ПОЛОЖЕНИЕ
(о проведении школьной игры «Правовая эстафета»)
Цели и задачи игры:
- Актуализация знаний и умений учащихся по праву;
- Формирование правовой культуры и гражданской грамотности,
- Развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву.
Участники игры:
- команды учащихся 9-11 классов в составе 4 человек.
Этапы игры:
- «В лабиринте понятий»
- «Юридические задачи»
- «Из четырех – один»
- «Адвокатская контора»
- «Юридическая азбука»
Задания для игры разработаны на основе программ курсов обществознания и права для общеобразовательных учреждений.
Критерии оценки ответа:
- Каждый правильный ответ на этапе №1, №3, №4, №5 оценивается в один балл;
- За решение юридических задач (этап №2) – максимально три балла;
В начале игры дается общий старт. Команды расходятся по этапам. Каждые 7 минут дается сигнал для смены этапа. Хронометраж четко отслеживается. Игра рассчитана по времени на 1 час.
1 этап. «В лабиринте понятий». Участвует вся команда.
Необходимо знать определения:
- «Правоспособность»,
- «Дееспособность»,
- «Опекунство»,
- «Попечительство»,
- «Несовершеннолетний»,
- «Малолетний»,
- «Санкция»,
- «Диспозиция»,
- «Гипотеза»,
- «Право»,
- «Права человека»,
- «Преступление»,
- «Проступок»,
- «Правонарушение»,
- «Наказание»,
- «Вина»,
- «Обязанности»,
- «Эмансипация».
Дано определение понятия, задача – указать правильный термин.
2 этап. «Юридические задачи». Участвует два человека от команды.
Даны юридические задачи по конкретным ситуациям, в рамках школьной программы по обществознанию и праву.
Например: «Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассника?» (Ответ: Да, может, согласно ст. 20 УК РФ, ст. 163 УК РФ).
Номера статей указывать не обязательно.
3 этап. «Из четырех – один». Участвует два человека от команды.
Даны тестовые задания с предложенными четырьмя вариантами ответов, из которых правильным является только один.
Например: «Как квалифицируются действия по нарушению общественного порядка, например, битьё витрин?»
- баловство
- беспредел
- хулиганство
- произвол
Допускаются подчеркивания выбранного ответа либо любой другой знак, отмечающий выбранный ответ.
4 этап. «Адвокатская контора». Участвует капитан команды
Необходимо быстро ответить, к какому виду правоотношений относится данный юридический факт.
5 этап. «Юридическая азбука». Участвует вся команда.
Необходимо за отведенное время вписать слова на заданную букву.
ЗАДАНИЯ
1 этап. «В лабиринте понятий».
Необходимо дать точное определение:
- Правоспособность –
- Попечительство –
- Диспозиция –
- Эмансипация –
- Преступление –
1 этап. «В лабиринте понятий».
Необходимо дать точное определение:
- Дееспособность –
- Опека –
- Санкция –
- Правонарушение –
- Вина –
1 этап. «В лабиринте понятий».
Необходимо дать точное определение:
- Гипотеза –
- Проступок –
- Несовершеннолетний –
- Право –
- Наказание –
2 этап. «Юридические задачи».
Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.
- 32-летний Петров потерял обе ноги в результате автомобильной катастрофы. Теперь он инвалид. Могут ли его ограничить в дееспособности?
- Может ли быть проведена эмансипация, если гражданин достиг 15-летнего возраста и работает по трудовому договору в учреждении?
- Несовершеннолетний Павел проживает с родителями и 20-летним братом. Брат подарил Павлу мопед. Через некоторое время Павел с разрешения брата обменял мопед на магнитофон. Может ли произведенный обмен быть признан недействительным?
- Можно ли с правовой точки зрения считать людей состоящими в браке после венчания в церкви?
- Дедушка обратился в суд с требованием о взыскании алиментов на содержание со своего внука Федора, поскольку у него маленькая пенсия, и он не может получить содержание от своего совершеннолетнего трудоспособного сына. Удовлетворит ли суд требование дедушки?
3 этап. «Из четырех – один».
Ответить на вопросы теста
1. Право отражает интересы:
- всего населения страны
- правительства
- только граждан
- только предприятий и организаций
2. С какого возраста требуется согласие ребенка при смене гражданства?
- 10 лет
- 12 лет
- 14 лет
- 16 лет
3. Как называется форма непосредственного участия народа в управлении государством?
- конвенция
- референдум
- декларация
- плебисцит
4. Нормы права регулируют:
- чувства человека
- намерения человека
- убеждения человека
- поведение человека
5. Как называется общественное отношение, урегулированное нормами права?
- событие
- юридический состав
- правоотношение
- юридический акт
6. Лицо, к которому предъявляют требование в суде, называют
- истец
- потерпевший
- судебный представитель
- ответчик
7. В гражданском праве предложение вступить в договорные отношения называется:
- акцепт
- лизинг
- оферта
- трансферт
8. Кто может выступать в качестве наследника гражданина Николаева исключительно по его завещанию?
- жена Ольга
- дочь Полина
- усыновленный Николай
- крестная мать Лариса
9. К экономическим правам относятся
- право на материнство
- право на социальное обеспечение
- право на жилище
- право частной собственности
10. В течение какого времени сожжет быть обжаловано судебное решение?
- 7 дней
- 10 дней
- 14 дней
- 1 месяц
4 этап. «Адвокатская контора»
Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?
- Мама Светы подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска.
- Олег подал заявление в отделение милиции об утере паспорта.
- Суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения по гражданскому делу.
- Сергей совершил кражу сигарет из палатки
- Следователь допрашивает свидетеля убийства.
- Игорь и Наташа усыновили ребенка.
- Бабушка оставила внучке в наследство домик в деревне.
5 этап. «Юридическая азбука»
А – факт нахождения подозреваемого вне места совершения преступления в момент его совершения __________________
Б – устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации __________________
В – народное собрание на Руси в X-XIV в. __________________
Г – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству __________
Д – выборный представитель населения в органы власти или самоуправления _________
И – человек (организация), предъявляющая иск __________________
К – основной закон государства __________________
Л – специализированное кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого и недвижимого имущества __________________
М – форма правления, при которой власть принадлежит единоличному главе государства __________________
Н – обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в пользу государства __________________
О – лицо, которому получена охрана интересов, личных и имущественных прав недееспособных лиц __________________
П – документ, удостоверяющий личность и гражданство __________________
Р – всенародное голосование граждан по законопроекту, действующему закону и другим вопросам государственного назначения __________________
С – возраст, по достижении которого лицо становится полностью дееспособным __________________
Т – частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья __________________
У – синоним вреда. Может быть причинен имуществу и личности __________________
Ф – богиня правосудия в греческой мифологии __________________
Х – грубое нарушение общественного порядка, которое может сопровождаться применением насилия к гражданам и порчи чужого имущества __________________
Ш – денежное взыскание, мера материального воздействия __________________
Э – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным __________________
Ю – система судебных учреждений, судебное ведомство __________________
Я – добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в соответствующие органы __________________
ОТВЕТЫ
1 этап. «В лабиринте понятий»
- Правоспособность – способность иметь права и обязанности
- Попечительство – форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей, лишении родителей родительских прав, а также над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не способны защитить свои права и интересы
- Диспозиция – элемент правовой нормы, выражающий само правило поведения, прописанное в данной норме права
- Эмансипация – объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным
- Преступление – виновное общественно опасное противоправное деяние физического лица, предусмотренное уголовным законом
1 этап. «В лабиринте понятий»
- Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности
- Опека – форма защиты личных и имущественных прав граждан, устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, оставшимися без родительского попечения, и над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия
- Санкция – элемент правовой нормы, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения
- Правонарушение – виновное противоправное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности
- Вина – психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам
1 этап. «В лабиринте понятий»
- Гипотеза – элемент правовой нормы, определяющий условия, при которых будет действовать данная норма права
- Проступок – правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок
- Несовершеннолетний – человек, не достигший 18-летнего возраста
- Право – система общеобязательных норм, регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство
- Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления
2 этап. «Юридические задачи»
Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.
1. 32-летний Петров потерял обе ноги в результате автомобильной катастрофы. Теперь он инвалид. Могут ли его ограничить в дееспособности?
Нет, не могут, так как недееспособным является человек, не достигший 18 лет, либо признанный недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.
2. Может ли быть проведена эмансипация, если гражданин достиг 15-летнего возраста и работает по трудовому договору в учреждении?
Нет, не может быть проведена, так как гражданин не достиг 16-летнего возраста
3. Несовершеннолетний Павел проживает с родителями и 20-летним братом. Брат подарил Павлу мопед. Через некоторое время Павел с разрешения брата обменял мопед на магнитофон. Может ли произведенный обмен быть признан недействительным?
Да, может, так как несовершеннолетний совершает сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей, попечителей, а брат Павла не является его законным представителем
4. Можно ли с правовой точки зрения считать людей состоящими в браке после венчания в церкви?
Нет, поскольку в соответствии со ст. 1 СК РФ (п.2) признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС)
5. Дедушка обратился в суд с требованием о взыскании алиментов на содержание со своего внука Федора, поскольку у него маленькая пенсия, и он не может получить содержание от своего совершеннолетнего трудоспособного сына. Удовлетворит ли суд требование дедушки?
Да, так как внуки привлекаются к уплате алиментов в случае невозможности получения дедушкой содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей.
3 этап. «Из четырех – один»
1. а 2. в 3. б 4. г 5. в 6. г 7. в 8. г 9. г 10. б
4 этап. «Адвокатская контора»
1. Мама Светы подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска.
Трудовые правоотношения
2. Олег подал заявление в отделение милиции об утере паспорта.
Административные правоотношения
3. Суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения по гражданскому делу.
Гражданско-процессуальные правоотношения
4. Сергей совершил кражу сигарет из палатки.
Уголовные правоотношения
5. Следователь допрашивает свидетеля убийства.
Уголовно-процессуальные правоотношения
6. Игорь и Наташа усыновили ребенка.
Семейные правоотношения
7. Бабушка оставила внучке в наследство домик в деревне.
Гражданские правоотношения
5 этап. «Юридическая азбука»
А – арест
Б – банда
В – вече
Г – гражданин
Д – депутат
И – истец
К – Конституция
Л – ломбард
М – монархия
Н – налог
О – опекун
П – паспорт
Р – референдум
С – совершеннолетие
Т – телохранитель
У – ущерб
Ф – Фемида
Х – хулиганство
Ш – штраф
Э – эмансипация
Ю – юстиция
Я – явка