С незапамятных времен египетская цивилизация привлекала внимание человечество. Она сложилась в долине Нила в III тысячелетие до н.э. и является одной из наиболее ранних культур в истории. Культура Древнего Египта вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. Описать, все, что дала миру древнеегипетская цивилизация, и оценить в полной мере ее культурное наследие, наверное, невозможно будет никогда. Время египетской цивилизации соприкасается с вечностью. Чем глубже мы пытаемся постичь ее, тем больше нового открывает она нам, притягивая к себе умы многих поколения.
Этот мир захватывающих подробностей давно ушедшей жизни и сейчас завораживает нас своими причудливыми обрядами и полными тайного загадочного повседневного уклада. Подобно тому, как небо в Египте иное, чем где-либо в другом месте, и как река у них отличается иными природными свойствами, чем остальные реки, так и нравы и обычаи египтян почти во всех отношениях противоположны нравам и обычаям остальных народов. Условием существования любой цивилизации невозможно без передачи социального и культурного наследия. Этим связующим элементом выступает традиция. Традиции образуют "коллективную память" общества, обеспечивая его тождественность и преемственность в их развитии, без них в обществе воцарился бы хаос. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, обычаи, обряды и т.д. Инновации тоже необходимы: благодаря им происходит развитие в обществе и культуре. Инновация - не всегда новое. Это может быть и старое, хорошо известное, но в новой социально значимой функции.
Данная тема мало раскрыта в программе по ИЗО. Поэтому разработка комбинированного урока является актуальной.
Приобщение учащихся к темам такого рода способствует повысить их культурный и интеллектуальный уровень, стать эрудированными и образованными людьми, проявить интерес к культуре других народов, их традициям. В настоящее время Египет является одной из привлекательных стран для туристов. Знания и навыки, полученные учащимся на уроках ИЗО, позволят им быстро адаптироваться к социальным условиям данной страны.
Цель урока: В игровой форме закрепить пройденный материал на тему: "Культура повседневности Египта"
Задачи:
1. Закрепить материал пройденных уроков
2. Воспитать способность работать в коллективе
3. Развить у учащихся актерское мастерство, театральные способности
Тип урока: урок-путешествие
Форма урока: комбинированный урок
Средства обучения: интерактивная доска, фотографии, слайды
На уроке использован метод проживания в эпоху с элементами театрализации. Учащиеся работают в коллективе, готовят выступления. Эта тема позволяет окунуться в культуру повседневности Египта, позволяет приобщить детей к традициям египтян.
План урока:
- Организационный момент
- Закрепление пройденного материала через игру-путешествие
- Подведение итогов урока
Ход урока
1. Организационный момент
Цель этапа: Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие. Обеспечение нормальной обстановки в классе.
2 этап. Сценарий урока
А) Разделение учащихся на группы:
1. Экскурсионное бюро - 2 чел
2. Туристы - 2 чел
3. Покупатели - 3 чел
4. Продавцы тканей, специй - 3 чел
5. Хозяева дома: муж и жена
6. Экскурсовод в музее - 1 чел
7. Посетители музея - 3 чел
8. Посетители кафе и сотрудники - 6 чел
Б) Заранее класс делится на группы и каждый из участников готовит собственное выступление
В) Сценическое оформление класса
Класс делится на зоны:
- Экскурсионное бюро
- Кафе
- Музей
- Торговый рынок
- Жилой дом
В) Учитель: Здравствуйте, ребята! Приглашаю Вас совершить увлекательное путешествие в культуру повседневности Египта, прикоснуться к истокам зарождения традиций древних египтян, ощутить атмосферу современного быта египтян.
Первая зона: На столе учителя находится табличка с надписью: "Экскурсионное бюро". За столом сидят два человека - представители туристической компании. Заходит молодая пара.
Девушка: Здравствуйте! Я со своим будущим мужем хотим отправиться в свадебное путешествие. Какую страну вы бы посоветовали, чтобы совместить комфортный отдых, развлечение и поближе узнать восточную культуру?
Представитель: Вы как раз пришли, кстати, у нас есть горящая путевка в Египет, где вы можете провести отдых в пятизвездочном отеле, искупаться в Красном море и посетить великие пирамиды Хеопса, Хефрена и большого сфинкса, а также посмотреть местные достопримечательности. В Египте сильно развита туристическая инфраструктура, и отдых идеально подходит как для молодежи, так и для семейных пар с детьми.
Девушка: Ой, вы нас заинтересовали. Мы согласны.
Учитель показывает на интерактивной доске слайды: природы, пирамиды, курорты Красного моря
Музыкальный ряд: звучит восточная музыка, которая позволяет настроить детей в атмосферу современного Египта.
Молодая пара усаживается в середине класса на стулья.
Вторая зона: Жилой дом
На заднем плане, на экране слайд - внутреннее убранство дома. На переднем плане муж и жена. Они одеты в национальную одежду. Муж и жена улыбаются и приглашают вас в гости и угощают национальными сладостями с чашечкой чая. На полу узорчатый ковер с многочисленными шелковыми подушками. На них гости. Жена молчаливо обслуживает гостей.
Третья зона: Египетский музей
На доске зрительный ряд: фото египетского музея, а также экспонатов.
Экскурсовод: Многие туристы желают посетить наш Египетский музей. Он посвящен наследию фараонов: от изящных ювелирных украшений до гранитных колоссов царей. Здесь представлены сокровища Тутанхамона (показ экспоната).
Посетители смотрят с восторгом, многие из них фотографируют.
Экскурсовод: Чрезвычайные, интересные экспонаты вы можете видеть в зале царских мумий, где вы лицом к лицу столкнетесь с несколькими величайшими фараонами: Сети I и Рамсес II.
Четвертая зона: Торговый рынок
На доске зрительный ряд: фото рынка, фото тканей, специй, сладостей
Создана обстановка рынка, где продавцы рекламируют свой товар, во всю силу голосовых связок и легких. Ходят зазывалы: "О - казь, О - казь - он, О - казь - он - ус" (с фр. "распродажа", с араб. "снижение цены в двое"). Торговец сладостями и напитков кричит: "Береги зубы, береги зубы! Как лед!". Перекликаются торговцы фруктами: "Слаще меда! Апельсины, апельсины! Мед! Апельсины!"
Пятая зона: Кафе
На доске зрительный ряд: здание кофейни
Звучит восточная музыка, молодые люди, сидя на стульях, имитируя курят кальян. На столе чашка чая или кофе. Ощущается запах ароматизированных палочек. На переднем плане танцует девушка.
Первая зона: Экскурсионное бюро
Представитель: Вы выбрали отличный вид отдыха, в Египте вы получите незабываемое удовольствие от соприкосновения со сказочной природой и древней историей. Эти уникальные зрелища запомнятся Вам на всю жизнь.
3. Подведение итогов урока.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами подвели итоги изучения темы: Культура повседневности Египта. Появилось ли у Вас желание посетить Египет?