А.П. Гайдар — жизнь и творчество

Разделы: Литература, Начальная школа


Цель: обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара.

Задачи:

  • Отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных
  • произведениях.
  • Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять.
  • Развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память.
  • Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом; на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.

Предварительная подготовка: дети получили домашнее задание:

  • найти и прочитать материал о жизни и творчестве А.П.Гайдара (класс разделить на команды и распределить материал по командам)
  • прочитать произведения А.П.Гайдара;
  • сделать рисунки к произведениям, которые больше всего понравились;

(Несколько учащихся готовят сообщения вместе с учителем.)

Оборудование и оформление:

  • Выставка книг – произведений А.П.Гайдара.
  • Выставка рисунков.
  • Запись песни «Гайдар шагает впереди» в исполнении детского хора;
  • Караоке песни «Гайдар шагает впереди»
  • Высказывания известных людей о Гайдаре и цитаты из произведения А.Гайдара (напечатаны на большом листе):

«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему.
Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить,
много трудиться и крепко любить и беречь эту

огромную счастливую землю, которая зовется
Советской страной».

А.Гайдар «Чук и Гек»

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер как солдат.

С.Маршак

  • Диафильм к «Сказке о Мальчише-Кибальчише…».
  • Свеча.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, телевизор, DVD для воспроизведения караоке, диапроектор с диафильмом «Сказка о Мальчише-Кибальчише…».

На партах у детей: книги с произведениями А.П.Гайдара.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Звучит песня «Гайдар шагает впереди» в исполнении детского хора (три куплета) (слайд 1)
– О ком идет речь в песне? Кто шагает впереди?
– Посмотрите, пожалуйста, на экран и прочитайте тему нашего урока.

III. Основная часть урока

1. Беседа о жизни и творчестве А.П.Гайдара…

Учитель: Итак, тема нашего урока: «А.П.Гайдар – жизнь и творчество».

(Слайд 2.) Обратите внимание на портреты писателя. «На одном – высокий, стройный паренек в гимнастерке и галифе, с заломленной лихо набок кубанкой на голове, с кортиком на боку, с большой красной звездой на груди, с мягкой, еще полудетской округлостью щек и припухлостью губ, но с упорным и решительным взглядом ясных, светлых глаз – это АркадийГоликов, пятнадцатилетний «адъютант командующего охраны и обороны всех железных дорог», 1919 год.
На другом – на придорожном камне сидит немолодой уже солдат, широко расставив ноги в тяжелых кирзовых сапогах, с автома­том на коленях, в шлеме, подвязанном ремешком, лицо суровое, горькие складки у рта, набухли усталые веки, но взгляд, непре­клонный и твердый, напоминает мальчика с первого портрета,– это Аркадий Гайдар, известный советский писатель, военный корреспондент газеты «Комсомольская правда» на Киевском фронте, 1941 год.
Эти два фотодокумента,– между которыми двадцать с не­большим лет, куда уложилась и вся недолгая литературная жизнь Гайдара,– поражают своей выразительностью: это начало и конец его необыкновенной биографии».

Прочитайте плакат: «Боец, писатель, гражданин, бессменный вожатый! Мы считаем его жизнь необыкновенной. А сам он так не считал и называл свою жизнь «обык­новенной биографией в необыкновенное время».

– Да, ребята, А.П. Гайдар говорил, что у него самая обыкновенная биография, но в необыкновенное время.
– А что мы знаем о жизни А.П.Гайдара?

Учитель: А.П. Гайдар был «...чудесный человек, навсегда запомнившийся всем, кто имел счастье встречаться и дружить с ним: высокий статный, плотно сложен­ный, круглолицый, в неизменном костюме военного образца, с мягкими редеющими волосами, зачесанными назад от просторного лба, с озорным мальчишеским лу­кавством и застенчивой серьезностью во взгляде светлых глаз, казавшихся сперва наивными... Большой и ласковый человек, всей своей крупной фигурой, ладной выправкой, военной гимнастеркой, ременным поясом, на котором вечно висело что-то похожее на патронташ, всем своеобразным и сильным обликом своим напоминавший коммуниста времен гражданской войны...».
Он был коммунистом. Воспитали его революция и Красная Армия. Они научили его дисциплине и мужеству, помогли пережить трудные дни, когда оказалось, что по состоянию здоровья он к службе в армии больше не годен... А случилась эта беда, когда ему было всего 20 лет.

Чтец 1:

«– Я годен,– упрямо сказал он.– Я буду жаловаться».
На улице, возле госпиталя, он долго стоял, прислонившись к каменному забору, и холодный мартовский ветер раздувал полы его кавалерийской шинели.
В приемной Реввоенсовета он вынул заранее приготовленный рапорт на имя народного комиссара по военным и морским делам и отдал его дежурному командиру безнадежным жестом очень уставшего и все потерявшего человека.

Чтец 2: Он ушел. Его не успели остановить.
– О чем просит этот командир полка? – спросил помощник товарища Фрун­зе у дежурного.
– Ни о чем, – удивленно ответил дежурный, перечитывая рапорт. – Он за что-то благодарит командарма и прощается с Красной Армией. Видно, что очень человек обижен и за Красную Армию болеет душой.
– Душа здесь ни при чем, – строго сказал помощник товарища Фрунзе.– Дайте сюда рапорт. Вы, я вижу, тоже человек душевный.

Чтец 3: (показ слайда 3)

На другой день он пришел в Центральный Комитет комсомола.
– Лечись, отдыхай, – сказали ему товарищи. – Командовать за тебя будут другие. Работу найдем полегче, попроще. Ничего, брат, не поделаешь. Жить придется начинать по-новому.
– Как? – спросил он.– Ребята мои, ребята! Как же так? Дружили, служи­ли, в бой ходили, падали, поднимались... Красная Армия без меня проживет, а я?..
– И ты проживешь,– сказали товарищи.– А как будешь жить, об этом тебе расскажет сам товарищ Фрунзе. Беги, торопись, от него звонили сюда два раза...».

Учитель или ученик цитирует слова писателя (слайд 4 – каждая цитата появляется по щелчку):

  • «Я любил Красную Армию и думал остаться в ней на всю жизнь. Но в 23-м году из-за старой контузии в правую половину головы я вдруг крепко заболел. Все что-то шумело в висках, гудело, и губы неприятно дергались. Долго меня лечили, и, наконец, в апреле 1924 года, как раз когда мне исполнилось двадцать лет, я был зачислен по должности командира полка в запас».

А. Гайдар. Автобиография.

  • «Вышел я из армии в декабре 1924 года, потому что заболел».
  • «Потом я стал писать».

А. Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время.

Учитель: Аркадий Петрович Гайдар прожил всего 37 лет 10 месяцев и 4 дня (22 января 1904 г.– 26 октября 1941 г.), из них он 24 года 10 месяцев и 4 дня боролся за Советскую власть с оружием в руках (с винтовкой, саблей, с пером – а перо его, действительно, следует приравнять к штыку...) – и погиб как герой!..
Его детство кончилось в 13 лет, когда в октябре 1917 года ему разрешили взять винтовку (номер своей первой винтовки Аркадий запомнил на всю жизнь: 302939) и послали патрулировать улицы.
Больше жизни Аркадий Гайдар любил Красную Армию и родную страну, а потому и в людях особенно ценил умение прожить жизнь с пользой для своей страны, для людей.

Чтец 4: «Дорогие ребята! – писал он школьникам, обсуждавшим «Военную тайну»... – Я отвечаю вам на два главных вопроса: зачем в конце повести погиб Алька? И не лучше ли, чтобы он остался жив? И второе: почему повесть называется «Военная тайна»?
Конечно, лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно, лучше, чтобы Чапаев остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки тысяч больших, маленьких, известных и безызвестных героев.
Но этого в жизни не бывает...
Вам жалко Альку. Некоторые ребята в своем отзыве пишут мне, что им даже «очень жалко». Ну, так я вам откровенно скажу, что мне, когда я писал, было и самому жалко, что порою рука отказывалась дописывать последние главы.
И все-таки это хорошо, что жалко. Это значит, что вы вместе со мною, а я – вместе с вами, будем еще крепче любить и страну, в которой жил Алька, и зарубежных товарищей, тех, которые брошены на каторгу и в тюрьму. И будем еще больше ненавидеть всех врагов: и своих, домашних, и чужих, заграничных, – всех тех, что стоят поперек нашего пути, и в борьбе с которыми гибнут наши лучшие, большие и часто маленькие товарищи.
Вот вам ответ на первый вопрос».

Учитель: А чтобы отстоять Родину от врагов и построить новую жизнь, все мы должны составлять единый дружный коллектив, подставлять в трудную минуту свое плечо, чтоб кто-то более слабый мог на него опереться, радоваться каждому верному слову, помнить добро, учиться быть чуткими, честными, справедливыми, мужественными, скромными. И ни в коем случае не мириться с трусостью.
А начинать надо с воспитания в себе умения обдумывать поступки (свои и чужие) и отвечать за них, грустить или радоваться вместе со всеми, знать, что такое «стыд», понимать, что «стыдно – это хуже, чем страшно».

Чтец 4: (слайд 5) Сын А. Гайдара Тимур Гайдар вспоминает, как однажды, когда он учился в I классе, «отец поручил ему и его другу Сашке, тоже первокласснику, отнести на почту пакет – рукопись повести «Синие звезды».
Ребята помчались на почту. Ни на какие соблазны по дороге не поддавались: не свернули к кузнице, где ковали лошадей, не остановились перед колонной новых автомашин, которые прибыли на МТС. Только когда пакет был сдан, они разрешили себе эти удовольствия. И вот тут-то приключилась беда...
«– Квитанцию мы потеряли,– грустно сознался Сашка.
– Кто «мы»? Ты или Тимур? – спросил отец.
– Тимур потерял, – сказал я.
– Ну, а раз Тимур потерял, – тут голос отца стал жестким, – то пусть он ее и найдет. А когда найдет, тогда ко мне и приходит.
Мы побежали искать... Дорога до почты большая, а квитанция совсем маленькая. Но мы искали долго и упорно... Потом стало совсем темно. Сашка ушел домой. Я сидел на куче щебенки одинокий и несчастливый, когда увидел отца. Он шел оглядываясь. Видно, кого-то искал. Вот он увидел меня, подошел и поднял на руки.
– Ну, вот и нашел! – сказал он, обнимая меня.
– Квитанцию? – обрадовался я.
– Нет, не квитанцию, а тебя. А ты нашел?
– Нет, не нашел...
– Эх, ты, связной! На войне за такие вещи судят судом военного трибунала. Но сейчас не война, и возраст у тебя тоже не очень военный. Пошли домой, Тимурка, а то без тебя мне тоже не очень весело».

Учитель: Привычной отцовской лаской закончился для мальчика этот день, но остался ему памятным. Ты один в ответе за порученное тебе дело, оправдай доверие. Настанет час, когда Родина поручит тебе дело, и, какие бы ни стали перед тобой преграды, ты выполнишь его с честью и еще раз добрым словом помянешь отцов­скую науку...»
С 1922 г. А. Гайдар написал немало рассказов, очерков и повестей.
Жизнь самого А. Гайдара, была частью его книг, их началом, а иногда и продолжением. Очень нелегкой, неровной была эта его жизнь, но было в ней главное: «честная тревога, борьба и труд... то, что называют счастьем». Вот почему каждую гайдаровскую строчку можно читать и перечитывать много раз. «Он говорит о самом главном так задушевно и негромко, меж строк, словно бы не стоит он во весь рост перед миллионами своих читателей, а тому одному, кто склонился сейчас над его страницами, он по праву дружбы передает свои мысли, надежды – из сердца в сердце.
Учись вслушиваться. Учись слышать. В тишине. Один на один с книгой...»

Физкультминутка (для глаз)

2. Беседа по произведениям А.П.Гайдара

– А.П. Гайдар за свою жизнь написал много интересных произведений. (Обращаемся к выставке книг). Вспомните произведения А. Гайдара, которые вы все обя­зательно знаете, и определите, что особенно ценил в людях А. Гайдар.

Учащиеся вспоминают сказку «Горячий камень», на экране появляется слайд 6 с иллюстрацией к сказке и отрывком из произведения.

(слайд 7) –...«Горячий камень» воспринимается как подлинная сказка, мудрая и поэтичная, и, что особенно дорого, как сказка Гайдара о себе самом, как образное завещание Гайдара, оставленное им перед смертью своим читателям-детям.

– Только ли в сказке «Горячий камень» высказал Гайдар эту мысль? Мы говорим, что Гайдар очень ценил умение жить честно, с пользой для окружающих. Значит, эту мысль он высказывал не однажды... В каких других произведениях вы ее нашли? Как относился Аркадий Петрович к словам «стыдно» и «страшно»? Ценил ли шутку, выдумку, розыгрыши? Приведите примеры, факты из его жизни и из его произведений. Что любил Гайдар больше всего на свете? (Ответы детей)
Вспомните произведение А.П.Гайдара «Совесть» (слайд 8).
Почему заплакала героиня рассказа «Совесть» Нина? (Ответы детей)
– Правильно ли назван рассказ? (Да)

(Учитель подводит разговор к тому, чтобы дети сделали вывод, что больше всего Аркадий Петрович ценил в людях умение прожить жизнь честно, правильно, с пользой для друзей.)

– В чем видел счастье? Где и как об этом говорится?

Вся беседа опирается на художественно-литературный мате­риал, который дети прочитали. Дети и учитель (попеременно) выразительно читают и пересказывают отрывки из прочитанных книг.

3. Ребята рассказывают о полюбившихся произведениях (обращение к выставке рисунков).

IV. Обобщение

1) Слово «Гайдар» – псевдоним. Настоящая фамилия Аркадия Петровича? (Голиков)
2) Сколько лет было Аркадию, когда он ушел в Красную Армию? (14)
3) Сколько лет было Гайдару, когда он был назначен командиром полка? (16)
4) Что особенно Аркадий Петрович ценил в людях?
5) Что любил больше всего на свете?
6) Что не любил? Чего не прощал?

2. Кроссворд (слайд 9 – слова появляются по щелчку).

  1. Автор рассказа «Горячий камень» (Гайдар)
  2. Кем был отец Чука и Гека? (Геолог)
  3. Главный герой повести «Военная тайна» (Алька)
  4. «… и его команда» (Тимур)
  5. Имя одного из братьев из рассказа Гайдара. (Чук)
  6. Отрицательный герой из «Сказки о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (Плохиш)
  7. Отрицательный герой из «Тимур и его команда» (Квакин)

Заполнив все клеточки по горизонтали, дети читают слово по вертикали – Голиков.

V. Просмотр фрагмента диафильма «Сказки о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (допрос Кибальчиша и до конца)

VI. Вечная память хранит в сердцах…

Учитель: Да, ребята, погиб Мальчиш– Кибальчиш за Родину, так и не выдав Военную Тайну (слайд 10).
«В ночь на 26 октября 1941 года,– поведал бывший партизан В. И. Скрыпник,– группа в количестве пяти человек, в том числе Аркадий Петро­вич и я, направились... к ста­рому лагерю. Добрались но­чью до Леплявы, потом до старой базы. Убедившись, что в лагере никого нет, мы там запаслись продо­вольствием и на рассвете 26-го октября добрались обратно на окраину Леплявы. Сели не­далеко от железнодорожной будки перекурить. Кроме того, решили зайти к будоч­нику и попросить немного картошки. Вызвался идти за этим Аркадий Петрович. Он только поднялся, и сразу мы услышали: «Ребята, немцы». Немцы открыли стрельбу. Аркадий Петрович упал…»
– Погиб и Аркадий Петрович, защищая нашу страну от фашистских захватчиков, погиб, как солдат.

Чтение плаката, который напечатан на большом листе и висит на стене у доски:

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер как солдат.

С.Маршак

Чтец 6: (указывая на изображение слайда 11)

– Это первоначальная памятная доска на могиле А. П. Гайдара, установленная жителями села Леплява Каневского района после освобождения в 1943 г.

Погиб он в роще под Леплявою
Как партизан, в тылу врагов,
И, осененный вечной славою,
Спит у днепровских берегов.

– В 1947 году А.П Гайдара перевезли из Леплявы в г. Канев. (Щелкнув на значок слайда 11 послушать 2 куплета песни «Гайдар шагает впереди»)
– Давайте, друзья, почтим его память Минутой Молчания.

Зажечь свечу, дети встают.

– Да, Аркадий Петрович погиб, но умер ли он для нас с вами? (Мнения детей). Конечно, он не умер, он живёт среди нас, живёт в своих книгах, в своих героях, живёт в нашем сердце, живёт в песнях.

Исполнение песни «Гайдар шагает впереди» (см. Приложение 1). Звучит караоке, текст перед глазами детей)

VII. Домашнее задание: оформить карточки для классной карто­теки «Книги Гайдара и о Гайдаре».

VШ. Итог урока

1. Почему А.П.Гайдар говорил, что у него «обыкновенная биография в необыкновенное время»?
2. Узнали ли вы что-то новое о жизни этого необыкновенного человека? Что?
3. Какие качества в людях ценил А.П.Гайдар?

Приложение 2

Приложение 3