Оборудование: задания турнира для каждой команды, реквизиты для экспериментальных опытов, ПК для мультимедийного сопровождения, таблицы результативности.
Краткое вступительное слово педагога: «Дорогие ребята. Мы изучили с вами тему «Электрические явления». На наших занятиях вы не только изучили понятия, физические величины, формулы по данной теме, но и познакомились с жизнью ученых-физиков, их открытиями, научились решать сложные задачи, собирать электрические цепи, научились объяснять электрические явления, наблюдаемые в природе. И сегодня у нас заключительное занятие по этой теме, пройдет оно в виде турнира. Для этого я вас попрошу разделиться на 3 команды, дать название своей команде. Команда победитель получит почетное звание «Знатоки электричества». Турнир состоит из трех туров, в каждом из которых несколько заданий, каждое задание разбито на несколько частей. Каждая часть задания, выполненная правильно, оценивается 0,5 балла. В таблице результативности каждый участник команды должен записать и посчитать количество баллов, полученное им за выполненное задание. Общее количество баллов, полученное каждым участником за выполненное задание, и будет результатом команды. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов»
Рекомендации: После каждого задания проверка осуществляется по-разному : как самопроверка, взаимопроверка в команде, когда участники меняются ответами внутри команды, и когда ответы проверяют соперники.
Ход турнира
1 тур «Разминка»
1. Выпиши номера правильных формул (время выполнения задания 1 мин)
- I =R/U
- I = I1 = I2
- U = I1R1 +I2 R2
- R = R1 + R2 / R1R2
- A =I2Rt
- P = At
- R = U/ I
Ответ: номера формул 2, 3, 5, 7.
2. Найди общее (время выполнения задания 2 мин)
- металлы, почва, растворы солей –
- фотоэлемент, электрофорная машина, гальванический элемент –
- утюг, электрическая плитка, кипятильник –
- источник тока, потребители, ключ –
- тепловое, химическое, магнитное –
- французский ученый, единица заряда –
- мех, стекло, дерево, эбонит, резина –
- q, I, R, U, P –
Ответ: Проводники, источники тока, нагревательные элементы, электрическая цепь, действия электрического тока, Кулон, изоляторы, физические величины.
3. Назовите современным термином то, что американский физик Б. Франклин назвал «электрическим огнем» (время выполнения задания 1 мин)
Как только грозовая туча окажется над змеем, заостренная проволока станет извлекать из неё электрический огонь, и змей вместе с бечевой наэлектризуется… А когда дождь смочит, змей вместе с бечевой, станет способным свободно проводить электрический ток. Вы увидите , как он обильно стекает с ключа при приближении вашего пальца»
Ответ: Электрический огонь – электрический заряд.
2 тур «Интеллектуальный»
1. «Люди науки» О ком идет речь? (время выполнения задания по 1 мин)
- он открыл один из важнейших количественных законов цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал. Что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления.
- Он был рыцарем Почетного легиона , получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания французской академии наук, где он выступал. Он изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов».
- Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывают, что однажды, он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 мин, держа яйцо в руке. А, однажды, уходя из гостей, он перепутал шляпы и надел вместо своей круглой - треугольную шляпу, принадлежавшую важному духовному лицу. На другой день с извинениями вернул её владельцу, но все сочли, что это было сделано, чтобы завести полезное знакомство.
- Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Прием, использованный им , лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ.
- О нем великий Максвелл сказал: « Исследования, в которых он установил законы механического взаимодействия электрических токов, принадлежат к числу самых блестящих работ». На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был также добр и также прост, как и велик».
- Известно, что первую электрическую лампочку изобрел А. Н. Лодыгин. Назовите фамилию американского изобретателя, который её усовершенствовал.
Ответ:
- Георг Ом
- Александро Вольта
- Андре Мари Ампер
- Шарль Кулон
- Андре Мари Ампер
- Эдисон
2 .Вставьте пропущенные слова в тексте (время выполнения задания 2 мин)
Благодаря исследованиям Франклина, …. , Рихмана, была доказана….природа молнии. Мы видим её практически в тот момент, когда происходит разряд: весь свет распространяется со скоростью ….
Раскаты грома мы слышим уже после вспышки, так как скорость звука в воздухе примерно равна…. Гром от зарниц (далеких молний) вообще не доходит.
Энергия звука …. по пути.
Слова для справок:
- Ампер
- Ленц
- Ломоносов
- Электрическая
- тепловая
- химическая
- Поглощение
- сжатие
- испарение
- 3·108 м/с
- 3·103 м/с
- 3·102 м/с
Ответ: Пропущенные слова: 3. Ломоносов, 4. электрическая, 10. 3·108 м/с, 12. 3·102 м/с, 7. поглощение.
3. Вопросы Василисы (время выполнения задания по 1 мин)
Объясни событие.
-
Электроскоп заряжен, листочки разошлись.
Его блестящий шарик ладонью обойму
Но шарика не трону.
Внимательней вглядись
Листочки опадают,
Скажи-ка, почему?
Ответ: Вокруг заряженного шара существует электрическое поле. Заряд посредством этого поля передается руке, которая является хорошим проводником электрического заряда. Поэтому электроскоп постепенно разряжается. - За окном сияет солнце
День погожий и сухой
Не пойдешь на школьный вечер
С непромытой головой.
Чисто голову ты вымыл,
Обсушить не счел за труд,
А потом провел расческой –
Дыбом волосы встают.
Что так дыбятся они? –
Василисе объясни
Ответ: В результате соприкосновения волос и расчески, они электризуются, то есть приобретают заряды разных знаков. Тела, имеющие заряды, разных знаков, отталкиваются.
4. Объясни рисунок (время выполнения задания по 1 мин)
рис. 1
рис. 2
рис. 3
рис. 4
рис. 5
рис. 6
Ответ:
- Притяжение разноименных зарядов
- электрический ток
- электризация
- Спектры эл. полей
- накопление заряда
- электризация воды
3 тур «Экспериментальный»
1. Внимание! Черный ящик. Отгадайте что в черном ящике? (время выполнения задания 1 мин)
Имеет пластмассовый корпус
Две клеммы «+» и «-»
Имеет шкалу и стрелку указатель
Включается в цепь параллельн
Цена деления прибора 0,2 В
Измеряет напряжение на участке цепи
Ответ: Вольтметр
2. Опишите прибор: Реостат (время выполнения задания 1 мин)
Ответ: керамический цилиндр, две клеммы, ползунок, проволока, покрытая окалиной, металлический стержень.
3. Найди ошибки (время выполнения задания 1 мин)
Ответ:
- Неправильно соединены батарейки(+ -)
- Ключ соединен одной клеммой
- Амперметр на месте лампочки
- Лампочка на месте амперметра
- Вольтметр соединен последовательно
4. Порешаем (время выполнения задания 5 мин)
Составьте возможные схемы, имея три резистора по 2 Ом, соберите элементы электрических цепей, соответствующие схемам и посчитайте их сопротивление
Ответ: 2 Ом, 4 Ом, 6 Ом, 4/3 Ом, 3 Ом, 2 Ом.
5. Творческое (время выполнения задания 5 мин)
Как изменится сопротивление цепи, состоящей из пяти одинаковых проводников по 2 Ом, если добавить еще два таких же проводника.
Ответ: 5 Ом, 6 Ом.
6. Задача Незнайки (время выполнения задания 5 мин)
Проволока имеет сопротивление 36 Ом. Когда ее разрезали на несколько равных частей и соединили эти части параллельно, то её сопротивление стало 1 Ом. На сколько частей разрезали проволоку?
Ответ:
R=n R1
R= R1 / n
36 = n R1
1 = R1 / n
R1 = n
36 = n2
n=6
Рекомендации: Учащимся напоминается о заполнении таблицы результативности, которая может быть в таком виде:
Таблица результативности | ||||||||||
задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ... | Количество баллов |
1 тур «Разминка» | ||||||||||
1. формулы | ||||||||||
2. Найди общее | ||||||||||
3. «электрический огонь» | ||||||||||
2 тур «Интеллектуальный» | ||||||||||
1. «Люди науки» О ком идет речь? |
||||||||||
2. Вставьте пропущенные слова | ||||||||||
3. Вопросы Василисы. Объясни событие. |
||||||||||
4. Объясни рисунок | ||||||||||
3 тур «Экспериментальный» | ||||||||||
1. Внимание! Черный ящик. | ||||||||||
2. Опиши прибор | ||||||||||
3. Найди ошибки | ||||||||||
4. Порешаем | ||||||||||
5. Творческое | ||||||||||
6. Задача Незнайки | ||||||||||
итог |