Урок математики в 6-м классе по теме "Нахождение дроби от числа"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • образовательные: отработать умения и навыки по применению правила нахождения части от числа;
  • развивающие: формировать умения нахождения процента от числа с помощью микрокалькулятора, обогатить жизненный опыт;
  • воспитывающие: развивать воображение, логическое мышление, внимание, навыки умственной и практической деятельности, самоконтроля и взаимоконтроля, содействовать воспитанию интереса к предмету.

Оборудование:

  • компьютер,
  • медиапроектор,
  • экран,
  • раздаточный материал,
  • копировка,
  • микрокалькуляторы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учителя. Дежурные докладывают о готовности к уроку (у всех на столах должны быть принадлежности, микрокалькуляторы)

Сообщение темы и целей урока. (Поскольку новый материал по теме изучен, необходимо подвести учащихся к формулировке цели урока: научиться решать текстовые задачи на нахождение дроби от числа)

Фронтальный опрос:

1. Как может быть представлена часть от числа?

2. Как обыкновенную дробь перевести в десятичную?

3. Как проценты выразить десятичной дробью?

4. Как найти дробь от числа?

5. Как найти несколько процентов от числа?

Проверка домашнего задания с помощью слайдов 1 и 2 (см. приложение)

2. Устный счёт.

а) На доске таблица:

нам не эту данное умножить мам число найти
4,5 10 0,28 300 1 5 0,2 0,4

 

на тревожить числа надо от хотим дробь
3 0,56 1,5 4 1,1 0,9 0,6

Учащимся раздаются индивидуальные карточки с заданием: вычислить устно:

№1 и №16
2 карточки

20 * 0,5
- 2,5
: 1,5
* 0,12
__________
?

№2

1 : 4
+ 0,05
* 7
+ 3,4
:5
____
?

№3

4 - 3,4
* 1,4
+ 0,06
: 1,8
* 3
________
?

№4

0,5 * 8
+ 1,2
- 2,5
: 3
________
?

№5

3,2 - 2
* 5
: 0,1
: 1,5
* 0,01
_________
?

№6

3 - 0,4
: 0,13
* 0,1
: 0,2
_________
?

№7 и №11
2 карточки

1- 0,79
: 0,3
+ 5,3
: 1,5
_________
?

№8

0,63 : 0,7
+ 3,1
: 8
: 0,1
_________
?

№9

0,72 : 0,9
+ 3,2
: 5
* 0,7
________
?

№10

3,6 + 3,2
: 0,2
- 33,5
* 9
_________
?

№12

0,45 : 9
* 6
+ 2,7
: 0,01
________
?

№13

5,6 : 0,7
: 20
+ 4,8
: 26
_________
?

№14

3,6 * 0,1
: 0,6
+ 3,6
: 1,4
________
?

№15

1 - 0,44
: 0,7
* 0,5
- 0,12
_________
?

№17

3 * 0,3
+ 4,1
: 100
* 20
________
?

Каждый выполняет своё задание и находит результат в таблице, а с ним и соответствующее слово. Учитель использует слайд 3. Учащиеся по порядку номеров карточек называют слова, учитель после каждого ответа нажимает на левую кнопку мыши. Так появляется правило нахождения дроби от числа в стихотворной форме.

Более сильным учащимся раздаются схемы для усложнённых вычислений (можно их взять из учебника).

б) Найдите:

0,2 от 0,8; 35% от 12,6;
0,7 от 4,2; 42% от
30% от 50; 65% от 5

3. Решение задач.

3.1. По готовым кратким записям

Учащимся даётся установка составить задачу и решить. Идёт совместное обсуждение, отмечается наилучшая формулировка задачи. Для решения вызывается один ученик к доске, остальные решают в тетради

Решение:

32% = 0,32

9% = 0,09

1) 630 * 0,32 = 201,6 (кг) - собрал 6А класс.

2) 630 * 0,09 = 56,7 (кг) - на столько больше собрал 6Б класс.

3) 201,6 + 56,7 = 258,3 (кг) - собрал 6Б класс.

4) 630 - ( 201,6 + 258,3) = 170,1 (кг) - собрал 6В класс.

Ответ: 170,1 кг.

Физкультминутка

 3.2. Учитель диктует проблемную задачу. "При сушке ромашки теряется 85% первоначального веса. Учащиеся собрали 105 кг цветов ромашки. Достаточно ли этого количества, чтобы выполнить взятое обязательство - сдать в аптеку 15 кг сухой ромашки ?"

Совместно вырабатывается план её решения. Далее учащиеся самостоятельно решают, после чего производится проверка решения по слайду 4.

3.3. Работа с учебником. Учащимся предлагается выяснить, как можно найти несколько процентов от числа, поработав над № 491. На слайде 5 выведен этот номер на экран.

4. Самостоятельная работа ( тест ) с последующей самопроверкой.

Используется копировка

Вариант I

1. Найдите 15% от 84р

а) 1,26 р

б) 12,6 р

в) 126 р

2. Площадь поля 48 га. Кукурузой засеяно поля. Какая площадь осталась незасеянной?

а) 76,8 га

б) 30 га

в) 18 га

3. Длина прямоугольника 14 см, а его ширина составляет от длины. Найдите площадь и периметр прямоугольника.

Вариант II

1. Найдите 35% от 78 кг

а) 27,3 кг

б) 2,73 кг

в) 273 кг

2. Масса покупки 56 кг. Яблоки составляют массы всей покупки. Остальное - груши. Какова масса груш?

а) 32 кг

б) 24 кг

в) 98 кг

3, Длина прямоугольника 20 дм, а его ширина составляет от длины. Найдите площадь и периметр прямоугольника.

Листочки с тестами учащиеся сдают учителю, а проверку выполняют по слайду 6.

5. Итог урока.

Проводится беседа об актуальности изучаемого материала в практической деятельности человека, в которой учащиеся сами делают соответствующие выводы.

Повторяется правило на нахождение дроби от числа.

Предлагается узнать информацию из слайда 7 и применить её к слайду 8.

(Представьте, что вы зашли в магазин бытовой техники и у вас от цен закружилась голова. Учитель один раз нажимает на левую кнопку мыши, чтобы перейти к слайду 8. Но, вдруг, вы увидели приятную информацию.

Нажимает второй раз. Появляется строка: Распродажа! Цены снижены на 15%. Узнайте, во сколько рублей вам обойдётся покупка понравившегося предмета бытовой техники.

Выставляются оценки за урок, проводится рефлексия.

6. Запись и инструктаж по выполнению домашнего задания.

Для всех: № 513 (задание на нахождение части от числа); №517 (задача, решаемая с помощью уравнения); № 518 (задание на повторение).

Для желающих: № 559 (из следующего параграфа).