Цель и задачи урока:
- образовательные: расширить представления детей о родном городе и его достопримечательностях;
- воспитательные: воспитывать любовь к родному краю через дополнительные сведения о родном городе и Чукотском автономном округе.
- развивающие:
1. Развивать наблюдательность, воображение, творческие способности учащихся в сюжетных рисунках.
2. Развивать графические умения и навыки в составлении композиции на заданную тему.
Тип урока: урок-путешествие
Оборудование:
Зрительный ряд: Слайд-фильм «Чукотка – край дорог нехоженых». Карта России. Репродукции картин художников пейзажистов, рисунки детей.
Музыкальный ряд: Запись песен чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон».
Литературный ряд: Стихи поэтов о Чукотке.
Эпиграф к уроку:
«Отсюда солнце каждый раз
По всей стране идет с рассветом».
З. Ненклюнкина
Ход урока:
1. Организация класса.
Учитель:
За окном мороз и стужа,
Может быть, пурга завьюжит.
Ну а нам все нипочем,
Мы сейчас урок начнем.
Поудобней сесть прошу,
чем займемся, расскажу.
2. Вступительное слово:
Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Прочитайте тему урока и скажите, о чем мы будем сегодня говорить, что мы будем рисовать?
(Ответы детей).
Учитель: Так, верно. Я приглашаю вас в путешествие по родному краю, по Чукотке, по родному городу.
Когда говорят о Чукотке, то всегда представляется бесконечная даль, некоторая нереальность и потусторонность этого места. И действительно, где эта Чукотка? Где-то далеко, на краю света. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что эта огромная территория — самая восточная часть нашей Родины. Немного восточнее уже Аляска, с севера — бесконечный Ледовитый океан, с юга — Камчатка и Тихий океан, с запада — суровая Якутия и Магаданская область. Крайний восток и крайний север. Но все это - Россия! Первые лучи солнца каждого нового дня сияют над нашей Отчизной именно здесь.
И эпиграфом нашего урока послужат слова чукотской поэтессы З. Ненклюнкиной «Здесь утром солнце каждый раз спешит по всей стране с рассветом».
У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого. Это край, в котором он родился, учился и вырос. Место это называется малой родиной.У кого-то малая родина – большой индустриальный город, крупный промышленный центр, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей речушки. А наша с вами малая родина – г.Певек.
- А кто из вас знает, как называется наш район, в состав которого входит наш город?
(Ответ детей).
Такие как наш, районы, образуют Чукотский автономный округ с окружным центром – городом Анадырем.
Для нас, живущих в Чукотском автономном округе, родной является наша чукотская земля. И я приглашаю вас в путешествие по нашему краю.
3. Просмотр слайд-фильма о городе Певеке и его окрестностях (комментирует слайды группа детей )
1. Есть края, где доброе солнце, ясное небо, долгое-долгое лето. Где природа, земля благодатны, щедры и добры к человеку! А у нас на Чукотке иные места.
2. Наша земля холодна словно лед,
Ей мало отпущено теплых дней.
Но любит, как сын, эту землю тот,
Кто родился и вырос на ней.
3. Там, где утро нового дня вступает на нашу землю, на самом дальнем Северо-Востоке, омываемом двумя океанами Северным Ледовитым и Тихим, лежит край, красота которого сочетает величавую неприступность горных хребтов с разливом северных холодных тундр, с озерами и реками. В состав Западно-Чукотского региона входит наш чаунский район – крупный горно-промышленный район Чукотского Автономного округа. Районный цент – г. Певек – самый освоенный северный город России.
4. Там, где вьюга,
Там, где снег
И холодные туманы.
Город маленький – Певек
Спит у кромки океана.
5. Сердце Певека – Чаунская ТЭЦ. Ее теплом, светом, энергией живет современный многоэтажный город.
Стоит Певек на Чаунской губе.
Из тундры, из далекой дали
Его легко узнать по ЧЕКовской трубе,
Конечно, вы ее видали.
Она дымит как паровоз,
Бросая в воздух тонны пыли.
И вы расплачетесь до слез,
Коль взять с собой очки забыли.
Но все ж, Певек красив собой
Под северным сияньем
Я восхищаюсь братцы им,
Рассветом его ранним.
6. Певек – это крупный транспортный центр.
Взвились в небо портальные краны,
Ждут с надеждой свои корабли.
Порт Певекский как флаг океана
На краю нашей русской земли!
Он значенье свое величаво
На Арктическом бреге несет…
Порт морской наш, овеянный Славой! –
Так его называет народ.
7. Аэропорт Певека, второй по размеру на Чукотке. После реконструкции новой взлетно-посадочной полосы и возведения аэровокзального комплекса аэропорт действует до сих пор. Сегодня он принимает любые крупные самолеты из Москвы, Магадана, Хабаровска.
8. Город застроен многоэтажными домами. Есть школы, детский сад, больничный комплекс, молодежный досуговый центр «Айсберг», магазины, Дом культуры, спортивные залы.
Полярники, строители, геологи –
Надежда города, его судьба.
Оставили свой след на годы долгие,
В их честь мы называем короба.
По Пугачева ходим постоянно мы,
За Обручева к озеру свернем.
Минуем новостройки Чемоданова
И в гору по Куваева пойдем.
9. На самом видном месте стоит красавица школа, имя которой Центр образования. Только здесь есть музей народного образования, где можно много узнать из истории нашего города, народного образования в Чаунском районе и истории нашей школы. Мы гордимся нашей школой, которая стала лучшей в округе.
Здесь я в первый класс пошел.
Здесь друзей своих нашел.
Научился я считать,
Книжки умные читать.
Моя парта у окна,
С нее улица видна.10. Край, где с тобой мы живем,
Неповторим и прекрасен.
Летом – под солнцем он ночью и днем.
В зимнюю пору – сияньем охвачен.
11. Сюда не ходят поезда, здесь короткое лето и долгие полярные ночи. Но смелому сердцу Чукотка щедро открывает свою первозданную, завораживающую красоту.
Здесь и сегодня можно увидеть тот же пейзаж, что предстал русским первопроходцам: простые и ясные очертания скал, словно вырезанные резцом обнаженные долины, бесконечные просторы, вливающиеся в студеные моря. Здесь нам встретятся уникальные явления природы: незабываемые каменные кекуры, на небе, во всю его длину, вытянулось северное сияние. Небо в полярную ночь ложится на вершины угрюмых заснеженных сопок и разрывают землю жестокие морозы. А на смену морозам летят ошалелые ветры – циклоны.
12. Удивительно прекрасна тундра в любое время года. С приходом весны снега начинают таять. Появляются проталины, а вместе с ними появляется первая зелень и цветы с яркими лепестками.
Вы не знаете об этом?
Я люблю Чукотку летом.
Тундра скромно расцветает,
ягод много созревает,
Красотою удивляет Иван-чай.
Самый лучший на земле – Чукотский край.13. Необъятная тундра наша
Вся покрыта цветами летом.
Пусть мне скажут: «Есть место краше!»
Я отвечу: «Не правда это!»
Солнце здесь до небес,
Здесь полным полно чудес:
Много ягод соберете,
Под кустом грибы найдете.
14. Несмотря на суровые природные условия северной земли, ее животный мир, так же, как и растительный, отличается большим разнообразием.
Западная Чукотка – это тундровый район, по бескрайним просторам которой круглый год кочуют тысячные стада оленей, бродят бурые и белые медведи, росомахи. Многочисленные водоемы заселяются птицами. Пустынный ландшафт тундры оживляют суетливые евражки. Рядом с жилищем людей они становятся совершенно ручными
15. Знаешь, кто такой евражка?
Славный маленький зверек.
С очень хитренькой мордашкой
Веселится у дорог.
Встанет столбиком игриво,
Бисеринками глаза.
Так и ждешь, что это диво
Скажет нежные слова.
Подпускает вас поближе,
Можно зверя рассмотреть,
Не в простой он шубке. В рыжей,
Ушки маленькие есть.
Захотелось вдруг погладить
Нам такого чудака.
Но. Увы, лишь свист оставил,
У дороги нет зверька.
Очень верткий, очень быстрый,
Скрылся мигом, не догнать.
Ты возьми листочек чистый
И попробуй рисовать.
16. Главное богатство тундры – олени. Олень кормит людей, одевает, перевозит по тундре. Без оленей в тундре не проживешь.
Вот он северный олень,
Белый, словно снег.
Пусть сугробы до колен,
Легок его бег.
Я розовым утром по тундре скачу.
Я солнцу навстречу с оленем лечу.
Верхом на олене я песни пою
Про солнце, про ветер, про тундру мою.
17. Летом тундра заполняется гомоном птиц. На ее просторах гнездятся стаи гусей, лебедей, уток, гагар, куликов. Обильнее всего заселены морские побережья. На скалистых берегах встречаются птичьи базары, где гнездятся десятки тысяч птиц. Над прибрежными скалами слышится их неугомонный шум.
18. Чукотка – край суровый, но люди здесь живут прекрасные, смелые и мужественные, трудолюбивые, всем сердцем любящие свой край. Местное население занимается традиционными промыслами (охотой, рыболовством, оленеводством). Главное богатство края – драгоценные металлы, пушнина, ценнейшая рыба.
19. Земля чукчей, эскимосов, коряков, юкагиров и многих других народов, Чукотка бережно хранит свою уникальную культуру и вековые традиции. Жизнь в тундре – не один только труд. Случаются в тундре и праздники. Веселые праздники. Праздник – это соревнования за честь оленеводов, это оленьи бега-гонки, это испытание выносливости и характера, это состязание в силе и ловкости, это песни и танцы.
20. Города! Города!
Сколько разных названий!
В них во всех побывать
Невозможно вовек.
Пусть же будет всегда
Он для нас самым главным
Этот маленький северный город Певек.
21. Чукотка – моя малая родина, мой дом родной. Я люблю эту стылую землю за ее прекрасную морозную зиму с пушистым и чистым снегом, за незабываемый и неповторимый рисунок сугробов после знаменитого «южака», за ее короткое, но прекрасное лето с удивительными красками тундры, с веселыми лужайками ромашек, которые рассыпаются по всему городу.
22. Чукотка моя, ты бескрайняя, дальняя,
Гляжу на тебя уже много я лет.
Тебя называю я родиной малою,
И места милей для меня больше нет.И к южному морю нисколько не хочется.
Мне берег чукотский родней и светлей.
А сердце мое только в тундру и просится,
Мне там так просторно, душе там теплей.
4. Просмотр картин чукотских художников- пейзажистов, детских рисунков.
5. Выбор сюжета на заданную тему. Устные зарисовки.
(«Мой город», «Северное лето», «Хозяин тундры», «Розовая чайка», «Охота на китов», «Лежбище моржей», «Праздник солнца», «В морском порту», «На пастбище», «Северное сияние», «В пургу» и т.д.)
6. Практическая работа учащихся (2 последующих урока)
(построение композиционного эскиза в карандаше и работа над эскизом в цвете на фоне музыки чукотского ансамбля «Эргырон»)
7. Итог урока. Выставка рисунков и их защита.
По результатам работы по данной теме на основе творческих работ учащихся и слайд фильма группа детей подготовила мультимедийную презентацию – рекламный проспект «Утро России». Так в рисунках дети видят свой край, в котором родились и живут. (См. приложение)