто пожалел девочку?
- Какие волшебные слова говорили месяцы?
- Как описала найденные подснежники падчерица?
- Ребята, а кто знает: чем закончилась сказка?
- К этому уроку ребята из нашего класса приготовили инсценировку небольшого отрывка из сказки «Двенадцать месяцев». Давайте посмотрим.
Несколько учеников разыгрывают сценку.
- Ребята, скажите: сказка «Двенадцать месяцев» - бытовая, про зверей или волшебная? Докажите.
5. Физминутка.
Все ученики танцуют танец под музыку «Чунга-Чанга», повторяя движения за учителем.
6. Обобщение знаний о стихотворениях С.Я.Маршака.
- Какие стихотворения С.Я.Маршака вы знаете? («Вот какой рассеянный», «Весёлые чижи», «Перчатки», «Багаж», и т.д.)
- Следующее задание будет таким: я, учитель, показываю рисунки, нарисованные к стихотворениям С.Я.Маршака, а вы должны угадать: к какому стихотворению нарисован рисунок и прочитать отрывок из него.
Учитель показывает рисунки. Дети отвечают.
7. Кроссворд.
- Я приготовила для вас кроссворд по произведениям С.Я.Маршака. Давайте его разгадаем.
Рисунок 1
1.
На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы
Четырнадцать - … . (мышат)
2.
Жил человек рассеянный
С улицы … . (Бассейной)
3.
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую … . (собачонку)
4. Кто самый старший из двенадцати братьев? (Декабрь)
5.Что передавали братья месяцы друг другу? (Посох)
6. Кто потерял перчатки? (Котята)
7.
Диван, чемодан, саквояж,
Картина, корзина … . (картонка)
8. Около чего сидели «Двенадцать месяцев»? (У костра)
9.
Жили в квартире
Сорок четыре
Сорок четыре
Весёлых … . (чижа)
10. С чем пришла в лес за подснежниками Падчерица? (С корзиной)
11. Какой месяц помог Падчерице? (Апрель)
8. Песня.
- Ребята С.Я.Маршак не только сочинял стихи, но ещё и переводил стихотворения других иностранных поэтов. А каких… вы узнаете, если разгадаете ребусы. ( Дж.Родари, Р.Киплинг.)
Рисунок 2
- На уроке музыки вы учили песню Р.Киплинга в переводе С.Маршака «На далекой Амазонке». Давайте сейчас её споём.
Учащиеся поют песню.
9. Итог урока.
Выставление оценок.