Обновление качества общего образования, его соответствие современным социально-экономическим условиям рассматривается сегодня как одно из оснований эффективности планируемых в России преобразовании. При формировании требований к качеству образования Комитет образования Совета Европы предлагает учитывать реалии современного общества, а именно:
- Ускорение и непредсказуемость экономического и технологического развития. Исторически, система образования была создана так, чтобы адаптировать молодых людей в существующем обществе, а сегодня надо подготовить молодежь и снабдить ее знаниями для общества, которое мы даже не можем себе представить.
- Рынок труда, где сохранение работы больше не гарантируется, и этот рынок требует в дополнение к основному образованию непрерывного повышения образовательного уровня в течение всей жизни.
- Расслоение больших групп населения, главным образом молодых людей, из-за безработицы, экономического и социального кризиса.
Обострение проблемы качества образования связано, с бурно и непрерывно растущим объемом знаний накопленных человечеством. В среднем каждые 10-15 лет объем информации удваивается, а в некоторых отраслях знаний этот промежуток еще меньше. Поэтому невозможно выделить необходимую и достаточную сумму знаний на всю жизнь. Можно предположить, что содержание образования будет интенсивно обновляться. Сегодняшняя школа построена в основном на коллективных, жестко регламентируемых формах обучения и недостаточно учитывает потребность общества в развитии индивидуальных качеств учащихся.
Принцип индивидуализации образования ведёт к серьёзным изменениям содержания образования и механизма его реализации в образовательном процессе. Индивидуальность требует воплощения принципа самоопределения учащегося с помощью наставника. Ученик сам определяет, какие развивать способности и практические умения, сам определяет этапы и сроки своего становления.
В течение четырёх лет работаю в профильных физико-математических классах. Ясно, что в классы этого профиля идут дети, имеющие склонность заниматься точными науками, поэтому свою работу строю с учётом этих наклонностей. В этом учебном году у меня классное руководство в 10-м физико-математическом классе. Цель воспитательной работы – создание условий для развития личности, ориентированной на гуманистические ценности, способной к ответственному и эффективному поведению в социуме. На этот учебный год поставлено две задачи:
1) Развитие способностей для
реализации личной цели в процессе обучения.
2) Самореализация личности в различных
социальных пространствах.
Поставленные задачи реализуются через различные направления деятельности:
- Право выбора элективного курса.
По предварительному изучению интересов учащихся в нашем профиле ведётся 8 элективных курсов: “Математика +” -14 человек, Алгебра (ЕГЭ) - 24 человека, “Агрегатные состояния вещества” - 10 человек, “ Законы сохранения в механике” - 10 человек, “ Информационные системы” - 10 человек, “Macromedia Flash” - 10 человек, “Биология” – 1 человек, “Английский язык” – 2 человека.
В этом учебном году главное – подготовка к ЕГЭ: математика 22 человека, русский язык 22, физика 21, география 18, информатика 15, химия 7.
- Работа в школьном научном обществе даст возможность ученику развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей; позволяет осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке; знакомит с методами научной и творческой работы; развивает познавательный интерес, любознательность; учит общению со сверстниками, единомышленниками и оппонентами; даёт возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Этому виду деятельности в классе уделяется много внимания. Многие ребята моего класса были участниками школьных городских, региональных и Российских конференций и конкурсов.
В прошлом году Старцев Павел и Курганков Константин за свою работу “Громоотвод” получили сертификат на городской научно-практической конференции, на Всероссийских конкурсах “Портфолио” и “Первые шаги”.
Золотарева Оля занимается проблемой экологии в течение четырёх лет. Её работы по этой теме получают высокие оценки на конкурсах регионального и Российского уровня, она дипломант конкурсов “Созвездие”, “Первые шаги”.
Стародубова Татьяна в прошлом году занималась в секции “История”. Её работа “Я вернусь, мама” удостоена грамотой губернатора области. Работа Стародубовой “Тепловой двигатель и проблемы экологии” удостоена диплома второй степени на Всероссийском конкурсе “Первые шаги”.
В разработке находятся 2 работы Веденяпина Алексея “Гетероэлектрики – альтернативные источники энергии” и “Информационная память воды”. Все работы имеют интересную электронную презентацию.
Востров Дмитрий 4 года занимается горным туризмом. Он представляет на городскую конференцию видеофильм “Путешествие по Горному Алтаю”. Фильм представлен на английском языке. Дмитрий посещает школу английского языка “Бенедикт”.
В летние каникулы Зубарев Сергей был участником Российской экспедиции по Горному Алтаю, где занимался изучением почв, их особенностей с учётом капиллярных явлений. Тема увлекла ребёнка и поэтому он в настоящее время занимается изучением поверхностного натяжения и капиллярных явлений в лабораторных условиях.
- Участие в олимпиадах различного уровня – это тоже фактор самореализации школьника. В городских олимпиадах этого года участвовало пять человек, призовых мест – четыре (технология – первое место, физика – третье место, экология – первое место, биология - третье).
В заочной интернет - олимпиаде “Эрудиты планеты” участвуют 16 человек. Очень приятно видеть, как ребята волнуются, переживают друг за друга, просматривают все возможные энциклопедии и справочники, чтобы найти правильный ответ на предложенный вопрос.
В дистанционной олимпиаде “Эйдос” приняли участие четыре человека. Содержание заданий этой олимпиады (физика) привели детей и меня в некоторое замешательство, так как задания нам были не совсем понятны, но после двенадцатичасовой работы задания были выполнены. Для работы потребовались не только предметные знания, но и умения рассуждать, наблюдать, делать выводы и уметь предсказать, т. е. требовался достаточно высокий общий уровень развития детей. Эта олимпиада позволила оценить уровень требований времени и сделать для себя вывод по результатам олимпиады. Мы не хуже всех! Фамилии участников в середине списка: “129, 149, 190, 210” из 360 участников.
- Работа в заочных школах и на заочных курсах тоже способствует развитию способностей для самореализации в обучении и жизни. Четыре человека из класса занимаются в заочной школе физики при КемГУ. Пять человек, выполнили работы Межрегиональной заочной физической олимпиады Всероссийской школы физики и математики “Авангард”. В школе проводятся дистанционные курсы “Школьный университет” (ТУСУР), где углубленно изучаются информационные технологии. Эти курсы посещают 9 человек, 7 из них получили сертификат. При средней школе № 1 ТУСУР организовал курсы по подготовке к поступлению в ВУЗ. Эти курсы посещают 5 человек из класса.
- В школе организовала разновозрастной клуб “Звездочет”, который посещают дети, интересующиеся астрономией. Клуб работает четвёртый год. На занятиях проводили наблюдения звездного неба, знакомились с последними открытиями в астрономии, посетили планетарий в г. Кемерово. Интерес детей к занятиям в клубе огромен, занятия посещают до 30 человек. Занятия кружка способствовали расширению общего кругозора учащихся, совершенствованию умения работать с научно-популярной литературой, справочниками, телескопом и звездной картой, умению вести наблюдения за звездами, расширению возможностей для личного творчества. Работу клуба организует и проводит актив, состоящий из детей, увлеченных астрономией. Занятия клуба вылились в научные работы: “ Кометы - наши небесные гостьи” и “Прохождение Венеры по диску Солнца в 2004 г.” Работы представлены на Всероссийский конкурс “Первые шаги” и удостоены диплома I степени и диплома II степени. За эти годы актив изменился, сегодня занятия проводят те дети, которые четыре года назад были слушателя этого клуба. В этом году наблюдалось редкое явление природы – затмение солнца. Происходило это в августе, связи с детьми у меня не было. Во время наблюдения явления у меня мелькнула мысль: “а ведь это научная работа”, но… И как приятно я была удивлена когда в сентябре двое ребят из моего класса: Веденяпин и Востров принесли фотографии, на которых зафиксированы все моменты события в хронологическом порядке. Это практически готовая работа, и толчком к созданию ее послужили занятия клуба “звездочет”. У детей уже есть потребность наблюдать, видеть и главное делиться тем, что узнали сами. Ежегодно 12 апреля члены клуба проводят шуточный КВН, посвященный дню космонавтики для ребят седьмого класса. Участники этих конкурсов впоследствии становятся членами кружка “звездочет”.
- Самореализации старшеклассников в социуме – это не только работа по углублению своих знаний, но и работа по формированию активной жизненной позиции. Для класса стала традицией добровольческая деятельность. В детском сале № 18 ребята регулярно помогают убирать двор от снега; построили две горки для малышей. В городском конкурсе на приз УРСАбанка “Белый медведь” за ледовую фигуру наш класс занял 2 место. А в этом году наша ледовая фигура “Бычок” заняла первое место и даже получила премию в 700 рублей. Сегодня решаем проблему: “куда потратить”.
- Спортивные организации нашего города тоже не оказались без нашего участия-ребята занимаются в футбольном клубе “Кировец”, в ДЮСШ вольной борьбой, пауэрлифтингом, боксом. Выступление наших спортсменов довольно таки успешно и на городском уровне, и на областном. В футбольном клубе занимаются Стрекатов, Баранов, Домрачеев и главное то, что они не только сами занимаются, но и проводят футбольные матчи для ребят среднего возраста. В школе проводится день самоуправления – нет отбоя от желающих провести урок физкультуры у детей младшего возраста.
- Музыкальное образование получают 2 человека в классе: Старцев Павел в ДШИ № 18, и Вальнюков Кирилл в ДМШ № 12. В СЦМ работают 3 человека: Веденяпин Алексей, Кунгурцев Артем, и Востров Дмитрий. Кунгурцев Артем создал команду КВН, где работают мальчики класса самостоятельно, без руководителя. В прошлом году это были робкие попытки представить свое творчество перед одноклассниками, а сегодня команда заняла первое место в городском конкурсе.
На мой взгляд, это и есть самореализация учащихся, всех его индивидуальных способностей. Сегодня уже есть успешность в самореализации моих детей, в классе нет, не одного человека, который занимался бы только уроками. По результатам учебного года коллективу вручён кубок добровольческих инициатив. Я считаю, что задачи, поставленные на учебный год, успешно решаются и это есть результат последовательной работы школы, семьи и тех учреждений, которые способствуют самореализации старшеклассников в социуме.