Урок математики в 3-м классе по теме "Умножение на 10 и на 100"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обеспечить закрепление правила умножения на 10 и на 100, навыков устных и письменных вычислений, умения выполнять действия с величинами;
  • формировать умение составлять и решать задачи, умение решать примеры, используя правило умножения, находить перпендикулярные прямые;
  • способствовать воспитанию культуры общения на уроке, чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма.

Оборудование: рисунки с изображением дяди Фёдора, кота Матроскина, собаки Шарика, сундука; план маршрута; карточки для устного счёта, для индивидуальной работы, карточки «болотные кочки»; сундук; монеты; офтальмологический круг.

Тип урока: Закрепление изученного.

Форма проведения: Урок-путешествие.

Ход урока

I. Организационный этап

Психологический настрой на урок.

Прозвенел звонок –
Начался урок.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка, линейка, карандаш и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь оценку «5».

II. Этап проверки домашнего задания

– Ребята! Вы любите приключения?

– Сегодня на уроке мы будем путешествовать вместе с героями мультфильма. Но кто они вы узнаете, когда мы проверим домашнее задание.

– Какое задание было в домашнем упражнении? (решить примеры)

– Я надеюсь, вы справились с заданием и сейчас мы проверим правильность его выполнения. А за одно и узнаем с кем будем путешествовать.

– Ребята, результаты примеров записаны на карточках на доске.

Прочитайте первый пример. Читаем правильно. Есть такой ответ? Иди (имя ученика) открой карточку и т. д.. С кем мы будем путешествовать? А как называется мультфильм?

Давайте проверим следующий номер домашнего задания. Какое задание в номере? (раскрасить звенья ломаной, которые перпендикулярны). Есть перпендикулярные звенья у ломаной в случае а)? (Нет).

– Ребята, вы наверное помните, что в одной из серий мультфильма д. Фёдор, кот Матроскин и Шарик отправились искать клад. Посмотрите на план маршрута по которому наши герои будут искать клад.

– Какая это линия? (ломаная)

– Посмотрите, есть ли в ломаной перпендикулярные звенья?

– Покажите их.

III. Этап закрепления пройденного материала

1. Устный счёт.

Впереди нас ждут неожиданные препятствия. Герои мультфильма отправились уже в путь, а для нас они оставили записку. Чтобы её прочитать, надо увеличить в 100 раз числа на карточках и расставить их в порядке возрастания. (На доске карточки с числами 3, 8, 10, 1, 6, 4, а с обратной стороны ответы со слогами).

– Ребята, что значит увеличить в 100 раз? А теперь прочитаем записку.

– Как вы думаете, что зашифровано в записке?

– Каковы же цели нашего урока?

– Чему мы будем сегодня учиться на уроке? У вас на столе двухцветные карточки-помощницы. Продолжите предложения на карточке розового цвета.

  1. Закрепим правила умножения на ____ , ____
  2. Будем решать ____
  3. Будем находить ____ прямые.

– Молодцы! Записку прочитали, цели урока определили.

Теперь посмотрим на план маршрута. Наши герои подошли к лесу.

– Ребята, а какой это лес?

– Посмотрите на деревья. Какие деревья растут в лесу?

– А как называются деревья, у которых хвоя?

– Деревья, у которых листики? Чтобы войти в лес нам надо решить задачу.

В лесу хвойных деревьев 45, а лиственных в 10 раз больше. Сколько лиственных деревьев лесу?

– Ребята, как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья? (смешанный)

2. Применение знаний на практике (работа по учебнику и рабочей тетради).

Наши герои вошли в лес и продолжают своё путешествие, мы с вами откроем тетради и запишем число, классная работа. В чистописании запишем цифры, которые показывают, сколько лет д. Фёдору, если Шарику 7 лет, Матроскину 10 лет, а д. Фёдор старше собаки, но моложе кота. Сколько лет д. Фёдору?

Много бед таят леса:
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Вы примерчики решите
И зверюшку назовите.

В учебнике на стр.96 найдите № 377 - решение с комментированием с места, а запись названия зверюшки по буквам.

– Ребята, на доске ключ к заданию.

400 – й 900 – ч 380 – а
580 – и 120– З 760 – к

– Какому зверю очень тревожно живется в лесу?

Физкультминутка «Зайчики».

Мы отдохнули, успокоились, сели правильно, настроились на работу. А герои мультфильма двигаются дальше.

– Ребята, кто-то зовёт на помощь.

– Что же случилось? (божья коровка попалась в паутину)

– Как вы думаете, что нам надо сделать? (решить задание на паутине)
375 - самостоятельно
376 - коллективно (устно)
378 - коллективный разбор задачи, решение у доски. (После решения каждой задачи один из учащихся срывает задание с паутины)

– Божью коровку освободили. На пути перед героями речка. Они смогут перейти
мостик, если выполнят задания на карточках, которые предлагаются для каждого
героя.

Карточка I для д. Фёдора. Он хорошо считает, учится в школе, поэтому на его карточке трудное задание.

Карточка II для кота Матроскина. Он считает чуть хуже, на карточке задание легче.

Карточка III для Шарика. Он в школе не учится, считает с трудом и для него карточка с легким заданием.

Теперь выберите, кому вы хотите помочь из героев (самостоятельная работа).

– Давайте проверим, смогли ли помочь героям мультфильма. Соберитесь вместе, кто помогал д. Фёдору, Матроскину, Шарику.

– Ребята, у кого ответы не совпали?

Итак, д. Фёдор перебрался с друзьями через речку. Они оказались перед болотом.

– Какая орфограмма в слове болото? (безударная о, которая не проверяется ударением)

– Ребята, что вы знаете о болоте?

– Как можно перебраться через болото? (по кочкам)

– Правильно надо перепрыгивать с кочки на кочку.

– Вы готовы? Тогда вперёд!

– Наши кочки с заданием. Подойдите все к кочкам, (кочки лежат на полу у доски)

– Вам надо взять кочку решить задание и сесть на место.

– Кто у нас живёт на болоте?

Физкультминутка «Лягушки». Гимнастика для глаз.

– Молодцы! Справились и с этим препятствием. Герои двигаются дальше. Осталось немного. Следующее препятствие горка. Чтобы на неё подняться, надо вспомнить
сколько сантиметров в 1дм?

379 - работа в группах с конвертами.

Я даю вам конверты с заданием. Прочтите задание на конвертах, (вырази длину в сантиметрах)

– Вам надо составить верные равенства.

– А теперь запишите равенства в свои тетради. Давайте проверим, какая группа справилась лучше. Одна группа читает равенство, а вторая проверяет, если правильно хлопаем в ладошки и наоборот.

– Ребята, а кто в вашей группе больше составил равенств?

– Вот наши герои на горке им жарко и они кушают мороженое.

382 (задание на доске записано, дети по очереди записывают ответы)

– Итак, мы у цели. Клад перед нами.

– Какой большой сундук! (на доску прикрепляется рис. сундука)

– Его надо открыть. А для этого надо сказать из каких геометрических фигур состоит сундук?

– Давайте такой сундук начертим в тетрадях. № 386

– А что находится в сундуке мы узнаем чуть попозже.

IV. Этап информации о домашнем задании

– Ребята, герои мультфильма вам предлагают домашнее задание на выбор по карточкам от д. Фёдора, Матроскина, Шарика. Выберите себе любую карточку.

V. Этап подведения итогов

– Ребята, что мы сегодня закрепляли на уроке? Правильно ответить вам помогут двухцветные карточки-помощницы зелёного цвета.

  1. Закрепляли умножение чисел на _____ , _____
  2. Решали ____

– Как же можно число умножить на 10, на 100.

– Молодцы! Все препятствия мы преодолели с д. Фёдором, Матроскиным и Шариком. И теперь по праву мы можем открыть сундук. Что же в нём? Золотые и серебряные монеты.

VI. Этап рефлексии

– Ребята, в сундуке монеты: золотые и серебряные. Вы должны себе взять по одной монете. Если вы возьмёте золотую – это значит, вам сегодня на уроке было хорошо, вы всё поняли, было интересно. Если возьмёте серебряную – это значит, вам сегодня на уроке было что-то непонятно, что-то было не так, было неинтересно.