Урок математики в 5-м классе "В гостях у сказки"

Разделы: Математика


Цели и задачи:

  1. обучающая:
    • проверить навыки умножения чисел;
    • проверить знание свойств умножения;
    • применить знаний, умений и навыков при решении различных заданий;
  2. развивающая: познакомить учащихся с «методом решетки», который использовался в древности, и научить их пользоваться им;
  3. воспитательная: воспитывать умение приносить обществу пользу, используя свои знания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Ход урока

(урок проводится с применением презентации – Приложение 1)

Учитель: Сегодня мы проводим урок по теме «Умножение натуральных чисел», и мы проведем его в гостях у сказки (показывается первый слайд).

Вы любите сказки? Вот сегодня мы посвятим урок одной такой сказке.

Учитель сообщает цель урока (показывается второй слайд)

  1. (Показывается третий слайд, звучит текст сказки). В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой и было у них три сына.

  2. (Показывается четвертый слайд). Старшие – хозяйственные, сноровистые, только вот в учебе далеко не пошли. Младший же – Емелюшка – учился в далеком
    городе. С детства он полюбил решать примеры да задачи. Решает он их день-деньской и даже поздней ноченькой.

  3. (Показывается пятый слайд) Приехал на каникулы Емелюшка домой, а дома все работают от зари до зари. Емеля же на печи сидит, решает, всю печь исписал.

  4. (Показывается шестой слайд. Выезжает печь, и на ней появляются задания для устного счета).

    Учитель: Давайте ребята, посмотрим какими заданиями исписал печь Емеля и решим их.

    Устные задания

    1. Решите уравнения:
      у – 17 = 20
      x + 8 = 15
      25 * у = 100

    2. Вычислить удобным способом:
      3 * 5 * 8 * 3
      11 * 8 * 5 * 3
      7 * 5 * 4 * 4

    3. Прочитайте выражения:
      a * (c + d)
      (4 – a) * 8
      3 * (n + m)
      ab + c
      m – cd
      2 * (a – b)

  5. (показывается седьмой слайд). Решил Емеля погулять, на гармони поиграть, на людей посмотреть и себя показать. Ходил, бродил и начал прохожими вопросы задавать, а ответить на них никто не может.

    Учитель: А вы ребята сможете ответить на вопросы Емели?

    Вопросы по теоретическому материалу.

    1. Что значит умножить одно натуральное число на другое?
    2. Как называются числа, которые перемножаются?
    3. Как называется результат умножения?
    4. Сформулируйте переместительное свойство умножения?
    5. Сформулируйте сочетательное свойство умножения?
    6. Чему равно произведение с * 1?
    7. Чему равно произведение у * 0?

  6. (показывается восьмой слайд). Погулял Емелюшка и вернулся домой. А дома дела. Решил Емеля братьям своим помочь, взял ведра и пошел к реке. Набрал воды из проруби и хотел уже домой идти, да решил порыбачить. И вдруг вытащил щуку. Заговорила щука голосом человечьим.

  7. (показывается девятый слайд). Не губи меня, Емелюшка, отпусти назад в реку – мало нас, щук, сейчас в реке, а таких как я математических, - одна. К тому же у меня детки малые. А за это я тебе подарю свои математические чешуйки. Как решишь все задания, так и преодолеешь первую ступеньку на пути к счастью.

    Учитель: Ребята, давайте посмотрим, а сможем ли мы решить задания, которые приготовила щука для Емели.

    (Далее учитель по своему усмотрению выбирает чешуйки на спине у щуке. Каждой чешуйке соответствует задание, которое появляется на отдельном слайде, с возвратом на слайд с изображением щуки).

    Задания для решения на уроке

    1. Найдите значение произведения:
      а) 154 * 8
      б) 39 * 57
      в) 744 * 12
      г) 814 * 372
      д) 37 * 100
      е) 50 * (2 * 764)
      ж) (111 * 2) * 35
    2. Запишите выражение:
      а) произведение m и n;
      б) утроенная сумма а и b;
      в) сумма произведений чисел 6 и х и чисел 8 и у;
      г) произведение разности чисел а и b и числа с.
    3. Найдите значение выражения:
      а) 8а + 250 при а = 12; 15;
      б) 14( b + 12) при b = 13;18.
    4. Задача. Велосипедист ехал а ч со скоростью 12 км/ч и 2 ч со скоростью 8 км/ч. Сколько километров проехал велосипедист за это время? Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при а = 1;2;4.
    5. Задача. Для покраски двери требуется 800 г белил, а для покраски окна на 200 г меньше. Сколько белил потребуется, чтобы покрасить 3 окна и 4 двери?

  8. (По усмотрению учителя после выполнения второго или третьего задания можно провести физкультминутку).

    Физкультминутка

    Спал цветок и вдруг проснулся
    (туловище вправо и влево)
    Больше спать не захотел
    (туловище вперед, назад)
    Шевельнулся, потянулся
    (руки через стороны вверх, потянуться)
    Взвился вверх и полетел
    (руки вверх, влево, вправо)
    Солнце утром лишь проснется
    Бабочка кружит и вьется
    (покружиться).

    Учитель: А что же там по сказке дальше? Давайте, ребята, послушаем.

  9. (показывается пятнадцатый слайд) Поехал Емеля на печи кататься, едет по улице, а около царского дворца гостей знатных видимо - невидимо. Подъехал он на своей печи и видит, стоит царь и Марья – царевна и просят гостей помочь им умножить числа с помощью «метода решетки», который описал арабский математик Мухаммед ибн Мусса. А гости хоть и важные, но не могут помочь. Обрадовался Емелюшка, что может своими знаниями оказать услугу царю и важным гостям, и стал объяснять.

  10. (показывается шестнадцатый слайд).

    Пусть надо умножить 347 на 29. Начертим таблицу, запишем над ней число 347, а справа число 29.

    В каждую строчку запишем произведение цифр, стоящих над этой клеточкой и справа от нее, при этом цифру десятков произведения напишем над косой чертой, а цифру единиц – под ней.

    А теперь будем складывать числа в каждой косой полосе, выполняя эту операцию справа налево. Если сумма окажется меньше 10, то ее пишем под нижней цифрой полосы. Если же она окажется больше 10, то пишем только цифру единиц суммы, а цифру десятков прибавляем к следующей сумме. В результате получаем произведение.

    Задание: умножьте числа 456 на 23, используя «метод решетки».

  11. Подведение итогов.

  12. (показывается семнадцатый слайд).

    Домашнее задание

    1. Умножить числа 753 на 12, 159 на 36 с помощью «метода решетки».
    2. № 443 (3 и 4 столбики).
    3. № 441.

    (номера из учебника Математика 5 класс автор Виленкин Н.)

Учитель: Ну, что, ребята, понравилась вам сказка? Говорят: «Сказка - ложь, да в ней намек». Чему же мы с вами научились на уроке, прослушав эту сказку? Я желаю и вам и дальше быть любознательными, стремитесь к знаниям, чтобы приносить своими знаниями пользу обществу на благо нашей великой Родины.