Представление числовой информации в ПК

Разделы: Информатика


Цели урока:

образовательные:

  • формирование знаний учащихся о формах представления числовой информации в компьютере;
  • формирование практических навыков по представлению чисел в различных кодах;

развивающие:

  • формировать интерес к учению;
  • развивать познавательные интересы, творческие способности;
  • прививать исследовательские навыки;

воспитательные:

  • воспитание активности учащихся;
  • привитие навыков самостоятельной работы;
  • обеспечение сознательного усвоения материала.

Задачи урока:

Приобретаемые навыки детей:

  • Знать формы представления числовой информации в компьютере;
  • Знать и уметь объяснять принципы кодирования информации;
  • Знать особенности и преимущества двоичной формы представлении информации;
  • Знать форматы представления данных;
  • Уметь записывать числовую информацию в разных форматах;
  • Уметь записывать прямой, обратный и дополнительный коды представления чисел.

Формы организации работы детей: устная, письменная, индивидуальная.

Формы организации работы учителя: объяснение материала, фронтальный опрос

Технологические особенности:

Оборудование урока:

  • компьютеры IBM PC с операционной системой MS Windows XP и MS Office XP;
  • мультимедийный проектор;
  • программа-презентация по теме урока.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

  • представление чисел в памяти компьютера;
  • интерактивный задачник, раздел “представление чисел;
  • числа в памяти компьютера;
  • домашнее задание;
  • шаблоны с разрядными сетками для выполнения примеров;
  • таблицы степеней 2, 8, 16;
  • двоично-восьмеричная и двоично-шестнадцатеричная таблицы.

Этапы комбинированного урока:

  • Организация начала урока
  • Проверка выполнения домашнего задания.
  • Подготовка к усвоению нового учебного материала.
  • Усвоение новых знаний.
  • Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
  • Закрепление новых знаний.
  • Подведение итогов урока.
  • Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Ход урока

Кодирование числовой информации

Все числовые данные хранятся в машине в двоичном виде, т.е. в виде последовательности нулей и единиц, однако формы хранения целых и действительных чисел различны.

Для представления чисел в памяти ПК используются два формата:

  • формат с фиксированной точкой (запятой) целые числа;
  • формат с плавающей точкой (запятой) вещественные числа.

Представление целых чисел

Множество целых чисел, представленных в ЭВМ, ограничено. Диапазон значений зависит от размера ячеек памяти, используемых для их хранения.

Для целых чисел существуют два представления:

  • беззнаковое;
  • со знаком.

В К-разрядной ячейке может храниться 2к различных значений целых чисел.

Диапазон значений целых беззнаковых чисел (только положительные):

  • от 0 до 2к – 1;
  • для 16-разрядной ячейки от 0 до 6553;5
  • для 8-разрядной ячейки от 0 до 255.

Диапазон значений целых чисел со знаком (и отрицательные, и положительные в равном количестве):

  • от -2к-1 до 2к-1-1;
  • для 16-разрядной ячейки от -32768 до 32767;
  • для 8-разрядной ячейки от -128 до 127.

Чтобы получить внутреннее представление целого положительного числа N, хранящегося в К-разрядной ячейке, необходимо:

  1. Перевести число N в двоичную систему счисления.
  2. Полученный результат дополнить слева незначащими нулями до К разрядов.

Пример:

Получить внутреннее представление целого числа 1607 в 2-х байтовой ячейке.

Решение:

N=1607=110010001112.

Внутреннее представление этого числа будет: 0000 0110 0100 0111. Шестнадцатеричная форма внутреннего представления числа: 0647.

Для представления целого отрицательного числа используется дополнительный код.

Дополнительным кодом двоичного числа X в N-разрядной ячейке является число, дополняющее его до значения 2N.

Получение дополнительного кода:

  1. Получить внутреннее представление положительного числа N (прямой код);
  2. Получить обратный код этого числа заменой 0 на 1 или 1 на 0 (обратный код).
  3. К полученному числу прибавить 1.

Положительное число в прямом, обратном и дополнительном кодах не меняют свое изображение.

Использование дополнительного кода позволяет заменить операцию вычитания на операцию сложения.

A-B=A+(-B).

Процессору достаточно уметь лишь складывать числа.

Старший, К-й разряд во внутреннем представлении любого положительного числа равен 0, отрицательного числа равен 1. Поэтому этот разряд называется знаковым разрядом.

Пример:

Получить внутреннее представление целого отрицательного числа - 1607.

Решение:

  1. Внутреннее представление положительного числа: 000 0110 0100 0111;
  2. Обратный код: 1111 1001 1011 1000;
  3. Дополнительный код: 1111 1001 1011 1001 - внутреннее двоичное представление числа.

16-ричная форма: F9B9.

К уроку прилагается презентация (Приложение 1), в которой использованы материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).

Рекомендация: после пройденной темы, можно задать домашнюю проверочную работу. (Приложение 5).