Цели урока:
образовательные:
- формирование знаний учащихся о формах представления числовой информации в компьютере;
- формирование практических навыков по представлению чисел в различных кодах;
развивающие:
- формировать интерес к учению;
- развивать познавательные интересы, творческие способности;
- прививать исследовательские навыки;
воспитательные:
- воспитание активности учащихся;
- привитие навыков самостоятельной работы;
- обеспечение сознательного усвоения материала.
Задачи урока:
Приобретаемые навыки детей:
- Знать формы представления числовой информации в компьютере;
- Знать и уметь объяснять принципы кодирования информации;
- Знать особенности и преимущества двоичной формы представлении информации;
- Знать форматы представления данных;
- Уметь записывать числовую информацию в разных форматах;
- Уметь записывать прямой, обратный и дополнительный коды представления чисел.
Формы организации работы детей: устная, письменная, индивидуальная.
Формы организации работы учителя: объяснение материала, фронтальный опрос
Технологические особенности:
Оборудование урока:
- компьютеры IBM PC с операционной системой MS Windows XP и MS Office XP;
- мультимедийный проектор;
- программа-презентация по теме урока.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
- представление чисел в памяти компьютера;
- интерактивный задачник, раздел “представление чисел;
- числа в памяти компьютера;
- домашнее задание;
- шаблоны с разрядными сетками для выполнения примеров;
- таблицы степеней 2, 8, 16;
- двоично-восьмеричная и двоично-шестнадцатеричная таблицы.
Этапы комбинированного урока:
- Организация начала урока
- Проверка выполнения домашнего задания.
- Подготовка к усвоению нового учебного материала.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
- Закрепление новых знаний.
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Ход урока
Кодирование числовой информации
Все числовые данные хранятся в машине в двоичном виде, т.е. в виде последовательности нулей и единиц, однако формы хранения целых и действительных чисел различны.
Для представления чисел в памяти ПК используются два формата:
- формат с фиксированной точкой (запятой) целые числа;
- формат с плавающей точкой (запятой) вещественные числа.
Представление целых чисел
Множество целых чисел, представленных в ЭВМ, ограничено. Диапазон значений зависит от размера ячеек памяти, используемых для их хранения.
Для целых чисел существуют два представления:
- беззнаковое;
- со знаком.
В К-разрядной ячейке может храниться 2к различных значений целых чисел.
Диапазон значений целых беззнаковых чисел (только положительные):
- от 0 до 2к – 1;
- для 16-разрядной ячейки от 0 до 6553;5
- для 8-разрядной ячейки от 0 до 255.
Диапазон значений целых чисел со знаком (и отрицательные, и положительные в равном количестве):
- от -2к-1 до 2к-1-1;
- для 16-разрядной ячейки от -32768 до 32767;
- для 8-разрядной ячейки от -128 до 127.
Чтобы получить внутреннее представление целого положительного числа N, хранящегося в К-разрядной ячейке, необходимо:
- Перевести число N в двоичную систему счисления.
- Полученный результат дополнить слева незначащими нулями до К разрядов.
Пример:
Получить внутреннее представление целого числа 1607 в 2-х байтовой ячейке.
Решение:
N=1607=110010001112.
Внутреннее представление этого числа будет: 0000 0110 0100 0111. Шестнадцатеричная форма внутреннего представления числа: 0647.
Для представления целого отрицательного числа используется дополнительный код.
Дополнительным кодом двоичного числа X в N-разрядной ячейке является число, дополняющее его до значения 2N.
Получение дополнительного кода:
- Получить внутреннее представление положительного числа N (прямой код);
- Получить обратный код этого числа заменой 0 на 1 или 1 на 0 (обратный код).
- К полученному числу прибавить 1.
Положительное число в прямом, обратном и дополнительном кодах не меняют свое изображение.
Использование дополнительного кода позволяет заменить операцию вычитания на операцию сложения.
A-B=A+(-B).
Процессору достаточно уметь лишь складывать числа.
Старший, К-й разряд во внутреннем представлении любого положительного числа равен 0, отрицательного числа равен 1. Поэтому этот разряд называется знаковым разрядом.
Пример:
Получить внутреннее представление целого отрицательного числа - 1607.
Решение:
- Внутреннее представление положительного числа: 000 0110 0100 0111;
- Обратный код: 1111 1001 1011 1000;
- Дополнительный код: 1111 1001 1011 1001 - внутреннее двоичное представление числа.
16-ричная форма: F9B9.
К уроку прилагается презентация (Приложение 1), в которой использованы материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).
Рекомендация: после пройденной темы, можно задать домашнюю проверочную работу. (Приложение 5).