Пояснительная записка
Актуальность. В последние годы криминогенная обстановка на Кубани в целом улучшается, но показатели подростковой преступности, к сожалению, ниже не становятся. Как отмечают средства массовой информации (REGIONS.RU) за последние пять лет в Краснодарском крае были объявлены в розыск около тысячи несовершеннолетних. “За семь месяцев текущего года без вести пропали 400 подростков. Столько же детей стали жертвами преступлений. За первое полугодие в Краснодарском крае было выявлено 3972 малолетних правонарушителя, 739 несовершеннолетних подвергнуты уголовной ответственности”. Вызывает тревогу и тот факт, что увеличивается количество безнадзорных детей, убежавших из дома и занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством.
Каковы основные причины беспризорности и правонарушений обучающихся специального коррекционного образовательного учреждения?
Среди основных причин беспризорности и правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:
- неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);
- дефекты умственного развития;
- недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.);
- неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Эти факторы предопределяют неадекватные и неадаптивные формы поведения обучающихся с проблемами в развитии. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений.
Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.
С этой целью нами была составлена Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ГСОУ школы-интерната № 15 VIII вида Краснодарского края (далее – Программа).
Сроки реализации программы - 2008-2011 гг.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон Краснодарского края от 21.07.2008 г. № 1539-КЗ “О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае”;
- Федеральный закон от 24.06.99 №120-ФЗ “ Об основах профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.
Цель программы - формирование в ГСОУ школа-интернат № 15 VIII вида единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании обучающихся и воспитанников.
Задачи программы:
- Обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- Создание условий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних:
- изыскание наиболее приемлемых условий для жизнедеятельности учащегося;
- анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков;
- систематизация антинаркотической, антиалкогольной пропаганды среди учащихся;
- формирование здорового образа жизни;
- оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников;
- организация изучения психических состояний подростка, особенностей его личностного развития и поведения;
- установление и снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков;
- привитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе общепринятых норм;
- привлечение обучающихся к общественно-полезной деятельности;
- включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности;
- содействие профессиональной ориентации и получению специальности;
- оказание юридической консультации и правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов;
- Изучение возможностей взаимодействия педагогического коллектива с общественными и государственными организациями по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
В реализации программы принимают участие:
- педагогический коллектив и сотрудники школы;
- учащиеся школы;
- родители;
- представители различных инфраструктур.
Условия реализации программы: организация инициативной группы по сопровождению программы.
Оценка эффективности Программы заключается в количественном сравнение данных, полученных до и после конкретного вида работы, мониторинге за определенный отрезок времени. Результаты реализации Программы ежегодно отслеживаются по Таблице 1. Мониторинг эффективности реализации программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ГСОУ школа-интернат № 15 VIII вида. (См. Приложение).
В графе 1 фиксируются периоды реализации Программы.
В графе 2 указывается общее количество учащихся, склонных к правонарушениям.
В графах 3-4 указывается количество детей, состоящих на профилактическом учете по школе и в КДН (комиссии по делам несовершеннолетних).
Количество семей, состоящих на профилактическом учете по месту жительства, фиксируется в 5 графе.
В графе 6 “Случаи длительного непосещения учащимися школы-интерната” фиксируется количество обучающихся, длительно не посещающих школу-интернат.
В графах 7-8 “Охват кружково-досуговой деятельностью” отмечается количество детей, посещающих кружки, спортивные секции, направленные на лечебно-оздоровительный отдых в летние лагеря.
Изучение социометрического статуса в 5-9 классах проводится методом социометрии (по Ю.Т. Соловьеву, Т.А. Соловьевой, А.Б. Вительманову, г. Кисловодск). В графах с 9 по 12 указывается уровень социального статуса в процентном отношении от общего числа обучающихся в 5-9-х классах. (I. Предпочитаемые - 6-7 выборов. I I. Принятые - 3-5 выборов. I I I. Непринятые - 1-2 выбора. IV. Изолированные - не получившие ни одного выбора.).
Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) указывается в графах с 13 по 15. Он определяется путем соотнесения числа членов группы, находящихся в благоприятных категориях (I - I I) с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.
Высокий показатель при I + I I > I I I + IV.
Средний показатель при I + I I = I I I + IV (при незначительном расхождении).
Низкий показатель при I + I I < I I I + IV.
В графах с 16 по 18 фиксируются данные о продолжении учебы, трудоустройстве выпускников, склонных к правонарушениям.
Работа по программе проводится с использованием следующих методов: консультации, наблюдение, групповые и индивидуальные развивающие занятия, тренинги, лекции, беседы, анкетирование, тестирование, мониторинг.
Использование узконаправленных методик: Социометрия.
Основные направления работы по созданию условий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
- сохранение здоровья учащихся:
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в учебной деятельности;
- предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при проведении воспитательной работы;
- проведение профилактической работы с родителями (лицами, их заменяющими);
- организация взаимодействия с органами и учреждениями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Ожидаемые результаты:
- Активизация деятельности школы-интерната по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Снижение количества несовершеннолетних детей, склонных к правонарушениям, безнадзорности, наркомании и других форм негативного социального поведения.
- Снижение количества обучающихся, не посещающих школу по неуважительным причинам.
- Максимальный охват несовершеннолетних досуговой деятельностью.
Список литературы:
- Закон Краснодарского края от 21.07.2008 г. № 1539-КЗ “О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае”.