Сценарий школьной игры "Правовая эстафета"

Разделы: Внеклассная работа


ПОЛОЖЕНИЕ

(о проведении школьной игры «Правовая эстафета»)

Цели и задачи игры:

  1. Актуализация знаний и умений учащихся по праву;
  2. Формирование правовой культуры и гражданской грамотности,
  3. Развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву.

Участники игры:

  • команды учащихся 9-11 классов в составе 4 человек.

Этапы игры:

  1. «В лабиринте понятий»
  2. «Юридические задачи»
  3. «Из четырех – один»
  4. «Адвокатская контора»
  5. «Юридическая азбука»

Задания для игры разработаны на основе программ курсов обществознания и права для общеобразовательных учреждений.

Критерии оценки ответа:

  1. Каждый правильный ответ на этапе №1, №3, №4, №5 оценивается в один балл;
  2. За решение юридических задач (этап №2) – максимально три балла;

В начале игры дается общий старт. Команды расходятся по этапам. Каждые 7 минут дается сигнал для смены этапа. Хронометраж четко отслеживается. Игра рассчитана по времени на 1 час.

1 этап. «В лабиринте понятий». Участвует вся команда.

Необходимо знать определения:

  • «Правоспособность»,
  • «Дееспособность»,
  • «Опекунство»,
  • «Попечительство»,
  • «Несовершеннолетний»,
  • «Малолетний»,
  • «Санкция»,
  • «Диспозиция»,
  • «Гипотеза»,
  • «Право»,
  • «Права человека»,
  • «Преступление»,
  • «Проступок»,
  • «Правонарушение»,
  • «Наказание»,
  • «Вина»,
  • «Обязанности»,
  • «Эмансипация».

Дано определение понятия, задача – указать правильный термин.

2 этап. «Юридические задачи». Участвует два человека от команды.

Даны юридические задачи по конкретным ситуациям, в рамках школьной программы по обществознанию и праву.

Например: «Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассника?» (Ответ: Да, может, согласно ст. 20 УК РФ, ст. 163 УК РФ).

Номера статей указывать не обязательно.

3 этап. «Из четырех – один». Участвует два человека от команды.

Даны тестовые задания с предложенными четырьмя вариантами ответов, из которых правильным является только один.

Например: «Как квалифицируются действия по нарушению общественного порядка, например, битьё витрин?»

  1. баловство
  2. беспредел
  3. хулиганство
  4. произвол

Допускаются подчеркивания выбранного ответа либо любой другой знак, отмечающий выбранный ответ.

4 этап. «Адвокатская контора». Участвует капитан команды

Необходимо быстро ответить, к какому виду правоотношений относится данный юридический факт.

5 этап. «Юридическая азбука». Участвует вся команда.

Необходимо за отведенное время вписать слова на заданную букву.

ЗАДАНИЯ

1 этап. «В лабиринте понятий».

Необходимо дать точное определение:

  1. Правоспособность –
  2. Попечительство –
  3. Диспозиция –
  4. Эмансипация –
  5. Преступление –

1 этап. «В лабиринте понятий».

Необходимо дать точное определение:

  1. Дееспособность –
  2. Опека –
  3. Санкция –
  4. Правонарушение –
  5. Вина –

1 этап. «В лабиринте понятий».

Необходимо дать точное определение:

  1. Гипотеза –
  2. Проступок –
  3. Несовершеннолетний –
  4. Право –
  5. Наказание –

2 этап. «Юридические задачи».

Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

  1.  32-летний Петров потерял обе ноги в результате автомобильной катастрофы. Теперь он инвалид. Могут ли его ограничить в дееспособности?
  2. Может ли быть проведена эмансипация, если гражданин достиг 15-летнего возраста и работает по трудовому договору в учреждении?
  3. Несовершеннолетний Павел проживает с родителями и 20-летним братом. Брат подарил Павлу мопед. Через некоторое время Павел с разрешения брата обменял мопед на магнитофон. Может ли произведенный обмен быть признан недействительным?
  4. Можно ли с правовой точки зрения считать людей состоящими в браке после венчания в церкви?
  5. Дедушка обратился в суд с требованием о взыскании алиментов на содержание со своего внука Федора, поскольку у него маленькая пенсия, и он не может получить содержание от своего совершеннолетнего трудоспособного сына. Удовлетворит ли суд требование дедушки?

3 этап. «Из четырех – один».

Ответить на вопросы теста

1. Право отражает интересы:

  1. всего населения страны
  2. правительства
  3. только граждан
  4. только предприятий и организаций

2. С какого возраста требуется согласие ребенка при смене гражданства?

  1. 10 лет
  2. 12 лет
  3. 14 лет
  4. 16 лет

3. Как называется форма непосредственного участия народа в управлении государством?

  1. конвенция
  2. референдум
  3. декларация
  4. плебисцит

4. Нормы права регулируют:

  1. чувства человека
  2. намерения человека
  3. убеждения человека
  4. поведение человека

5. Как называется общественное отношение, урегулированное нормами права?

  1. событие
  2. юридический состав
  3. правоотношение
  4. юридический акт

6. Лицо, к которому предъявляют требование в суде, называют

  1. истец
  2. потерпевший
  3. судебный представитель
  4. ответчик

7. В гражданском праве предложение вступить в договорные отношения называется:

  1. акцепт
  2. лизинг
  3. оферта
  4. трансферт

8. Кто может выступать в качестве наследника гражданина Николаева исключительно по его завещанию?

  1. жена Ольга
  2. дочь Полина
  3. усыновленный Николай
  4. крестная мать Лариса

9. К экономическим правам относятся

  1. право на материнство
  2. право на социальное обеспечение
  3. право на жилище
  4. право частной собственности

10. В течение какого времени сожжет быть обжаловано судебное решение?

  1. 7 дней
  2. 10 дней
  3. 14 дней
  4. 1 месяц

4 этап. «Адвокатская контора»

Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?

  1. Мама Светы подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска.
  2. Олег подал заявление в отделение милиции об утере паспорта.
  3. Суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения по гражданскому делу.
  4. Сергей совершил кражу сигарет из палатки
  5. Следователь допрашивает свидетеля убийства.
  6. Игорь и Наташа усыновили ребенка.
  7. Бабушка оставила внучке в наследство домик в деревне.

5 этап. «Юридическая азбука»

А – факт нахождения подозреваемого вне места совершения преступления в момент его совершения __________________

Б – устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации __________________

В – народное собрание на Руси в X-XIV в. __________________

Г – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству __________

Д – выборный представитель населения в органы власти или самоуправления _________

И – человек (организация), предъявляющая иск __________________

К – основной закон государства __________________

Л – специализированное кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого и недвижимого имущества __________________

М – форма правления, при которой власть принадлежит единоличному главе государства __________________

Н – обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в пользу государства __________________

О – лицо, которому получена охрана интересов, личных и имущественных прав недееспособных лиц __________________

П – документ, удостоверяющий личность и гражданство __________________

Р – всенародное голосование граждан по законопроекту, действующему закону и другим вопросам государственного назначения __________________

С – возраст, по достижении которого лицо становится полностью дееспособным __________________

Т – частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья __________________

У – синоним вреда. Может быть причинен имуществу и личности __________________

Ф – богиня правосудия в греческой мифологии __________________

Х – грубое нарушение общественного порядка, которое может сопровождаться применением насилия к гражданам и порчи чужого имущества __________________

Ш – денежное взыскание, мера материального воздействия __________________

Э – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным __________________

Ю – система судебных учреждений, судебное ведомство __________________

Я – добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в соответствующие органы __________________

ОТВЕТЫ

1 этап. «В лабиринте понятий»

  1. Правоспособность – способность иметь права и обязанности
  2. Попечительство – форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей, лишении родителей родительских прав, а также над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не способны защитить свои права и интересы
  3. Диспозиция – элемент правовой нормы, выражающий само правило поведения, прописанное в данной норме права
  4. Эмансипация – объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным
  5. Преступление – виновное общественно опасное противоправное деяние физического лица, предусмотренное уголовным законом

1 этап. «В лабиринте понятий»

  1. Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности
  2. Опека – форма защиты личных и имущественных прав граждан, устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, оставшимися без родительского попечения, и над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия
  3. Санкция – элемент правовой нормы, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения
  4. Правонарушение – виновное противоправное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности
  5. Вина – психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам

1 этап. «В лабиринте понятий»

  1. Гипотеза – элемент правовой нормы, определяющий условия, при которых будет действовать данная норма права
  2. Проступок – правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок
  3. Несовершеннолетний – человек, не достигший 18-летнего возраста
  4. Право – система общеобязательных норм, регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство
  5. Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления

2 этап. «Юридические задачи»

Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

1. 32-летний Петров потерял обе ноги в результате автомобильной катастрофы. Теперь он инвалид. Могут ли его ограничить в дееспособности?

Нет, не могут, так как недееспособным является человек, не достигший 18 лет, либо признанный недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

2. Может ли быть проведена эмансипация, если гражданин достиг 15-летнего возраста и работает по трудовому договору в учреждении?

Нет, не может быть проведена, так как гражданин не достиг 16-летнего возраста

3. Несовершеннолетний Павел проживает с родителями и 20-летним братом. Брат подарил Павлу мопед. Через некоторое время Павел с разрешения брата обменял мопед на магнитофон. Может ли произведенный обмен быть признан недействительным?

Да, может, так как несовершеннолетний совершает сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей, попечителей, а брат Павла не является его законным представителем

4. Можно ли с правовой точки зрения считать людей состоящими в браке после венчания в церкви?

Нет, поскольку в соответствии со ст. 1 СК РФ (п.2) признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС)

5. Дедушка обратился в суд с требованием о взыскании алиментов на содержание со своего внука Федора, поскольку у него маленькая пенсия, и он не может получить содержание от своего совершеннолетнего трудоспособного сына. Удовлетворит ли суд требование дедушки?

Да, так как внуки привлекаются к уплате алиментов в случае невозможности получения дедушкой содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей.

3 этап. «Из четырех – один»

1. а 2. в 3. б 4. г 5. в 6. г 7. в 8. г 9. г 10. б

4 этап. «Адвокатская контора»

1. Мама Светы подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска.

Трудовые правоотношения

2. Олег подал заявление в отделение милиции об утере паспорта.

Административные правоотношения

3. Суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения по гражданскому делу.

Гражданско-процессуальные правоотношения

4. Сергей совершил кражу сигарет из палатки.

Уголовные правоотношения

5. Следователь допрашивает свидетеля убийства.

Уголовно-процессуальные правоотношения

6. Игорь и Наташа усыновили ребенка.

Семейные правоотношения

7. Бабушка оставила внучке в наследство домик в деревне.

Гражданские правоотношения

5 этап. «Юридическая азбука»

А – арест

Б – банда

В – вече

Г – гражданин

Д – депутат

И – истец

К – Конституция

Л – ломбард

М – монархия

Н – налог

О – опекун

П – паспорт

Р – референдум

С – совершеннолетие

Т – телохранитель

У – ущерб

Ф – Фемида

Х – хулиганство

Ш – штраф

Э – эмансипация

Ю – юстиция

Я – явка