Цель: создание условий для формирования у “учащихся” системы научных знаний о здоровье.
Задачи:
- Образовательная – освоить основные понятия здоровья, ЗОЖ.
- Воспитательная – содействовать формированию положительной “Я– концепции”; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
- Развивающая – способствовать развитию творческих способностей, память, внимание, познавательный интерес.
Оборудование: воздушный шарик, листы бумаги, фломастеры, изображение модели здоровья в виде цветка, цветная бумага, ножницы, клей, доска, мел, аудиозапись, оборудование мультимедиа:
Ход урока
Организационный этап:
Приветствие. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки <Слайд 1>.
Актуализация первичного опыта учащихся:
- Мотивация. При помощи воздушного шарика, который перекидывают друг другу выяснить, что является главным в жизни каждого в данном классе. (Варианты ответов).
- Обсудить проблему . – Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?
(Варианты ответов).
- Принятие решения. – Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.
Изучение нового материала:
1. Совместное целеполагание.Учитель обращает внимание коллег на тему урока, записанную на доске. <Слайд 2>.
– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов).
– Сегодня мы выясним, из чего же складывается здоровье людей. <Слайд 3>.
– Тема здоровья волновала людей всегда. <Слайды 4,5,6>.
Сегодня в нашей стране одной из волнующих тем является тема здоровья. Болезни, травматизм, последствия вредных привычек лишают молодых людей возможности стать полноценными и полезными членами общества, государства, становятся личной трагедией и трагедией семьи. Все мы прекрасно понимаем, что здоровье надо беречь – этому нас учат в школе. Но не все понимают, что здоровье – это не только отсутствие болезней, а поэтому, нарушая общечеловеческие, духовные, нравственные и иные законы, попадают в ситуацию, когда и физическое здоровье уже начинает утрачивать смысл. Почему так получается? Может мы, чего-то недопонимаем? Какой смысл мы вкладываем в понятие “Здоровье”?
2. Эстафета двух групп у доски.
Задание на ассоциации <Слайд 7>:
На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.
З Д О Р О В Ь Е |
Задор Движение Оптимизм, образ жизни Радость Образованность Восторг ----------- Единство души и тела |
– Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов).
Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (ВОЗ, 1975г.). <Слайд 8>.
3. Изучение понятия “Здоровье”.
Учитель предлагает модель здоровья в виде цветка, <Слайд 9>, соотносит её с записями на доске и говорит о взаимосвязи всех аспектов здоровья. <Слайд 10>.
Физическое здоровье – естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют полу и возрасту.
Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается:
- как мы получаем информацию, знание того, где можно её получить и как использовать;
- умение извлечения знаний из самых разнообразных источников и использование их для принятия решения касающееся своего организма.
Эмоциональный аспект здоровья означает:
- понимание своих чувств и умение выражать их;
- знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме понятной для других;
- уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет.
Социальный аспект здоровья подразумевает:
- осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающими;
- понимание того, что действительно важно для нас в отношении с друзьями, родными, приятелями и другими людьми, с которыми нам приходится общаться;
- развитие в себе навыков ЗОЖ и тех, которые помогают в общении с людьми.
Личностный аспект здоровья означает:
- осознание себя в качестве личности;
- развитие “Я – концепции ” человека;
- стремление к достижениям;
- понимание того, подразумевается под успехом;
- самореализация в работе, учёбе, семье, обществе.
Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения.
Духовный аспект здоровья: отражает суть нашего бытия (то, что действительно важно для нас, что мы более всего ценим). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные 5 аспектов здоровья и составить своё отношение к ним.
Класс делится на 6 команд (по количеству аспектов здоровья), которые получают задания: доказать, почему именно данный аспект здоровья, является наиболее важным для человека? Объяснить почему. Ответ начинать словами: “Считаем, что самая главная составляющая здоровья – это…”. <Слайд 11>.
/Во время групповой работы звучит спокойная мелодия/
(Варианты ответов, в которых, участники групп имеют возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность).
– Считаем, что в человеке все должно быть развито гармонично, потому что все важно, а если какая-то составляющая не развита, то этот человек неполноценный, то есть инвалид. Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней?
– В настоящее время понятие здоровья трактуется более широко, нежели раньше.
Вывод: “Здоровье” понимается как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и влияющих друг на друга аспектов: физического, эмоционального, и интеллектуального, социального, личностного и духовного. <Слайд 12>.
4. Понятие ЗОЖ.
– Что называется Здоровым Образом Жизни? ( Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни). <Слайд 13>.
Работа в группах. Создание аппликации “Свое понимание ЗОЖ”. <Слайд 14>.
– Из чего складывается ЗОЖ человека? Пожалуйста, подумайте и запишите ваши определения на шариках. Вы работаете в группе. На обдумывания три минуты. (Участники команд записывают свои определения на шариках, прикрепляют и оформляют аппликацию).
Презентации работ групп.
5. Физкультурная пауза
(индивидуальная работа).А. Гимнастика для глаз <Слайд 15>.
Б. “Календарь радости”. <Слайд 16>.
Психика нуждается в энергии, как и все живое. Без соответствующей пищи наша душа “голодает”. Душу нужно питать так же заботливо, как и тело, “покупать” для нее “продукты” — хорошие впечатления, внимание, свежий воздух и многое другое. Сегодня мы сделаем первый шаг на свою “душевную кухню” — научимся “готовить” РАДОСТЬ. В жизни каждый день случаются прекрасные и счастливые минуты, встречаются добрые люди, совершаются благородные поступки. Человек, который чувствует все это, спокоен и уверен, У него все получается. Его все любят. Но мы обычно поступаем наоборот: чаще замечаем тревожное и грустное, раскрываемся навстречу плохим чувствам и подавляем добрые. Из-за этого портится настроение, происходят ссоры и неудачи. Чтобы стать счастливым, надо увидеть светлые стороны своей души, почувствовать гармонию жизни. В этом нам поможет “Календарь радости”. Открой чистую тетрадь и попытайся вспомнить все радостное, что произошло за сегодняшний день. Это может быть новая мысль, посетившая вас, или ласковое слово, которое вы услышали или сказали, а может быть, маленькая удача, или музыка, или мечта! Это будет первым шагом в вашем календаре радости, который поможет вам быть радостными и счастливыми.
В. Потягивание, “встряхивание” кистей рук.
6. Собрать пословицу (Работа в группах)
Пожалуйста, соберите известные пословицы и поговорки о здоровье. Пословица “разрезана” на отдельные слова. На обдумывание – две минуты.
- “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял”.
- “Здоровье – это достояние каждого человека, которое надо беречь и преумножать”. <Слайд 17>.
– Какие высказывания о здоровье вам еще известны?
Пословицы о здоровье:
- “Чтоб больными не лежать, надо спорт уважать”.
- “Нет больше богатства, чем наше здоровье!”
- “Со спортом дружить – сильными быть”.
- “Здоровыми быть – горе забыть”.
- Здоровье – дороже золота. (В. Шекспир). <Слайд 18>. Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. (А. Шопенгауэр).
- Здоровье – это единственная драгоценность. (Монтель).
– Вы согласны с такими высказываниями? Почему?
– А как вы заботитесь о своем здоровье?
Закрепление материала. Тест “Оцени себя сам” <Слайд 19>.
Я читаю предложение. Если оно подходит к вам, ставьте +, если нет -
- Я никогда не курю.
- Я всегда завтракаю.
- Я ем не спеша.
- Я не переедаю.
- Я никогда не злоупотребляю алкоголем.
- Я сплю не менее 8 часов в сутки.
- Я поддерживаю нормальную массу тела.
- Я знаю показатели своего здоровья.
- Я ежедневно хожу пешком.
- Я никогда не раздражаюсь и не выхожу из себя.
Посчитайте, сколько вы набрали +, <Слайд 20>:
Если вы набрали 10-9 – вы хорошо заботитесь о своем здоровье, МОЛОДЦЫ!
7-8 – Вы что-то не умеете делать? Дайте себе слово, что обязательно научитесь, и будете выполнять. Посещайте спортивные секции, больше гуляйте.
Подведение итогов
.Завершение занятия. Рефлексия. Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...” <Слайд 21>.
Упражнение “Чемодан пожеланий”. Участникам мастер – класса предлагается высказать пожелания всем. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и могут быть адресованы конкретному человеку. <Слайд 22>.
Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке. <Слайд 23>.
Приложение 1: Презентация