Цели:закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов.
Задачи урока:
Образовательные
- Закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.
- Закрепить умение определения спряжения глаголов.
- Закрепить умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов.
- Закрепить знания о глаголах - исключениях.
Развивающие
- Развивать мыслительные операции.
- Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать связную устную и письменную речь.
Воспитательные
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Орг. момент.
- Настроились на работу. Итак, урок русского языка.
(Неожиданно в сумке учителя раздаётся телефонный звонок. Учитель берёт трубку. Извиняется перед гостями.)
- Алло! Да, это Ирина Владимировна: Да, 4 "А" класс:Кто говорит?...Но у нас нет ёлки!...Нет, я не могу, у меня сейчас открытый урок! Русский язык!...Да мы не можем прямо сейчас, у нас много гостей на уроке!...Ну, хорошо. Сейчас я выйду!
- Ребята, вы не поверите, но позвонил Дед Мороз! Он сказал, что к нашему новогоднему празднику нужно срочно нарядить ёлку, причём прямо сейчас на этом уроке. Мало того, он сказал, что делает нам подарок и за дверью нашего класса стоит настоящая новогодняя ёлочка! Мне кажется, нас кто-то разыгрывает! Максим и Нина, откройте осторожно дверь, проверьте, правда ли это?
(Ребята открывают дверь и заносят в класс ёлку. К ней привязан скрученный в трубочку ватман и 6 красочно оформленных новогодних конвертов. У всех на лицах удивление и радость.)
- Даже не знаю, что делать! И ёлку надо нарядить, и урок провести! Ребята, вы поможете мне? Не подведёте? В таком случае, право повесить игрушку на ёлку получат те ребята, которые будут активно работать на уроке и постараются без ошибок выполнить все задания.
Сообщение темы урока.
- Итак, тема сегодняшнего урока "Правописание глаголов".
- Какие орфографические задачи будем решать? Что повторим на уроке? (Правописание не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, правописание тся и ться, правописание безударных окончаний глаголов)
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в обозначении буквами безударного личного окончания глагола? (Определить, к какому спряжению относится глагол, вспомнить, какое окончание пишется в этом спряжении.)
- И в этом нам помогут наши схемы-подсказки:
I |
II |
ЕдУТ |
И спЯТ |
- А что ещё мы должны вспомнить, чтобы правильно определить спряжение? (Глаголы-исключения).
- Произнесём их хором:
Гнать, дышать, держать, обидеть,
Видеть, слышать, ненавидеть,
И ещё: терпеть, вертеть,
И зависеть, и смотреть.
Повторение изученных орфограмм.
- Ой, а что это за плакат прикреплён к ёлке?
(На доску вывешиваю плакат, на котором записано стихотворение М. Пожаровой "Новый год". В некоторых словах пропущены буквы. На месте пропуска - снежинка.)
- По-видимому, это послание Деда Мороза. Но что случилось с ним? Некоторые буквы замело снегом. Но ведь это нам не помешает прочитать, что здесь написано.
(Чтение стихотворения)
Полноч* б* ёт - и в сер* це треп* т:
В этот вещий ч* с
Ска* ки светл* * незримо
Окружают нас.
В* ют* я лё* ким хороводом,
В очи нам гл* дят:
"С новым счаст* ем, с Новым годом!" -
Тихо г* в* рят.
Нам вдали струит сиян* е
Ярк* * зв* зда
И з* вёт нас в царство знан* я,
Правды и труда.
С твёрд* й верой, с нов* й силой
Мы пойдём вперё* :
Здра* ствуй, гость наш ле* кокрылый!
Здра* ствуй, Новый го* !
- Ребята, мы должны восстановить текст. Что для этого надо сделать? (Решить орфографические задачи. Объяснить выбор букв.)
(Устная работа)
- Что мы повторили на данном этапе урока? (Безударная гласная в корне слова, разделительный ь, ь после шипящих в именах существительных, парные согласные, непроизносимые согласные, безударные окончания имён прилагательных и глаголов)
- Активнее всего работали следующие ребята:. Им предоставляется право первым повесить по игрушке на нашу ёлку.
Работа в группах.
- Ребята! Дед Мороз прислал нам ещё и письма. Их целых 6! В каждом письме задание по теме сегодняшнего урока. Чтобы успеть прочитать все эти письма и выполнить задания, предлагаю разделиться на группы.
- Каждая группа выполняет свои задания в тетради, через 5 минут проверяем. В каждой группе взаимоконтроль! Написали - обменялись тетрадями, проверили записи у соседа.
Проверка работы у доски.
(На доске заранее записаны задания из писем. Группа выходит к доске, объясняет выполнение задания. За правильно выполненную работу - игрушка на ёлку.)
- Пока одна группа отвечает у доски, все остальные ребята внимательно слушают и проверяют выполнение работы. У вас появляется ещё один шанс повесить игрушку на ёлку - если обнаружите ошибку.
1 группа.
Составьте предложение из слов: новогодний, встретить, праздник, ребята, весело. Запишите предложение, используя глагол в будущем времени. Обозначьте спряжение глагола. Подчеркните грамматическую основу. Выпишите словосочетания. |
2 группа.
В пословицах и поговорках замените
начальную форму глагола формой 2 лица, ед. ч.
Выделите безударные окончания. Обозначьте
спряжения. Пропущенный час годом не (нагнать). Поменьше говори - побольше (услышать). |
3 группа.
Спишите приметы, вставьте пропущенные
буквы. Обозначьте спряжение глаголов с
безударным окончанием. Синичка начина:т с утра пищать - ожидай лё:кого моро:ца. Снег скоро та:т - к мокр:му лету. |
4 группа.
Выпишите только глаголы II спряжения.
Вставьте пропущенные буквы. Кле:шь, верт:т, дума:м, выступа:те, леч:те, замеча:те. |
5 группа.
Спишите сочетания слов, укажите
спряжение глаголов, падеж существительных. Дремл:шь у окна, пиш:шь письмо, относ:шь на почту, проход:м по мосту. |
6 группа.
Запишите начальную форму каждого
глагола. Определите спряжение. Запишите глагол в
форме 3 лица, ед.ч. Образец: зеленеть - зеленеет. Таять - :, обидеть - :, стелить - :, брить - :, видеть - : |
Работа по учебнику. Самостоятельная работа.
- А теперь откройте учебник с. 119. упр. 5. Определите и укажите спряжение глаголов, в которых пропущены безударные окончания. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, замените звуковую запись буквенной.
Итог. Выставление оценок.
- Благодаря вашим слаженным действиям, активной работе, наша ёлочка практически готова к празднику. Это будет последний Новый год, который мы празднуем в этом классе вместе. Ведь в следующем году вы станете пятиклассниками, у вас появятся новые учителя. Но я надеюсь на то, что вы не подведёте свою первую учительницу и на всех уроках будете показывать свои знания так же хорошо, как на сегодняшнем уроке. Спасибо за работу. Урок закончен.