Применение исторического материала на занятиях по математике

Разделы: Математика, Начальная школа


Формировать и поддерживать интерес к изучению математики можно различными средствами и приемами. К ним относятся: дидактические игры, элементы занимательности, различные наглядные пособия, постановка проблемы, постановка учебной задачи. Одним из эффективных приемов развития познавательного интереса является использование сведений из истории развития математической науки. Особенно важным представляется ознакомление учащихся начальных классов с историей развития счета, понятия натурального числа и нуля, возникновения десятичной системы счисления, а также развития понятия величины. Это ознакомление носит образовательный характер, так как в процессе изучения какого-либо раздела математики учащиеся проходят тот же путь познания нового, что и все человечество, только в очень сжатые сроки. Учащиеся должны понимать, что математика возникла из жизненных потребностей людей.

Изучение темы “Нумерация чисел ” в начальной школе распределена по всем годам обучения и проходит по концентрам. Изучение чисел по концентрам тесно связано с изучением темы “Величины”

Уроки на тему “Нумерация чисел”, должны рассматриваться с точки зрения того, как исторически возникло это явление или понятие, какие этапы развития проходило.

Если начинать такую работу с 1 класса и проводить ее систематически, то постепенно включение элементов истории в урок станет для учащихся необходимой его частью. Содержание, объем и стиль изложения вопросов из истории математики должны соответствовать возрастным особенностям учащихся. Форма сообщения сведений может быть различной: это и краткая беседа, и лаконичная справка, это решение задач и экскурс, показ фрагмента фильма или разъяснение рисунка. Главная трудность состоит лишь в том, как исключительно короткий промежуток времени суметь преподнести исторический факт в тесной связи с излагаемым на уроке теоретическим материалом и в доступной форме.

 Приведем возможный вариант введения исторических сведений в урок

Учебники математики Моро М.И. для 1-4-х классов 

 

Изучаемая тема

Страницы учебника

Тема исторической справки

1 класс

Числа от 1 до 10

Число 0

Сантиметр

Стр. 24

Стр. 20-22

Стр. 48

Стр. 64

Стр. 60

О числе и цифре 3

Как люди научились считать

О числе и цифре 7

Открытие 0

Различные меры длины

2 класс

Числа от 11 до 20

Числа от 21 до 100

Миллиметр

Метр

Час. Минута

Стр. 42

Стр. 111

Стр.10

Стр.13

Стр. 27

О происхождении письменной нумерации

Денежная система у русского народа

История линейки

Как появились меры длины

Как люди научились измерять время

3 класс

Устная нумерация

Письменная нумерация

Километр

Единицы времени

Единицы массы

Стр.37

Стр. 44-45

Стр. 9

Стр. 91

Стр.73

О бесконечности ряда натуральных чисел

Римская нумерация

Русские меры длины

Что такое неделя?

История возникновения названия месяцев года.

Древние меры массы

4 класс

Нумерация

Класс единиц, класс тысяч

Чтение и запись многозначных чисел

Единицы площади

Тонна. Центнер

Секунда

Век

Стр. 4

Стр. 22

Стр. 4-5

Стр. 44

Стр. 53

Стр. 63

Стр. 64

Абак. Счет на пальцах

Что такое квадриллион?

Русские счеты

Измерение площади на Руси

Происхождение мер массы

Из истории часов

Из истории календаря.