Цель занятия: Показать возможные схемы приводов различных машин: паровых, с двигателем внутреннего сгорания, электрических. Изготовить самостоятельно ременную передачу для автомобиля из картона.
Основные знания и умения: Уметь пользоваться линейкой, ножницами, карандашом, пробойником, шилом, картонажным ножом.
Материалы и инструменты:
- Материалы: картон, писчая бумага, клей ПВА, “Момент”, микроэлектродвигатель, батарейка, резиновый пассик (резинка для денег).
- Комплект инструмента на рабочих местах.
Последовательность изложения нового материала:
- Виды двигателей и приводов. Особенности микроэлектродвигателя, его реверсивность. - 15 мин.
- Наиболее ответственные моменты в технологическом процессе изготовления привода, влияющие на успех работы - 5 мин.
- Техника безопасности. - 2 мин.
- Выполнение операций согласно плану работы (смотри таблицу 1) - 2 часа 10 мин
Степень готовности к занятию: сделан кузов и колёса, определены место нахождения привода и расположения колёс.
Информация, необходимая для изложения нового материала:
Виды двигателей и приводов. Особенности микроэлектродвигателя, его реверсивность.
Виды двигателей.
Наиболее известные в транспортных средствах двигатели:
- паровые двигатели;
- двигатели внутреннего сгорания;
- электродвигатели.
1. Паровые двигатели
- Паровая машина -
- Паровая турбина - турбина, тепловой двигатель, преобразующий тепловую энергию пара в механическую. Струя пара воздействует на лопатки, закрепленные по окружности ротора и приводит его во вращательное движение.
2. Двигатель внутреннего сгорания
- тепловой двигатель,в котором часть химической энергии топлива, сгорающего в рабочей полости, преобразуется в механическую энергию.
- Поршневой двигатель. Наибольшее распространение получил в строительстве автомобилей и локомотивов. Топливо подаётся и сгорает в камере сгорания. Газы толкают поршень, который через шатун приводит во вращение коленвал и далее идет передача вращения на колёса транспортного средства.
- Турбинный двигатель внутреннего сгорания в принципе аналогичен паровой турбине, но в нём в качестве рабочего тела используется не пар, а газ - продукт сгорания топлива.
- Реактивный двигатель - машина, преобразующая химическую энергию топлива в кинетическую энергию газовой струи и создающая силу тяги за счет реакции отбрасываемой из реактивного сопла массы газа.
3. Электродвигатель
- электрическая машина, преобразующая электрическую энергию в механическую. Любой электродвигатель состоит из двух основных частей - вращающегося ротора и неподвижного статора с обмотками. Если к обмоткам статора подвести электрический ток, то возникнет магнитное поле, в котором ротор электродвигателя начнет вращаться. Чтобы подвести ток к обмотке ротора используется коллектор, ток подводится через угольные пластины - щётки.
Микроэлектродвигатель, используемый в моделях - низковольтный, слаботочный двигатель с мощностью вполне удовлетворяющей потребную для легкой модели. У него легко достигается изменение направления вращения (реверс) изменением полярности источника тока.
Наиболее ответственными моментами в технологическом процессе изготовления привода являются:
- Обеспечение легкости вращения движительных элементов модели
- Проверка параллельности оси вала двигателя и оси приводных колёс. Непараллельность устранить.
Правильность натяжения приводного пасика.
Таблица 1: Изготовление ременной передачи ( операции, переходы )