Марк Твен "Приключения Тома Сойера" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Повторить ранее изученные произведения о детях.
  • Ввести в круг чтения учащихся новые произведения зарубежных писателей.
  • Учить отбирать в тексте материал для характеристики героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям, речь)
  • Закрепить литературоведческие понятия "юмор", "литературный герой", "повесть".
  • Сформировать умения читать молча, пользоваться поисковым и просмотровым видами чтения.
  • Развивать способность к восприятию красоты художественного произведения, его нравственного потенциала.

Орг. момент.

Повторение произведений о детях. Работа со схемой.

- С произведениями каких русских писателей о детях мы познакомились? (Н. Г. Гарин - Михайловский "Детство Тёмы", К. М. Станюкович "Максимка",  Д. Н. Мамин - Сибиряк "Вертел")

(Во время ответов детей учитель прикрепляет на магнитную доску карточки с фамилиями писателей)

- На прошлом уроке мы начали знакомство с произведениями зарубежных писателей о детях. Назовите автора. (Марк Твен)

- Это его настоящее имя? (Псевдоним)

- А настоящее? (Сэмюэл Клеменс) (На доске - портрет писателя)

- Как называется произведение, которое вы читали дома? ("Приключения Тома Сойера")

Н.Г.Гарин-Михайловский   Они писали о детях   Д.Н.Мамин-Сибиряк
         
  К.М.Станюкович   Марк Твен  
      Сэмюэл Клеменс  

Проверка домашнего задания. Выставка разных изданий книги, принесённых детьми.

- Вам нужно было не только прочитать данное произведение в учебнике, но и взять книгу "Приключения Тома Сойера" в школьной, домашней или городской библиотеке, принести её в класс.

- Поднимите вверх свои книги.

(К доске вызываются несколько учеников с разными изданиями книги)

- Что общего у всех книг? (Автор, название)

- Чем отличаются? (Разный год издания, оформление)

- Давайте посмотрим на самое старое издание этой книги, сохранившееся в наших библиотеках. Эту книгу читали ещё наши бабушки и дедушки, когда были такими же маленькими, как вы сейчас.

- Вспомните, на какие 3 рода делится художественная литература? (Эпос, лирика, драма)

- К какому роду относится наше произведение? (Эпос)

- Почему? (Это повесть, присутствует повествователь, который рассказывает о событиях, он всё "знает", даже мысли героев и их переживания)

Сообщение цели урока.

- Цель нашего урока - увидеть позицию автора, его отношение к изображаемому, осмыслить эту позицию, согласиться или не согласиться с ней.

- Для того, чтобы понять автора, его идею, мы должны выявить систему образов произведения. А что такое "идея"? (Главная мысль, то, ради чего автор изображает определённые события, создаёт образы.)

- Какое ещё домашнее задание вы получили? ( По ходу чтения вычертить систему образов повести, размещая в ней всех новых героев, появляющихся в тексте, обозначая их отношение к главному действующему лицу.)

Работа по учебнику.

- Откройте учебники и тетради со структурной схемой. Кто в нашем тексте литературный герой - главное действующее лицо произведения? (Том Сойер)

(На доске учитель в структурную схему вписывает первое действующее лицо. Такая же схема составлена детьми дома, на стрелках - номера страниц, чтобы можно было быстро найти в тексте цитаты для характеристики действующих лиц и отношений между ними)

- О каком событии идёт речь в данной главе? (Покраска забора)

- В какой день недели разворачивается событие? (Суббота)

- С чего начинает автор повествование в этой главе? (С описания пейзажа)

- Как вы думаете, почему?

- Найдите описание в тексте и прочитайте.

- Какие эпитеты использует автор?

- По стечению обстоятельств завтра у нас тоже суббота, какие планы у вас на завтрашний день? ( Отдохнуть, встретиться с друзьями, погулять, поиграть с ними)

- Какие ваши ощущения, настроение от предстоящего выходного дня? (Радость)

- Вот и Том Сойер вышел на улицу с таким же настроением. И вдруг оно резко меняется. Прочитайте, как об этом говорит автор.

- В нашей структурной схеме появляется новый герой. (Джим) Опишите его.

- Какие отношения между Томом и Джимом?

- Что предлагает Том Джиму?

- Какое чувство вызывает у вас это предложение? (Смех)

- Почему сделка не состоялась?

- Какая новая мысль зарождается у Тома? (Мысль о подкупе)

- Почему он отказывается от неё?

- Какую тактику выбрал Том для достижения своей цели? Как автор это описывает? (Вдохновение, гениальная мысль)

- Наша структурная схема пополняется новым героем. (Бен Роджерс) Опишите его.

Физминутка.

Чтение по ролям.

- Найдите описание встречи с Беном. Читаем по ролям.

- В чём проявляется юмор писателя?

- Как Тому удалось трудную работу (покраску забора) превратить в интересную игру?

Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите внимательно иллюстрацию в учебнике. Соответствует ли она тому, как Твен рисует героев, обстановку?

- Насколько важный эпизод выбрал художник для иллюстрирования? Найдите в тексте отрывок к иллюстрации и прочитайте.

Характеристика главного героя.

- Кто же такой Том? Каким вы его себе представляете? (Том - фантазёр и мечтатель, у него горячее сердце, но ещё более пылкое воображение, он не может без игры)

- Перечитайте последний абзац. Какой великий закон человеческих поступков и действий открыл Том?

- Для кого была написана эта книга? Как об этом говорит сам автор? Прочитайте.

Итог урока.

- Недостойной, скучной и неинтересной жизни Марк Твен не принимал никогда - ни для себя, ни для своих героев. И поэтому никогда не станут скучными и неинтересными его книги.

- Мы не прощаемся с Марком Твеном. Впереди у нас знакомство с ещё одним замечательным произведением - "Приключения Гекльберри Финна".

Домашнее задание. Выставление оценок.