Урок по теме "Последовательное соединение проводников"

Разделы: Общепедагогические технологии


Урок физики:8 класс.

Тема урока: Последовательное соединение проводников.

Цели: развивать практические умения, делать выбор из предоставленных заданий.

Учебно-организационные умения: вникать в смысл целей и задач, организовывать свой труд в группе.

Учебно-информационные умения: работать с учебником, таблицей , фотографией.

Учебно-коммуникативные умения: слушать, управлять своим вниманием, развивать терпимость, взаимовыручку.

Учебно-интеллектуальные умения: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы из практической деятельности.

Форма организации учебного пространства: индивидуально-групповая.

Методы обучения:

  • исследовательский,
  • практический.
  • проблемно-поисковый подход.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование и приборы демонстрационные: мультимедиапроектор, белая доска в качестве экрана, таблица "Соединение потребителей", гирлянда, маркеры для белой доски

Демонстрации: Работа электрогирлянды в различных сборках.

Лабораторный эксперимент:  комплект лабораторного оборудования "Электричество"

(2 резистора :1 Ом и 2 Ом, источник питания постоянного напряжения, вольтметр, амперметр, соединительные провода, ключ.) Карточки- задания. Тетради для лабораторных работ.

Оформление доски: Блок-конспект урока, плакаты.

На уроке используется презентация <Приложение 1>

Ход урока

На перемене весь класс делится на 4 группы, в каждую входят дети с различным уровнем успеваемости.

1. Организационный момент. (Слайд1)

Сегодня мы на практике изучим, где применяются практические и теоретические знания , полученные на предущих уроках. Узнаем, как работают простейшие электрические схемы .

Установим основные закономерности последовательного соединения проводников. Учащиеся записывают тему урока.

2. Актуализация знаний.

Для изучения новой темы нам потребуется повторить необходимые термины и законы.

Физразминка (фронтальный опрос) (слайд 2-3)

  • Назовите физические величины и единицы их измерения в СИ.: U, I, R, q, A, t
  • Закон Ома : - читается так: - записывается так:..
  • На каких схемах правильно подключён амперметр? Почему?
  • Расставьте полярность приборов на правильных схемах ( 3 человека у доски по цепочке маркером для белой доски)
  • Почему полярность проставлена таким образом?

3. Новая тема.

Электрические цепи состоят из различного количества нагрузок. В некоторых устройствах необходимо одновременное включение (выключение )всех приборов.

Мозговой штурм: Где в жизни используются данные устройства? Уличное освещение, гирлянда, люстра , поезд, автобус и др. (слайд 4-7)

Схема таких соединений см. рист 78 стр 111 учебника. Такое соединение называется Последовательным.

Прочитайте вполголоса пояснение под рисунком. Как соединяются потребители? Начало предидущей нагрузки соединяется с концом последующей нагрузки.

Найдите последовательно соединенные нагрузки. Почему вы так считаете? (слайд 8)

Для последовательного соединения характерны определённые закономерности величин. Некоторые мы уже выявили в результате проведения лабораторных работ.

Работа с лабораторными тетрадями:

Какой вывод из л/р №3 "Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках ." (слайд 9)

Почему сила тока в различных участках последовательного соединения одинакова ?

Какой вывод из л/р №4 "Измерение напряжения на различных участках электрической цепи"(слайд 10)

Почему напряжение на полюсах источника тока равно сумме напряжений на отдельных участках последовательного соединения ?

Какие величины кроме напряжения и силы тока характеризуют электрическую цепь? Эл. Сопротивление.

4. Лабораторный эксперимент:

Как с помощью приборов измерить электрическое сопротивление участка цепи? Лабораторная работа №6 "Измерение проводника при помощи амперметра и вольтметра" Учащиеся ещё раз просматривают ход работы.

Давайте на практике выведем закономерности сопротивления последовательного соединения и сравним с теоретическим обоснованием, предложенным в учебнике.

Каковы основные правила техники безопасности при сборке электрической цепи?

Задания для групп:

  • 1 группа: Определите сопротивление резистора №1.
  • 2 группа: Определите сопротивление резистора №2.
  • 3 группа: Определите сопротивление участка цепи, состоящего из соединённых последовательно резистора №1. И резистора №2.
  • 4 группа: используюя материал параграфа выведите формулу R общего.

Каждая группа экспериментаторов выбирает приборы, четртит схему , делает выводы самостоятельно. Каждый участник выбирает задание по своим способностям и силам, при этом приходят к одному выводу.

Отчёт по плану:

  • Какова цель эксперимента?
  • Начертите схему электрической цепи.
  • Заполните таблицу, проставив необходимые коэффициенты величин.
Напряжение на концах участка U, B Сила тока I, A Сопротивление R, Ом
     
  • Запишите вывод на небольших белых досках (куски пластика).

После доклада представителей от групп экспериментально и теоретически доказано , что общее сопротивление участка цепи, состоящего из соединённых последовательно нагрузок равно сумме их сопротивлений

Как это записать в виде формулы? (Слайд 11)

Как расчитать сопротивление 5 одинаковых нагрузок? 100 одинаковых нагрузок? n нагрузок? Как это записать?

Rобщ= n*R.

Где необходимо применение данных формул? Для рассчёта количества лампочек известного сопротивления для гирлянды, подбора ламп для ремонта освещения и т.п.

По таблице и слайдам определите, где и почему применяют последовательное соединение потребителей?

5. Решение задач.

Ответьте на вопросы (слайд12)

Как решить задачу на определение параметров последовательного соединения?

Внимательно прочитайте пример задачи стр 113 учебника. Кратко проговариваем алгоритм.

Выберите и решите задачу используя пример.

Карточка:

Для учащихся, выполнив ших задачу раньше остальных резерв упр 22(2)

6. Постановка д/з

 48 , учить формулы, упр 22(1), * нарисовать эл. схему района, квартиры, улицы с указанием последовательно соединенённых участков.

7. Рефлексия: Эссе (слайд 13)

  • Что изучали на уроке?
  • Где применяется изученное?
  • Как вы оцениваете свой труд на уроке?
  • Понравилось или нет? (в виде произвольного смайлика)