1. Функции педагогического совета.
Современный педагогический совет является полифункциональным. В его функциях могут быть выделены такие группы:
Управленческие (административные) которые включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие, корректирующие.
Законодательные - выражаются в коллективных решениях принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником.
Совещательные - обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций.
Диагностические - проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических обследований.
Планово-прогностические - обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ.
Экспертно-контролируюиее - заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников, о выполнении учителями и учениками Устава школы, единых требований к учащимся, о работе с родителями.
Корректирующие – внесение изменений и поправок в планы работы школы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.
Методические функции педагогического совета: информационные, обобщающие, аналитические, развивающие, обучающие, активизирующие.
Информационное направление - сообщение о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.
Обобщающе-аналитическое направление – анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта.
Развивающее направление – развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий.
Обучающее направление – это прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.
Активизирующее направление - активизация усилий педагогического коллектива, методической службы, научно-методического совета и работы каждого преподавателя над своей методической темой.
Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.
Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности, вырабатывает систему общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, единых требований к действиям коллег.
Социально-педагогические функции педагогического совета выражаются:
в коммуникации – связи педагогического коллектива с родителями, учениками, с педагогическими коллективами других школ;
в координации и интеграции – объединении усилий всех субъектов воспитания, школы, семьи, общественных организаций;
в согласовании – установлении целесообразных связей, последовательности действий;
в социальной защите детей и учительских коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, социального обеспечения, увольнения и приема и т.д.)
2. Содержание педагогического совета.
Содержание педсоветов реализует четыре избранных приоритетных направления:
- управление развитием образования;
- обновление содержания образования в связи с появлением новых стандартов образования;
- повышение уровня профессионализма педагогов через внедрение новых образовательных технологий;
- личностно-ориентированное общение.
Содержание педсоветов позволяет педагогам познакомиться с теоретическими основами многих инновационных направлений в образовании и увидеть их практическое применение, или самим в процессе практикумов отработать многие теоретические идеи. Управленческие педсоветы в начале и в конце учебного года позволяют сформировать аналитические умения педагогов, усвоение коллективом составляющих качеств образования, и умения планировать деятельность исходя из выявленных проблем и приоритетов развития школы.
Современную проблематику педсоветов можно представить такими модулями:
- Модуль А: знания, умения, навыки учащихся
- Модуль В: образовательные технологии.
- Модуль С: урок
- Модуль Д: воспитание.
- Модуль Е: работа классного руководителя.
- Модуль F: развитие школы.
- МодульG: школьник.
- Модуль H: учитель.
- Модуль J: родители (семья, социум).
Модули А, В, С охватывают процесс обучения, модули Д,Е воспитание, Р- управление, а модули G ,H ,J включают проблемы связанные с субъектами и объектами этих процессов. В живом образовательном процессе все эти проблемы находятся во взаимодействии, в движении, изменяются, проявляясь то наиболее остро, то отодвигаясь на задний план. Этим процессом управляют администрация и методическая служба школы с помощью совещаний, семинаров, лекций, посещений уроков, индивидуальных бесед с учителями. Важнейшим средством управления регулирования и разрешения возникающих проблем выступает педагогический совет. Он определяет пути и средства решения проблем, дает рекомендации на длительный срок, таким образом управляя уровнем и результатами образовательного процесса. Как известно искусство управления состоит в том, чтобы предупредить многие проблемы сгладить их остроту.
Конкретная тема встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается:
- освещение теории обсуждаемых вопросов, лучшего опыта в этой области;
- состояние практики школы (результаты диагностики, анализ анкет, примеры уроков и т.д.);
- обзор учебно-методического обеспечения;
- рекомендации по затронутым проблемам.
Формулировки темы и обсуждаемых вопросов в объявлении о повестке дня должны быть проблемными, лаконичными, доступными, выразительными и эмоциональными.
3. Виды педагогических советов, их проведение.
По методике подготовки и проведения педагогические советы бывают: традиционные , нетрадиционные.
Традиционные - доклад с обсуждением; доклад с содокладом; на основе работы проблемных групп; семинар - практикум.
Нетрадиционные – методический день; в форме КТД (коллективное творческое дело);
диспут-дискуссия; творческий отчет; конкурс; аукцион; фестиваль; деловая игра; круглый стол; педагогический консилиум; презентация.
Традиционный педсовет на основе создания проблемных групп.
Основной недостаток традиционной формы педсовета с докладом – низкая активность педагогов. Этого недостатка можно избежать, если выбрать актуальную проблему и привлечь к ее обсуждению всех участников педагогического совета, организовав ряд проблемных творческих групп.
1-этап – этап разработки осуществляется методическим советом. Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагают разработать группам участников педагогического совета, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план педсовета, вопросы для обсуждения, библиография.
2-этап –этап подготовки ( творческие проблемные группы). Подготовку к педсовету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией. Разрабатываются планы работы педагогического совета. Каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. Проблемные группы совместно с администрацией занимаются разработкой вопросов к педсовету, проводят анкетирование педагогов и учащихся, продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни), посещают уроки и внеклассные мероприятия, оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме,
изучают документацию образовательного учреждения ,разрабатывают памятки, готовят объявление о предстоящем педсовете, разрабатывают проект решения и рекомендации.
Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педсовету обеспечивается тем, что в учительской за месяц или более вывешивается объявление о предстоящем педсовете. На нем дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемой теме.
3- этап- этап проведения. Длительность педагогического совета по времени 2-2.5 часа. Председатель напоминает о требованиях к выступающим:
- уметь слушать и не прерывать оратора;
- мнение каждого должно быть услышано, учтено и принято;
- мысли и предложения нужно сформулировать четко и кратко;
- чужое мнение нужно уважаться, но при этом высказывать и свое;
- доказывать свою точку зрения, опираясь на анализ школьной ситуации, факты, данные и выводы не только педагогики, но и психологии, физиологии и других наук;
- вносить конкретные предложения, точно их адресовать. Критиковать по-деловому. принципиально, не допускать эмоциональных всплесков, помнить что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями.
Важное значение имеет процедура принятия решения. Проект решения готовится заранее и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения. И наконец проводится голосование окончательного варианта решения в целом.
Оотношение к решению педагогического совета проявляется в процессе его принятия. К недостаткам традиционных педсоветов можно отнести:
- авторитарный стиль, превращение педсовета в некий инструктаж;
- поверхностное обсуждение поставленных проблем;
- слабую связь теории с практикой, абстрактность докладов;
- почти полное отсутствие самостоятельной деятельности педагогов;
- низкая результативность.
Новые нетрадиционные формы проведения педсоветов превратили его, без преувеличения можно сказать, в мозговой центр, в некий штаб передовой мысли, в лабораторию мастерства педагогов. Можно перечислить некоторые нетрадиционные новые формы педагогических советов.
Педсовет-диспут. Диспут – это форма сотрудничества которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истины.
Например мы проводили педсовет на тему: «Обучать или воспитывать». Предложили педагогам подумать над такими проблемами:
- В какой степени реформа музыкального образования затронула проблемы воспитания? Ваше мнение об этом?
- Ребенка надо принимать таким каков он есть. Согласны ли вы с этим мнением? Какова ваша позиция?
- Как вы думаете: плох ли традиционный урок? Если нет, то каковы его достоинства?
На этом педсовете были не только традиционные роли участников диспута, но были и «конформисты», «критики», «союзники». Докладчику пришлось активно защищать свою позицию.
Педсовет-диспут понравился: обсуждение проблемы было острым, активным. Скуки и равнодушия не было. В качестве рекомендаций были предложены законы диспута:
- диспут – свободный обмен мнениями;
- на диспуте все активны, в споре все равны.
- каждый выступает и критикует любое положение, с которым он не согласен;
- говори что думаешь, и думай что говоришь;
- главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргумента не принимаются;
- имей мужество выслушать правду и не обидиться;
- острое, меткое слово приветствуется;
- перешептывания на месте, неуместные шутки запрещаются;
- здесь нет наблюдающих! Каждый активный участник разговора.
Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Администрация образовательного учреждения выбирает банк сложных педагогических ситуаций по данной проблеме, которые предлагаются коллективу. Форма их проведения может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация может играть роль жюри или ведущего консультанта.
Педагогический совет – защита инноваций.
Каждой группе участников педагогического совета дается задание – предварительно подготовиться (познакомиться с опытом) и в лаконичной форме изложить идеи и особенности педагогической инновации, ознакомиться с конкретным опытом использования педагогической технологии.
Группа выбирает исполнителей следующих ролей:
- автор-новатор, носитель передовых идей, спикер группы;
- оптимисты-защитники идеи, ее пропагандисты;
- пессимисты-консерваторы и скептики - противники идей;
- реалисты-аналитики., способные взвесить все «за» и «против» и сделать необходимые выводы.
В зависимости от количества людей и обсуждаемых инноваций можно выделить творческие группы по ролевым направлениям. В результате педсовет приходит к решению о целесообразности или нецелесообразности инновации.
Педагогический совет-деловая игра.
Для проведения педагогического совета - деловой игры необходимы некоторые условия.
- Наличие проблемы и цели которую должен решить педагогический коллектив. В практике распространены такие обобщенные темы: разработка программ развития; защита идей передового, авторского опыта; освоение инновационных технологий; и др.
- Имитация реальной ситуации по ролям.
- Реальное наличие интересов, мнений участников. При проведении такого педсовета надо соблюдать правила игры. Стимулировать участников соревнованиями, экспертной оценкой личного и коллективного вклада, оценкой результата игровой деятельности.
Весь процесс можно разбить на шесть этапов:
1 этап - разработка игры, составление сценария;
2 этап - организационный: необходимо разъяснить участникам игры цели и смысл, ознакомить их с программой и правилами, распределить роли, поставить конкретные задачи.
3 этап - разыгрывание и поиск решений внутри каждой группы. Работа в группе может проходить в виде мозгового штурма, дискуссии, тренинга.
4 этап – межгрупповая дискуссия: выступление групп, защита идей, проектов.
5 этап – подведение итогов: анализируются и обобщаются результаты, принимается общее коллективное решение.
6 этап – довольно сложен: надо перенести опыт мышления деятельности из игры в реальную жизнь образовательного учреждения.
Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество; сопровождается показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.
По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т.д.) объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников.
Постоянный состав педагогического совета определен « Положением о педагогическом совете школы» и включает весь педагогический коллектив.
На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, родители, ученики.
Объединенный педагогический совет планируем провести совместно с коллективами школ искусств нашего района.
Малый (ограниченный) педагогический совет занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней.
По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть: тактическим, стратегическим, стартовым, текущим, итоговым, четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным; по итогам проверок, смотров и т.д..
Тактический педсовет определяет и решает текущие задачи школы, анализирует ее деятельность, актуальные вопросы школьной жизни, анализирует качество знаний, состояние преподавания отдельных предметов, нравственного воспитания, уровня культуры; знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом.
Стратегический педсовет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат его работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.
Стартовый (установочный) педсовет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития.
Текущий (рабочий) педсовет дает анализ состояния воспитательного процесса, уровня преподавания на каком-либо отрезке учебного года. Четвертной – посвящен итогам работы за четверть. Полугодовой подводит итоги за полугодие.
Итоговый педсовет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы ( в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя развить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха. Итоговый педсовет может быть традиционным и нетрадиционным. Мы в своей школе приняли решение в конце года проводить итоговый нетрадиционный педсовет, на котором подводим итоги учебного года и говорим только о хорошем, все проблемные моменты оставляем для августовского педсовета. В этом году все преподаватели были награждены грамотами и памятными подарками – статуэтками богини Ники- символа дальнейших побед и достижений
Все педагогические советы, должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний.
Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данной школе технологии.
Литература:
- И.М. Гафурова Педагогический совет 2003
- Л.М. Сыромятникова Педагогические советы вып.1. 2005
- Педсовет: идеи, методики, формы (Ерофеева и др.)
- Диск издательства «Учитель» «Коммуникативная и педагогическая деятельность в школе».
- Положение о Педагогическом Совете (приказ министерства Образования от 08.09.1992 г.)
- Л.А. Церникель Педагогический совет - основная форма управленческой функции. Учебное пособие. Барнаул. 2000 г.