Правописание глаголов (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов.

Задачи урока:

Образовательные

  • Закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.
  • Закрепить умение определения спряжения глаголов.
  • Закрепить умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов.
  • Закрепить знания о глаголах - исключениях.

Развивающие

  • Развивать мыслительные операции.
  • Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Развивать связную устную и письменную речь.

Воспитательные

  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Орг. момент.

- Настроились на работу. Итак, урок русского языка.

(Неожиданно в сумке учителя раздаётся телефонный звонок. Учитель берёт трубку. Извиняется перед гостями.)

- Алло! Да, это Ирина Владимировна: Да, 4 "А" класс:Кто говорит?...Но у нас нет ёлки!...Нет, я не могу, у меня сейчас открытый урок! Русский язык!...Да мы не можем прямо сейчас, у нас много гостей на уроке!...Ну, хорошо. Сейчас я выйду!

- Ребята, вы не поверите, но позвонил Дед Мороз! Он сказал, что к нашему новогоднему празднику нужно срочно нарядить ёлку, причём прямо сейчас на этом уроке. Мало того, он сказал, что делает нам подарок и за дверью нашего класса стоит настоящая новогодняя ёлочка! Мне кажется, нас кто-то разыгрывает! Максим и Нина, откройте осторожно дверь, проверьте, правда ли это?

(Ребята открывают дверь и заносят в класс ёлку. К ней привязан скрученный в трубочку ватман и 6 красочно оформленных новогодних конвертов. У всех на лицах удивление и радость.)

- Даже не знаю, что делать! И ёлку надо нарядить, и урок провести! Ребята, вы поможете мне? Не подведёте? В таком случае, право повесить игрушку на ёлку получат те ребята, которые будут активно работать на уроке и постараются без ошибок выполнить все задания.

Сообщение темы урока.

- Итак, тема сегодняшнего урока "Правописание глаголов".

- Какие орфографические задачи будем решать? Что повторим на уроке? (Правописание не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, правописание тся и ться, правописание безударных окончаний глаголов)

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в обозначении буквами безударного личного окончания глагола? (Определить, к какому спряжению относится глагол, вспомнить, какое окончание пишется в этом спряжении.)

- И в этом нам помогут наши схемы-подсказки:

I

II

ЕдУТ

И спЯТ

- А что ещё мы должны вспомнить, чтобы правильно определить спряжение? (Глаголы-исключения).

- Произнесём их хором:

Гнать, дышать, держать, обидеть,
Видеть, слышать, ненавидеть,
И ещё: терпеть, вертеть,
И зависеть, и смотреть.

Повторение изученных орфограмм.

- Ой, а что это за плакат прикреплён к ёлке?

(На доску вывешиваю плакат, на котором записано стихотворение М. Пожаровой "Новый год". В некоторых словах пропущены буквы. На месте пропуска - снежинка.)

- По-видимому, это послание Деда Мороза. Но что случилось с ним? Некоторые буквы замело снегом. Но ведь это нам не помешает прочитать, что здесь написано.

(Чтение стихотворения)

Полноч* б* ёт - и в сер* це треп* т:
В этот вещий ч* с
Ска* ки светл* * незримо
Окружают нас.
В* ют* я лё* ким хороводом,
В очи нам гл* дят:
"С новым счаст* ем, с Новым годом!" -
Тихо г* в* рят.
Нам вдали струит сиян* е
Ярк* * зв* зда
И з* вёт нас в царство знан* я,
Правды и труда.
С твёрд* й верой, с нов* й силой
Мы пойдём вперё* :
Здра* ствуй, гость наш ле* кокрылый!
Здра* ствуй, Новый го* !

- Ребята, мы должны восстановить текст. Что для этого надо сделать? (Решить орфографические задачи. Объяснить выбор букв.)

(Устная работа)

- Что мы повторили на данном этапе урока? (Безударная гласная в корне слова, разделительный ь, ь после шипящих в именах существительных, парные согласные, непроизносимые согласные, безударные окончания имён прилагательных и глаголов)

- Активнее всего работали следующие ребята:. Им предоставляется право первым повесить по игрушке на нашу ёлку.

Работа в группах.

- Ребята! Дед Мороз прислал нам ещё и письма. Их целых 6! В каждом письме задание по теме сегодняшнего урока. Чтобы успеть прочитать все эти письма и выполнить задания, предлагаю разделиться на группы.

- Каждая группа выполняет свои задания в тетради, через 5 минут проверяем. В каждой группе взаимоконтроль! Написали - обменялись тетрадями, проверили записи у соседа.

Проверка работы у доски.

(На доске заранее записаны задания из писем. Группа выходит к доске, объясняет выполнение задания. За правильно выполненную работу - игрушка на ёлку.)

- Пока одна группа отвечает у доски, все остальные ребята внимательно слушают и проверяют выполнение работы. У вас появляется ещё один шанс повесить игрушку на ёлку - если обнаружите ошибку.

1 группа.

Составьте предложение из слов: новогодний, встретить, праздник, ребята, весело. Запишите предложение, используя глагол в будущем времени. Обозначьте спряжение глагола. Подчеркните грамматическую основу. Выпишите словосочетания.

2 группа.

В пословицах и поговорках замените начальную форму глагола формой 2 лица, ед. ч. Выделите безударные окончания. Обозначьте спряжения.

Пропущенный час годом не (нагнать).

Поменьше говори - побольше (услышать).

3 группа.

Спишите приметы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов с безударным окончанием.

Синичка начина:т с утра пищать - ожидай лё:кого моро:ца.

Снег скоро та:т - к мокр:му лету.

4 группа.

Выпишите только глаголы II спряжения. Вставьте пропущенные буквы.

Кле:шь, верт:т, дума:м, выступа:те, леч:те, замеча:те.

5 группа.

Спишите сочетания слов, укажите спряжение глаголов, падеж существительных.

Дремл:шь у окна, пиш:шь письмо, относ:шь на почту, проход:м по мосту.

6 группа.

Запишите начальную форму каждого глагола. Определите спряжение. Запишите глагол в форме 3 лица, ед.ч.

Образец: зеленеть - зеленеет.

Таять - :, обидеть - :, стелить - :, брить - :, видеть - :

Работа по учебнику. Самостоятельная работа.

- А теперь откройте учебник с. 119. упр. 5. Определите и укажите спряжение глаголов, в которых пропущены безударные окончания. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, замените звуковую запись буквенной.

Итог. Выставление оценок.

- Благодаря вашим слаженным действиям, активной работе, наша ёлочка практически готова к празднику. Это будет последний Новый год, который мы празднуем в этом классе вместе. Ведь в следующем году вы станете пятиклассниками, у вас появятся новые учителя. Но я надеюсь на то, что вы не подведёте свою первую учительницу и на всех уроках будете показывать свои знания так же хорошо, как на сегодняшнем уроке. Спасибо за работу. Урок закончен.