Цели урока:
- образовательные: отработать умения и навыки по применению правила нахождения части от числа;
- развивающие: формировать умения нахождения процента от числа с помощью микрокалькулятора, обогатить жизненный опыт;
- воспитывающие: развивать воображение, логическое мышление, внимание, навыки умственной и практической деятельности, самоконтроля и взаимоконтроля, содействовать воспитанию интереса к предмету.
Оборудование:
- компьютер,
- медиапроектор,
- экран,
- раздаточный материал,
- копировка,
- микрокалькуляторы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учителя. Дежурные докладывают о готовности к уроку (у всех на столах должны быть принадлежности, микрокалькуляторы)
Сообщение темы и целей урока. (Поскольку новый материал по теме изучен, необходимо подвести учащихся к формулировке цели урока: научиться решать текстовые задачи на нахождение дроби от числа)
Фронтальный опрос:
1. Как может быть представлена часть от числа?
2. Как обыкновенную дробь перевести в десятичную?
3. Как проценты выразить десятичной дробью?
4. Как найти дробь от числа?
5. Как найти несколько процентов от числа?
Проверка домашнего задания с помощью слайдов 1 и 2 (см. приложение)
2. Устный счёт.
а) На доске таблица:
нам | не | эту | данное | умножить | мам | число | найти |
4,5 | 10 | 0,28 | 300 | 1 | 5 | 0,2 | 0,4 |
на | тревожить | числа | надо | от | хотим | дробь |
3 | 0,56 | 1,5 | 4 | 1,1 | 0,9 | 0,6 |
Учащимся раздаются индивидуальные карточки с заданием: вычислить устно:
№1 и №16 2 карточки 20 * 0,5 |
№2 1 : 4 |
№3 4 - 3,4 |
№4 0,5 * 8 |
№5 3,2 - 2 |
№6 3 - 0,4 |
№7 и №11 2 карточки 1- 0,79 |
№8 0,63 : 0,7 |
№9 0,72 : 0,9 |
№10 3,6 + 3,2 |
№12 0,45 : 9 |
№13 5,6 : 0,7 |
№14 3,6 * 0,1 |
№15 1 - 0,44 |
№17 3 * 0,3 |
Каждый выполняет своё задание и находит результат в таблице, а с ним и соответствующее слово. Учитель использует слайд 3. Учащиеся по порядку номеров карточек называют слова, учитель после каждого ответа нажимает на левую кнопку мыши. Так появляется правило нахождения дроби от числа в стихотворной форме.
Более сильным учащимся раздаются схемы для усложнённых вычислений (можно их взять из учебника).
б) Найдите:
0,2 от 0,8; 35% от 12,6; 0,7 от 4,2; 42% от 30% от 50; 65% от 5
3. Решение задач.
3.1. По готовым кратким записям
Учащимся даётся установка составить задачу и решить. Идёт совместное обсуждение, отмечается наилучшая формулировка задачи. Для решения вызывается один ученик к доске, остальные решают в тетради
Решение:
32% = 0,32
9% = 0,09
1) 630 * 0,32 = 201,6 (кг) - собрал 6А класс.
2) 630 * 0,09 = 56,7 (кг) - на столько больше собрал 6Б класс.
3) 201,6 + 56,7 = 258,3 (кг) - собрал 6Б класс.
4) 630 - ( 201,6 + 258,3) = 170,1 (кг) - собрал 6В класс.
Ответ: 170,1 кг.
Физкультминутка
3.2. Учитель диктует проблемную задачу. "При сушке ромашки теряется 85% первоначального веса. Учащиеся собрали 105 кг цветов ромашки. Достаточно ли этого количества, чтобы выполнить взятое обязательство - сдать в аптеку 15 кг сухой ромашки ?"
Совместно вырабатывается план её решения. Далее учащиеся самостоятельно решают, после чего производится проверка решения по слайду 4.
3.3. Работа с учебником. Учащимся предлагается выяснить, как можно найти несколько процентов от числа, поработав над № 491. На слайде 5 выведен этот номер на экран.
4. Самостоятельная работа ( тест ) с последующей самопроверкой.
Используется копировка
Вариант I 1. Найдите 15% от 84р а) 1,26 р б) 12,6 р в) 126 р 2. Площадь поля 48 га. Кукурузой засеяно поля. Какая площадь осталась незасеянной? а) 76,8 га б) 30 га в) 18 га 3. Длина прямоугольника 14 см, а его ширина составляет от длины. Найдите площадь и периметр прямоугольника. |
Вариант II 1. Найдите 35% от 78 кг а) 27,3 кг б) 2,73 кг в) 273 кг 2. Масса покупки 56 кг. Яблоки составляют массы всей покупки. Остальное - груши. Какова масса груш? а) 32 кг б) 24 кг в) 98 кг 3, Длина прямоугольника 20 дм, а его ширина составляет от длины. Найдите площадь и периметр прямоугольника. |
Листочки с тестами учащиеся сдают учителю, а проверку выполняют по слайду 6.
5. Итог урока.
Проводится беседа об актуальности изучаемого материала в практической деятельности человека, в которой учащиеся сами делают соответствующие выводы.
Повторяется правило на нахождение дроби от числа.
Предлагается узнать информацию из слайда 7 и применить её к слайду 8.
(Представьте, что вы зашли в магазин бытовой техники и у вас от цен закружилась голова. Учитель один раз нажимает на левую кнопку мыши, чтобы перейти к слайду 8. Но, вдруг, вы увидели приятную информацию.
Нажимает второй раз. Появляется строка: Распродажа! Цены снижены на 15%. Узнайте, во сколько рублей вам обойдётся покупка понравившегося предмета бытовой техники.
Выставляются оценки за урок, проводится рефлексия.
6. Запись и инструктаж по выполнению домашнего задания.
Для всех: № 513 (задание на нахождение части от числа); №517 (задача, решаемая с помощью уравнения); № 518 (задание на повторение).
Для желающих: № 559 (из следующего параграфа).