Цель:
Активизировать и систематизировать знания детей о строении и значении зубов в жизни человека.
Задачи:
- Познакомить со строением зубов методом самообследования.
- Уточнить знания о назначении зубов, их функциях.
- Познакомить с расположением зубов в ротовой полости.
- Воспитывать умение ухаживать за зубами.
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам!
Я рада видеть вас здоровыми, в хорошем настроении, но мне кажется, что не хватает вашей улыбки. Улыбнитесь друг другу.
Когда вы улыбались, я видела у вас что-то интересное:
Тридцать два веселых друга,
Уцепившись, друг за друга
Вверх и вниз несутся в спешке
Хлеб грызут, грызут орешки.
Вы догадались, о чем с вами мы будем говорить?
Почему вы решили, что именно о зубах?
Что вы знаете про зубы?
Знаете ли вы, сколько зубов у человека?
Я открою вам секрет, их 32.
А как вы думаете, хорошо ли быть без зубов?
Игра “Хорошо, плохо”.
Я прошу вас разделиться на 2 семейки с помощью разрезных картинок, возьмите, найдите свою семейку. Посовещайтесь, как будет называться ваша семейка? Семейка _______ будет говорить, что хорошо, а семейка __________ что плохо.
А вы ими пользуетесь каждый день?
Возьмите зеркала, посмотрите на свои зубы, загляните в свой рот.
Какого цвета ваши зубы?
Попробуйте согнуть их язычком, получается?
Возьмите ложечку и осторожно постучите о зубы.
Что можно сказать о твердости зубов?
Попробуйте покачать зуб пальчиком, взяв ватку. Получается?
Попробуйте вынуть зуб.
Опять не получается?
А как вы думаете, почему?
Правильно зубы сидят прочно.
Они укреплены в кости, может быть, кто-то знает, как она называется? (челюсть). А сейчас я хочу пригласить вас пройти со мной к нашему экспериментальному столу.
Посмотрите, что здесь находится? (челюсти).
Они одинаковые или разные? Как вы думаете, кому они принадлежат? Что вы можете сказать про это?
Обратите внимание на то, что зубы и тут не вынимаются. Попробуйте вынуть. Посмотрите, нижняя половинка зуба находится в кости, в середине немного сужается, а наверху опять расширяется, поэтому он не может выпасть.
Потрогайте свою челюсть. У вас у всех она есть? Поводите ей из стороны в сторону. Откройте, закройте рот, сомкните крепко-крепко зубы. Что почувствовали? (спросит несколько детей). Что может делать ваша челюсть?
Попробуйте найти челюсть друг у друга. Я вам предлагаю сделать мимическую гимнастику. Попробуйте надуть щеки. Вытягивать губы. Хмуро сдвигать брови. Изобразите улыбку. (2–3 раз). Что почувствовали?
Посмотрите на зубы друг друга у вас так же или нет? У кого по-другому? Они держится крепко. А как вы думаете, за счет чего держится низ зуба? (за счет корня).
Возьмите зеркала и посмотрите на свои зубы. Найдите челюсть, у всех ли зубы укреплены в челюсти? Посмотрите, какая она? (неровная, бугристая) Потрогайте ее, с небольшими утолщениями, бугорками, под каждым зубом, а если сверху, то …. над каждым зубом есть утолщение и бугорки? А что такое розового цвета над зубами? Вы все согласны с этим? Я тоже поддерживаю ваше мнение. Она очень нежная. Что может произойти, если неправильно обращаться с ней? Отсюда можно сделать вывод: (дети) с десной надо обращаться осторожно.
У кого зубы уже выпали или выпали недавно?
Расскажите, как это происходит. Это было больно? Кто знает, как называются зубы, которые выпадают сами? Правильно, в определенное время перед школой это говорит о том, что вы готовы идти в нее.
Как вы думаете, можно ли сломать зуб? Конечно, если ударить по нему сильно или грызть что-то твердое. А это будет больно?
Как же надо обращаться с зубами, чтобы их не сломать? Хотите узнать тайну о зубах? Проведите язычком по зубам вверху, внизу, еще раз. Какие они? Почему они гладкие, блестящие? Зуб покрыт эмалью, и если сначала поешь горячее, ни в коем случае нельзя сразу запивать очень холодным, эмаль, которой покрыт зуб, может треснуть, начинает разрушаться.
У меня на столе, лежат портретики, но в них чего-то не хватает? Возьмите, посмотрите и дорисуйте. Рисование: “Нарисуй улыбку”.
Что вы рисовали? (зубы). Какая улыбка получилась у малышей? (перечисляют).
Я предлагаю вернуться к нашим зеркалам. Посмотрите еще раз на свои зубы, а теперь пальчиком отодвиньте губу и рассмотрите зубы, которые спрятались за щекой. Они похожи? А что с ними не так? Они отличаются и чем же? Проведите язычком по зубам, где она гладкая, а где с бугорками? Как вы думаете, зачем нужны эти бугорки? Загляните друг другу в рот, у всех ли есть бугорки на задних зубах? Я хочу открыть вам тайну. Знаете ли вы, что у человека есть молочные зубы, коренные, а еще есть зуб мудрости. Сейчас мы с вами мы проведем опыт.
Возьмите морковку и откусите от нее небольшой кусочек. Какими зубами вы откусывали? А теперь откусите еще раз и удержите морковку передними зубами попробуйте ее пожевать, не перекладывая на задние. Удобно? Отправьте ее дальше за щеку и пережуйте. Какими зубами удобней откусывать? А жевать? Подумайте и скажите, какие зубы называются жевательными, а какие резцами?
Возьмите сухарик попробуйте разжевать его резцами. Получается? Что же помогает жевательным зубам разжевывать пищу? (бугорки).
Поднимите язычок кверху и посчитайте, сколько у вас зубов вверху? Сколько внизу? Почему у всех разное количество? Давайте посчитаем все зубы. Почему у меня зубов больше чем у Али, Ильи, Вари?
Конечно у взрослых зубов больше, потому что они постоянные, а не молочные.
Посмотрите, чистые ли у вас зубы? Возьмите ватные палочки и снимите налет с нижних передних зубов. Как вы считаете, теперь они стали чище? Как это можно проверить? Мне кажется, вам может помочь, а вот что сейчас вы узнаете:
Бежит вода из крана
И весело поет.
А над певучим краном,
На полочке стеклянной
Знаете, кто живет?
(Зубная щетка, зубная паста, зубной порошок). А вы умеете пользоваться зубной щеткой? Вы все ей пользуетесь?
Кто-нибудь помнит стихотворение о зубной щетке или зубном порошке?
Подойдите к столу возьмите баночки с водой, посмотрите какая она? (ЧИСТАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ).
Возьмите зубную щетку, почистите зубы без пасты. Чистите хорошо. Захватывайте дальние зубы – жевательные. Водите вверх, вниз.
Теперь помойте щетку в баночке с водой. Что вы видите? Что-либо изменилось? (вода стала мутная) как вы считаете почему? Это остатки пищи, остались и микробы.
Это хорошо или плохо для зубов?
Почему плохо?
Что же надо делать, чтобы зубы были здоровы?
Кто может вспомнить чистоговорки о зубах? А почему они так называются? правильно мы должны их чисто проговаривать, а в этом нам помогают зубы. Кому бы вы хотели рассказать о том, что узнали на занятии?
Чем бы вы хотели поделиться с родителями, братьями, сестрами?
Что больше всего вам понравилось за занятии? Давайте с вами договоримся, что мы создадим свою книгу: “Для чего человеку зубы?” А первую картинку я вам подарю.
Мне очень хочется, чтобы радостное настроение сохранилось у вас на весь день. А для этого мы должны чаще улыбаться друг - другу. А вот чтобы у наших госте было хорошее настроение давайте подарим им песню “Хип-хоп”.