Цели
- Обобщить знания детей о зимующих птицах.
- Уметь использовать в письменной речи имена прилагательные.
- Развивать устную и письменную речь, внимание, наблюдательность.
- Уметь переносить свои впечатления от услышанного текста в рисунок, изображать птиц, основываясь на их литературной характеристике.
- Учить работать в группе.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- рисунок зимней березки,
- рисунки птиц,
- аудиозапись "Наедине с природой". Лес. Птицы.
- компьютер,
- экран,
- проектор,
- компьютерный диск,
- технологические карты с изображением птиц,
- карточки с текстом.
- грамзаписи П.И.Чайковского "Времена года".
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. (Учитель включает грамзапись произведения П.И.Чайковского "Декабрь" из музыкального альбома "Времена года".)
3.Минутка каллиграфии.
пП ппПП
Покормите птиц зимой !
4.Работа в группах. Класс делится на группы, каждой группе выдаётся загадка "Узнай птицу", дополнительная литература о птицах. Дети должны узнать птицу и через 10 минут подготовить сообщение о ней. Рассказывая о птице , дети прикрепляют рисунок птицы на березку.
Ученик:
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это:. (снегири).Спутник давний наш от века,
Он живёт близ человека,
Без забот и без скорбей.
Наш (домашний воробей).Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос- как топор,
Хвост- как упор.( дятел)Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока).
Карточки со сведениями о птицах
1. Клёст
Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками. Клестов называют "северными попугайчиками" за то, что они искусно лазают по деревьям. Клюв у них особой формы. Клесты - единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 мороза.
2. Воробей
Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
3. Снегирь
Снегири - нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самок наряд более скромный. У этой птицы верх головы, крылья, хвост - черные, спина голубовато-серая, а брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
4. Дятел
У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Этим клювом он выдалбливает глубокое дупло для гнезда, семечки из шишек вылущивает. А язык у дятла острый и липкий, с жесткими щетинками на конце, достает насекомых из любой щели! Лапки у него короткие с цепкими когтями, поэтому он свободно лазает по стволам деревьев, а короткий упругий хвост служит опорой при долблении. Живут дятлы в дуплах, там и птенцов своих выращивают.
5. Выступление детей с сообщениями. Задания для других групп: выписать прилагательные, встретившиеся в тексте.
6. Проверка задания.
7. Работа с текстом.
8. Физминутка.
О чём поют воробушки
(шагаем на месте)
В последний день зимы?
(Руки в стороны - на пояс).
-Мы выжили, мы выжили
(Хлопаем в ладоши)
- Мы дожили!
(Прыжки на месте)
-Мы живы! Живы мы!
(Шагаем на месте)
Он взглядом на меня взглянул,
(Руки в стороны)
Улыбкой улыбнул,
(Руки на пояс)
Потом рукою руканул.
(Рывки рук перед грудью).
9. Учитель: Аукцион "Кто больше знает зимующих птиц?"
Дети называют птиц, выигрывает тот ученик, который назвал птицу последним.
10. Работа с текстом. Задание: вставить в описание птицы пропущенные имена прилагательные.
"Головка у этой птички в (черной) шапочке, спинка, крылья и хвост (тёмные), а грудка (ярко-желтая), будто в (желтый) жилет нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и (разные) зернышки, и крошки хлеба, и (вареные) овощи."
Г. Скребицкий
. 11. Учитель: А как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее: холод или голод?
Ответы детей.
Учитель обобщает ответы детей. Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывать корм. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.
Учитель: А как же можно помочь птицам?
(Подготовленные учащиеся читают стихи).
Ученик:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
Ученица:
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
Ученик:
А в четверг со всех краёв-
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
Ученица:
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
Учитель: Только ли зимой надо кормить птиц?
Ответы детей.
12. Мини-сочинение. Задание: описать внешний вид птицы, используя имена прилагательные.
Учитель: Перед нами стоит задача - описать красоту птицы.
-Что будем описывать?
-Чем вам нравится эта птица?
Написание мини-сочинения.
Учащиеся зачитывают свои сочинения.
13. Просмотр презентации "Берегите птиц". Приложение.
14.Учитель: Мы сегодня познакомились с большим количество зимующих птиц. Я предлагаю вам нарисовать одну из них, но какую, попробуйте отгадать.
Видали вы его не раз-
Он скачет в двух шагах от нас,
"Чирик- чирик! Чирик-чирик!"
Кто к этой песне не привык!
(Воробей).
15. Учитель предлагает образец последовательности выполнение рисунка
16. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке.
- Что понравилось
17. Итог урока.
-Для чего служат имена прилагательные в нашей речи ?
-Что нового узнали о зимующих птицах ?