На современном этапе обучения в начальных классах возросла потребность повышения грамотности. Решение данной задачи зависит от содержания, методики, структуры урока русского языка. Предлагаемый курс создает условия для реализации творческих способностей младших школьников при изучении русского языка. Курс позволяет развивать самостоятельность, познавательную деятельность, грамотность, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося. Структура курса базируется на государственной программе.
Учебники русского языка для начальной школы содержат устаревшие и далекие от современности тексты. Предлагаемый курс содержит текст понятный и близкий современному ученику, что вызывает неподдельный интерес
Курс содержит следующие разделы:
1-й класс
- Правописание гласных после шипящих.
- Проверка знаний.
2-й класс
- Повторение изученного в 1-м классе.
- Правописание парных звонких и глухих согласных.
- Проверка знаний.
- Правописание безударных гласных.
- Правописание удвоенных согласных.
- Итоговые работы за 2-й класс.
3-й класс
- Повторение изученного во 2-м классе.
- Разделительный мягкий знак.
- Состав слова.
- Правописание парных звонких и глухих согласных.
- Проверка знаний.
- Правописание безударных гласных.
- Правописание непроизносимых согласных.
- Проверка знаний.
- Части речи.
4-й класс
- Имя существительное:
- Распознавание склонений,
- Распознавание падежей,
- Правописание безударных падежных окончаний, проверка знаний.
- Имя прилагательное.
- Местоимение.
- Глагол.
Задачами курса являются:
- Соответствие государственным учебным программам по русскому языку.
- Пополнение словарного запаса учащихся.
- Расширение кругозора.
- Раскрытие понятий современных терминов.
- Повторение и закрепление материала.
- Формирование контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Приведенные ниже примеры заданий по теме “Местоимение” составлены для учащихся 4-го класса, ярко демонстрируют методику.
Все текстовые карточки №7-№11 могут быть использованы как контрольные работы.
Пособие может быть использовано как для индивидуального обучения, так и коллективного. Материал подобран таким образом, что позволяет даже самым слабым учащимся с интересом работать на уроке, осознавая свои маленькие победы. Дидактический материал – карточки составлены от простого к сложному заданию. Он помогает учителю контролировать усвоение изученного материала и вовремя заметить проблемы.
Карточка 1.
- Спиши текст, вставь пропущенные орфограммы. Разбери предложение по частям речи. Укажи лицо и число местоимения.
- Просклоняй местоимение “ТЫ”.
- Разбери по составу слова:
От бесе_ки по пр_мой тр_пинк_ я ш_гал к вых_ду г_родск_ парка.
соседка
перекрытый
загадка
Карточка 2.
Он прыгнул с высок_ кручи в быстр_ воду горн_ р_ки.
Карточка 3.
- Спиши текст, вставь пропущенные орфограммы. Разбери предложение по частям речи. Укажи лицо и число местоимения.
- Просклоняй местоимение “МЫ”.
- Образуй однокоренные разные части речи:
До дачн_ учас_ка мы идем через соседн_ д_ревню.
Город - …..
Ход - …..
Карточка 4.
Про_дник выв_л нас на глухую д_рогу. Он попр_щался с нами и уш_л. Мы пошли по л_сной д_рог_ . Она прив_ла нас к обрыву. Под ним черн_ с_невой св_тилась в_да. Со_нце бл_стело в темн_ в_де. А над в_дой, отражаясь в ней ж_лтыми и лиловыми лепестками, л_тали бабочки.
Наступила, русский, выехал, объезд.
Карточка 5.
Вчера я д_журил в класс_ . Мне п_м_гал мой дру_ . Д_ска и п_лы у нас бл_стели. У нас есть график. По нему мы поддерж_ваем ч_стоту в помещении. У нас всегда образцов_ порядок. Нам приятно заниматься в наш_ класс_ . Мы об_зательно ежедневно д_журим в школьн_ ст_ловой.
Карточка 6.
Мама! Ласков_ и нежн_ , она приголубит тебя и утешит, с ней всегда т_пло и вес_ло. Спасибо ей за это. Будьте внимательны к ней, заботьтесь о ней всегда. Она заслужила это.
Карточка 7.
- Спиши. Вставь пропущенные орфограммы. Дополни текст по смыслу местоимениями.
- Запиши пять слов с непроизносимой согласной.
На высок_ дер_в_ … увидел птич_е гнездо. … было засыпано пуш_ст_ снегом. В … з_мовали кл_сты. У … выв_лись пт_нцы. Мимо … прол_тела неб_льшая пти_ка и села на тонк_ ветк_ . … не св_дила с … гла_ . … т_пло в м_ро_ под мя_ким маминым крылом.
Карточка 8.
Здра_ствуй … друг! Поздра_ляю … с праз_ником. Скоро у … в_сен_ие каникулы. Х_телось бы ск_рей с … пог_в_рить. У … много интересн_ для … . В школ_ был утрен_ик. … уже п_сал … о наш_ класс_ . … ч_сто ходим вместе в г_р_дской са_. … про_ьбу … выполнил. В книжн_ м_г_зин_ … купил … такой же как … сл_варь. Жду от … ответа.
Карточка 9.
Выгл_нуло со_нце. Раст_пило … сне_ . Ож_л лес. Все в … проснулось. В_сной дят_л занимается стр_ительством гн_зда. … выбирает мя_к_ дер_во. … ле_че д_лбить … . Из глубок_ дупла … нужно выбр_сить весь мус_р. На дне … гн_зда ничего нет. В … только пт_нцы-малыш_. … растут на жестком. От этого у … на пятках образуются мозоли.
Карточка 10.
На л_сную п_лянку из ч_щ_ выш_л лось. … спрятался за кустами и стал наблюдать за … . … пот_нул влажн_ воздух ш_рок_ н_здрями. … пок_залось, что суставы … но_ припухли. … подошел к б_ре_кам. Под … в тра_к_ п_стрели _довитые мухоморы. Толст_ губами лось подхв_тил мухомор и стал жевать. Для … мухомор – л_карство.
Карточка 11.
Ж_вет в л_сах средней п_л_сы белка. У … мя_к_ шерсть, быстрые гла_ки, цепкие лапки. … быстро прыгает с в-рш_ны дер_ва к з_мле. Гн_здо у … в ду_ле. Там у … гр_ки да оре_ки. Хватит … этих запасов на всю
заходил (мы, вы, он)
погостил (ты, она, я)