Мастер-класс "Здоровье молодого поколения"

Разделы: ОБЖ


Цель: создание условий для формирования у “учащихся” системы научных знаний о здоровье.

Задачи:

  1. Образовательная – освоить основные понятия здоровья, ЗОЖ.
  2. Воспитательная – содействовать формированию положительной “Я– концепции”; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
  3. Развивающая – способствовать развитию творческих способностей, память, внимание, познавательный интерес.

Оборудование: воздушный шарик, листы бумаги, фломастеры, изображение модели здоровья в виде цветка, цветная бумага, ножницы, клей, доска, мел, аудиозапись, оборудование мультимедиа:

Ход урока

Организационный этап:

Приветствие. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки <Слайд 1>.

Актуализация первичного опыта учащихся:

  • Мотивация. При помощи воздушного шарика, который перекидывают друг другу выяснить, что является главным в жизни каждого в данном классе. (Варианты ответов).
  • Обсудить проблему. – Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?

(Варианты ответов).

  • Принятие решения. – Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.

Изучение нового материала:

1. Совместное целеполагание.

Учитель обращает внимание коллег на тему урока, записанную на доске. <Слайд 2>.

– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов).

– Сегодня мы выясним, из чего же складывается здоровье людей. <Слайд 3>.

– Тема здоровья волновала людей всегда. <Слайды 4,5,6>.

Сегодня в нашей стране одной из волнующих тем является тема здоровья. Болезни, травматизм, последствия вредных привычек лишают молодых людей возможности стать полноценными и полезными членами общества, государства, становятся личной трагедией и трагедией семьи. Все мы прекрасно понимаем, что здоровье надо беречь – этому нас учат в школе. Но не все понимают, что здоровье – это не только отсутствие болезней, а поэтому, нарушая общечеловеческие, духовные, нравственные и иные законы, попадают в ситуацию, когда и физическое здоровье уже начинает утрачивать смысл. Почему так получается? Может мы, чего-то недопонимаем? Какой смысл мы вкладываем в понятие “Здоровье”?

2. Эстафета двух групп у доски.

Задание на ассоциации <Слайд 7>:

На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З

Д

О

Р

О

В

Ь

Е

Задор

Движение

Оптимизм, образ жизни

Радость

Образованность

Восторг

-----------

Единство души и тела

– Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов).

Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (ВОЗ, 1975г.). <Слайд 8>.

3. Изучение понятия “Здоровье”.

Учитель предлагает модель здоровья в виде цветка, <Слайд 9>, соотносит её с записями на доске и говорит о взаимосвязи всех аспектов здоровья. <Слайд 10>.

Физическое здоровьеестественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют полу и возрасту.

Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается:

  • как мы получаем информацию, знание того, где можно её получить и как использовать;
  • умение извлечения знаний из самых разнообразных источников и использование их для принятия решения касающееся своего организма.

Эмоциональный аспект здоровья означает:

  • понимание своих чувств и умение выражать их;
  • знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме понятной для других;
  • уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет.

Социальный аспект здоровья подразумевает:

  • осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающими;
  • понимание того, что действительно важно для нас в отношении с друзьями, родными, приятелями и другими людьми, с которыми нам приходится общаться;
  • развитие в себе навыков ЗОЖ и тех, которые помогают в общении с людьми.

Личностный аспект здоровья означает:

  • осознание себя в качестве личности;
  • развитие “Я – концепции ” человека;
  • стремление к достижениям;
  • понимание того, подразумевается под успехом;
  • самореализация в работе, учёбе, семье, обществе.

Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения.

Духовный аспект здоровья: отражает суть нашего бытия (то, что действительно важно для нас, что мы более всего ценим). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные 5 аспектов здоровья и составить своё отношение к ним.

Класс делится на 6 команд (по количеству аспектов здоровья), которые получают задания: доказать, почему именно данный аспект здоровья, является наиболее важным для человека? Объяснить почему. Ответ начинать словами: “Считаем, что самая главная составляющая здоровья – это…”. <Слайд 11>.

/Во время групповой работы звучит спокойная мелодия/

(Варианты ответов, в которых, участники групп имеют возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность).

Считаем, что в человеке все должно быть развито гармонично, потому что все важно, а если какая-то составляющая не развита, то этот человек неполноценный, то есть инвалид. Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней?

– В настоящее время понятие здоровья трактуется более широко, нежели раньше.

Вывод: “Здоровье” понимается как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и влияющих друг на друга аспектов: физического, эмоционального, и интеллектуального, социального, личностного и духовного. <Слайд 12>.

4. Понятие ЗОЖ.

– Что называется Здоровым Образом Жизни? ( Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни). <Слайд 13>.

Работа в группах. Создание аппликации “Свое понимание ЗОЖ”. <Слайд 14>.

– Из чего складывается ЗОЖ человека? Пожалуйста, подумайте и запишите ваши определения на шариках. Вы работаете в группе. На обдумывания три минуты. (Участники команд записывают свои определения на шариках, прикрепляют и оформляют аппликацию).

Презентации работ групп.

5. Физкультурная пауза (индивидуальная работа).

А. Гимнастика для глаз <Слайд 15>.

Б. “Календарь радости”. <Слайд 16>.

Психика нуждается в энергии, как и все живое. Без соответствующей пищи наша душа “голодает”. Душу нужно питать так же заботливо, как и тело, “покупать” для нее “продукты” — хорошие впечатления, внимание, свежий воздух и многое другое. Сегодня мы сделаем первый шаг на свою “душевную кухню” — научимся “готовить” РАДОСТЬ. В жизни каждый день случаются прекрасные и счастливые минуты, встречаются добрые люди, совершаются благородные поступки. Человек, который чувствует все это, спокоен и уверен, У него все получается. Его все любят. Но мы обычно поступаем наоборот: чаще замечаем тревожное и грустное, раскрываемся навстречу плохим чувствам и подавляем добрые. Из-за этого портится настроение, происходят ссоры и неудачи. Чтобы стать счастливым, надо увидеть светлые стороны своей души, почувствовать гармонию жизни. В этом нам поможет “Календарь радости”. Открой чистую тетрадь и попытайся вспомнить все радостное, что произошло за сегодняшний день. Это может быть новая мысль, посетившая вас, или ласковое слово, которое вы услышали или сказали, а может быть, маленькая удача, или музыка, или мечта! Это будет первым шагом в вашем календаре радости, который поможет вам быть радостными и счастливыми.

В. Потягивание, “встряхивание” кистей рук.

6. Собрать пословицу (Работа в группах)

Пожалуйста, соберите известные пословицы и поговорки о здоровье. Пословица “разрезана” на отдельные слова. На обдумывание – две минуты.

  1. “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял”.
  2. “Здоровье – это достояние каждого человека, которое надо беречь и преумножать”. <Слайд 17>.

– Какие высказывания о здоровье вам еще известны?

Пословицы о здоровье:

  1. “Чтоб больными не лежать, надо спорт уважать”.
  2. “Нет больше богатства, чем наше здоровье!”
  3. “Со спортом дружить – сильными быть”.
  4. “Здоровыми быть – горе забыть”.
  • Здоровье – дороже золота. (В. Шекспир). <Слайд 18>.
  • Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. (А. Шопенгауэр).
  • Здоровье – это единственная драгоценность. (Монтель).

– Вы согласны с такими высказываниями? Почему?

– А как вы заботитесь о своем здоровье?

Закрепление материала. Тест “Оцени себя сам” <Слайд 19>.

Я читаю предложение. Если оно подходит к вам, ставьте +, если нет -

  1. Я никогда не курю.
  2. Я всегда завтракаю.
  3. Я ем не спеша.
  4. Я не переедаю.
  5. Я никогда не злоупотребляю алкоголем.
  6. Я сплю не менее 8 часов в сутки.
  7. Я поддерживаю нормальную массу тела.
  8. Я знаю показатели своего здоровья.
  9. Я ежедневно хожу пешком.
  10. Я никогда не раздражаюсь и не выхожу из себя.

Посчитайте, сколько вы набрали +, <Слайд 20>:

Если вы набрали 10-9 – вы хорошо заботитесь о своем здоровье, МОЛОДЦЫ!

7-8 – Вы что-то не умеете делать? Дайте себе слово, что обязательно научитесь, и будете выполнять. Посещайте спортивные секции, больше гуляйте.

Подведение итогов.

Завершение занятия. Рефлексия. Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...” <Слайд 21>.

Упражнение “Чемодан пожеланий”. Участникам мастер – класса предлагается высказать пожелания всем. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и могут быть адресованы конкретному человеку. <Слайд 22>.

Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке. <Слайд 23>.

Приложение 1: Презентация