Цели:
- Рассмотреть особенности природных зон материка.
- Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации: картами, электронным вариантом урока.
- Развитие познавательного интереса к предмету, развитие памяти, внимания, быстроты логического мышления.
Тип урока:изучение нового материала с использованием ИКТ.
ТСО: проектор, экран, компьютер
Оборудование:
- Презентация (Приложение 1).
- Учебный диск «География материков и океанов для 7 класса».
- Персональный компьютер для каждого учащегося.
- Контурные карты.
Все содержание урока делится на несколько смысловых блоков.
- Актуализация знаний, полученных учащимися на предыдущих темах, курсах.
- Особенности проявления широтной зональности на материке.
Познавательная задача этого блока – проблемный вопрос:
В чем особенность в расположении природных зон Северной Америки?
В каких направлениях они сменяют друг друга? - Характеристика отдельных зон континента. Учащиеся под руководством учителя устанавливают по карте географическое положение каждой зоны, объясняют положение ее границ, составляют описание зоны, работая по группам устанавливая связи между ее компонентами.
- Изменение природы зон в результате хозяйственной деятельности человека. Влияние человека на природу все время увеличивалось и сейчас достигло колоссальных размеров. Поэтому проблему природы во всем мире сейчас считают самой главной.
По ходу урока предусмотрено закрепление материала: выполняя практическую работу используя учебный диск «География материков и океанов для 7 класса», выполнение задания на прогнозирование ситуации и выполнение теста, где предполагается самооценка.
Работа рассчитана на один урок (45 минут).
Ход урока
I. Актуализация знаний
Перед изучением нового материала повторить основные понятия, изученные ранее, но используемые на данном уроке (природная зона, высотная поясность, широтная зональность, природный комплекс, природные компоненты).
(Слайд 2) Доказать, что природная зона – это природный комплекс.
II. Изучение нового материала
1. Особенности проявления широтной зональности на материке.
(Слайд 3) Основное содержание урока:
(Слайд 4) Особенности проявления зональности на материке.
После объяснения учащиеся должны ответить на вопросы слайда 4
- В чем особенность расположение природных зон материка?
- В каких направлениях они сменяют друг друга?
- Объясните причины такого расположения.
(Слайд 5) Сравните расположение природных зон с другими материками.
2. Характеристика отдельных природных зон континента (тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи)
(Слайд 6) Определите географическое положение природных зон
(тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи), обозначьте их на контурной карте (стр. 52)
(Слайд 7) Характеристика отдельных природных зон континента.
На этом этапе учащийся работает со слайдом с картой и текстом учебника.
Работа по группам:
1 группа: Определить особенности климата, выше перечисленных зон используя атлас стр. 23, 35 изд. ДРОФА. По атласу определить климатический пояс, температуру января, июля, осадки.
2 группа: Размещение почв по природным зонам, их характеристика (учебник стр. 217 1-2 абзац, 218 2 абзац, 219 2 абзац)
3 группа: Размещение по природным зонам растений их характеристика (учебник стр. 217 1, 3 абзац, продолжение стр. 218, стр. 218 1, 3 абзац продолжение на стр. 219, стр. 219 2 абзац) Что такое прерии?
4 группа: Животный мир размещение по природным зонам (атлас стр.23. учебник стр. 217 1 абзац, стр. 217 3 абзац, стр. 218 продолжение, стр. 219 2 абзац) Как животные приспособились к природным условиям?
3. Заполнение таблицы
(Слайд 8) Характеристика природных зон.
Название природной зоны | Климатический пояс | Почвы | Растения | Животные |
Тундра | ||||
Тайга | ||||
Смешанные и широколиственные леса | ||||
Степи и лесостепи |
По ходу работы учащиеся заполняют таблицу в тетради.
Проведение физминутки
III. Закрепление изученного материала
(Слайды 9-14) Включают задания на закрепление материала и проверку знаний
Учащимся предлагается работа с учебным диском «Geo7» установить соответствие, спрогнозировать ситуацию, выполнить тест (Приложение 2) и проверить.
IV. Домашнее задание
(Слайд 14) Стр. 216-220. Творческое задание: «Путешествие по Северной Америке»
V. Дополнительная информация
(Слайды 15-17) На этом этапе урока ребята рассказывают об отрицательном воздействии человека на природу и об охране. Сообщения учащихся о национальных парках.
VI. Итог урока
Литература.
- 100 лучших национальных парков. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах/ Пер. с англ.- М.: ООО «Мир книги», 2004.
- По материкам и океанам. Южная и Северная Америка, Евразия, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Составители: Н.П.Смирнова, АА Шибанова – М.: «Просвещение», 1988.
- Елисеева Р.М. География материков и океанов 7 класс (практическое пособие) – М.: Издат-школа, 1997.
- Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл. – М.: Дрофа, 2004.
- Крылова О.В., Герасимова Т.П. География материков и океанов: 7 кл. – М.: Просвещение, 1995.
- Национальные парки мира. Величественные просторы: Северная и Южная Америка: М.: ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2003.
- Образовательный комплекс: География материков и океанов.
Презентация – Приложение 1, тест – Приложение 2.