Цели:
- обеспечить закрепление правила умножения на 10 и на 100, навыков устных и письменных вычислений, умения выполнять действия с величинами;
- формировать умение составлять и решать задачи, умение решать примеры, используя правило умножения, находить перпендикулярные прямые;
- способствовать воспитанию культуры общения на уроке, чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма.
Оборудование: рисунки с изображением дяди Фёдора, кота Матроскина, собаки Шарика, сундука; план маршрута; карточки для устного счёта, для индивидуальной работы, карточки «болотные кочки»; сундук; монеты; офтальмологический круг.
Тип урока: Закрепление изученного.
Форма проведения: Урок-путешествие.
Ход урока
I. Организационный этап
Психологический настрой на урок.
Прозвенел звонок –
Начался урок.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка, линейка, карандаш и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь оценку «5».
II. Этап проверки домашнего задания
– Ребята! Вы любите приключения?
– Сегодня на уроке мы будем путешествовать вместе с героями мультфильма. Но кто они вы узнаете, когда мы проверим домашнее задание.
– Какое задание было в домашнем упражнении? (решить примеры)
– Я надеюсь, вы справились с заданием и сейчас мы проверим правильность его выполнения. А за одно и узнаем с кем будем путешествовать.
– Ребята, результаты примеров записаны на карточках на доске.
Прочитайте первый пример. Читаем правильно. Есть такой ответ? Иди (имя ученика) открой карточку и т. д.. С кем мы будем путешествовать? А как называется мультфильм?
Давайте проверим следующий номер домашнего задания. Какое задание в номере? (раскрасить звенья ломаной, которые перпендикулярны). Есть перпендикулярные звенья у ломаной в случае а)? (Нет).
– Ребята, вы наверное помните, что в одной из серий мультфильма д. Фёдор, кот Матроскин и Шарик отправились искать клад. Посмотрите на план маршрута по которому наши герои будут искать клад.
– Какая это линия? (ломаная)
– Посмотрите, есть ли в ломаной перпендикулярные звенья?
– Покажите их.
III. Этап закрепления пройденного материала
1. Устный счёт.
Впереди нас ждут неожиданные препятствия. Герои мультфильма отправились уже в путь, а для нас они оставили записку. Чтобы её прочитать, надо увеличить в 100 раз числа на карточках и расставить их в порядке возрастания. (На доске карточки с числами 3, 8, 10, 1, 6, 4, а с обратной стороны ответы со слогами).
– Ребята, что значит увеличить в 100 раз? А теперь прочитаем записку.
– Как вы думаете, что зашифровано в записке?
– Каковы же цели нашего урока?
– Чему мы будем сегодня учиться на уроке? У вас на столе двухцветные карточки-помощницы. Продолжите предложения на карточке розового цвета.
- Закрепим правила умножения на ____ , ____
- Будем решать ____
- Будем находить ____ прямые.
– Молодцы! Записку прочитали, цели урока определили.
Теперь посмотрим на план маршрута. Наши герои подошли к лесу.
– Ребята, а какой это лес?
– Посмотрите на деревья. Какие деревья растут в лесу?
– А как называются деревья, у которых хвоя?
– Деревья, у которых листики? Чтобы войти в лес нам надо решить задачу.
В лесу хвойных деревьев 45, а лиственных в 10 раз больше. Сколько лиственных деревьев лесу?
– Ребята, как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья? (смешанный)
2. Применение знаний на практике (работа по учебнику и рабочей тетради).
Наши герои вошли в лес и продолжают своё путешествие, мы с вами откроем тетради и запишем число, классная работа. В чистописании запишем цифры, которые показывают, сколько лет д. Фёдору, если Шарику 7 лет, Матроскину 10 лет, а д. Фёдор старше собаки, но моложе кота. Сколько лет д. Фёдору?
Много бед таят леса:
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Вы примерчики решите
И зверюшку назовите.
В учебнике на стр.96 найдите № 377 - решение с комментированием с места, а запись названия зверюшки по буквам.
– Ребята, на доске ключ к заданию.
400 – й | 900 – ч | 380 – а |
580 – и | 120– З | 760 – к |
– Какому зверю очень тревожно живется в лесу?
Физкультминутка «Зайчики».
Мы отдохнули, успокоились, сели правильно, настроились на работу. А герои мультфильма двигаются дальше.
– Ребята, кто-то зовёт на помощь.
– Что же случилось? (божья коровка попалась в паутину)
– Как вы думаете, что нам надо сделать? (решить задание на паутине)
№ 375 - самостоятельно
№ 376 - коллективно (устно)
№ 378 - коллективный разбор задачи, решение у доски. (После решения каждой задачи один из учащихся срывает задание с паутины)
– Божью коровку освободили. На пути перед героями речка. Они смогут перейти
мостик, если выполнят задания на карточках, которые предлагаются для каждого
героя.
Карточка I для д. Фёдора. Он хорошо считает, учится в школе, поэтому на его карточке трудное задание.
Карточка II для кота Матроскина. Он считает чуть хуже, на карточке задание легче.
Карточка III для Шарика. Он в школе не учится, считает с трудом и для него карточка с легким заданием.
Теперь выберите, кому вы хотите помочь из героев (самостоятельная работа).
– Давайте проверим, смогли ли помочь героям мультфильма. Соберитесь вместе, кто помогал д. Фёдору, Матроскину, Шарику.
– Ребята, у кого ответы не совпали?
Итак, д. Фёдор перебрался с друзьями через речку. Они оказались перед болотом.
– Какая орфограмма в слове болото? (безударная о, которая не проверяется ударением)
– Ребята, что вы знаете о болоте?
– Как можно перебраться через болото? (по кочкам)
– Правильно надо перепрыгивать с кочки на кочку.
– Вы готовы? Тогда вперёд!
– Наши кочки с заданием. Подойдите все к кочкам, (кочки лежат на полу у доски)
– Вам надо взять кочку решить задание и сесть на место.
– Кто у нас живёт на болоте?
Физкультминутка «Лягушки». Гимнастика для глаз.
– Молодцы! Справились и с этим препятствием. Герои двигаются дальше. Осталось
немного. Следующее препятствие горка. Чтобы на неё подняться, надо вспомнить
сколько сантиметров в 1дм?
№ 379 - работа в группах с конвертами.
Я даю вам конверты с заданием. Прочтите задание на конвертах, (вырази длину в сантиметрах)
– Вам надо составить верные равенства.
– А теперь запишите равенства в свои тетради. Давайте проверим, какая группа справилась лучше. Одна группа читает равенство, а вторая проверяет, если правильно хлопаем в ладошки и наоборот.
– Ребята, а кто в вашей группе больше составил равенств?
– Вот наши герои на горке им жарко и они кушают мороженое.
№ 382 (задание на доске записано, дети по очереди записывают ответы)
– Итак, мы у цели. Клад перед нами.
– Какой большой сундук! (на доску прикрепляется рис. сундука)
– Его надо открыть. А для этого надо сказать из каких геометрических фигур состоит сундук?
– Давайте такой сундук начертим в тетрадях. № 386
– А что находится в сундуке мы узнаем чуть попозже.
IV. Этап информации о домашнем задании
– Ребята, герои мультфильма вам предлагают домашнее задание на выбор по карточкам от д. Фёдора, Матроскина, Шарика. Выберите себе любую карточку.
V. Этап подведения итогов
– Ребята, что мы сегодня закрепляли на уроке? Правильно ответить вам помогут двухцветные карточки-помощницы зелёного цвета.
- Закрепляли умножение чисел на _____ , _____
- Решали ____
– Как же можно число умножить на 10, на 100.
– Молодцы! Все препятствия мы преодолели с д. Фёдором, Матроскиным и Шариком. И теперь по праву мы можем открыть сундук. Что же в нём? Золотые и серебряные монеты.
VI. Этап рефлексии
– Ребята, в сундуке монеты: золотые и серебряные. Вы должны себе взять по одной монете. Если вы возьмёте золотую – это значит, вам сегодня на уроке было хорошо, вы всё поняли, было интересно. Если возьмёте серебряную – это значит, вам сегодня на уроке было что-то непонятно, что-то было не так, было неинтересно.