Урок внеклассного чтения в 3-м классе на тему "Труд в почете любой! Мир профессий большой!"

Разделы: Начальная школа


Урок: внеклассное чтение.

Тема: «Труд в почёте любой! Мир профессий большой!»

Класс: 3.

Программа: «Школа России».

Цели урока:

  • познакомить учащихся с многообразием мира профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них;
  • развивать любознательность, расширять кругозор, побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем;
  • воспитывать уважительное отношение к любому труду;
  • апробировать исследовательский метод как способ получения необходимой информации.

Рекомендуемая литература для чтения к уроку:

  • В. Маяковский «Кем быть?»
  • Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»
  • А. Маркуша «Ваше Величество»
  • В. Медведев «Учение – всем делам начало»

Основные параметры исследовательской работы учащихся:

  • географическое место и время рождения бабушки;
  • родители бабушки по происхождению (крестьяне /сельские жители/, рабочие /горожане/, военнослужащие, другие слои населения);
  • с какого возраста началась трудовая деятельность бабушки?
  • первое место работы бабушки;
  • какие профессии были во время трудовой деятельности?
  • были ли поощрения и награды за хороший труд?
  • отношение к труду старшего поколения.

Примечание: Время выполнения работы – не менее двух недель, поэтому даётся опережающее задание перед изучением темы. Присутствует элемент ролевой игры, так как детям присваивается статус корреспондентов, которые должны взять интервью по означенным вопросам, а затем написать небольшой очерк по теме «Трудовая биография моей бабушки». Учитель контролирует ход самостоятельной исследовательской работы, помогает и объясняет правила работы в случае необходимости.

Наглядность к уроку:

  • Сюжетные картинки к стихотворению В. Маяковского «Кем быть?».
  • Портрет В. Маяковского.
  • Стенд «Моя родословная».
  • Стенд с фотографиями бабушек.
  • Пословицы и поговорки о труде.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание урока

I. Сообщение темы Учитель: Ребята, сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с произведениями разных писателей о  профессиях, о труде людей.
Тема урока:  «Труд в почёте любой! Мир профессий большой!»
II. Актуализация знаний Учитель: Люди разных профессий живут в городах и сёлах. А если представить, что никто ничего не делает и нигде не работает. Что бы тогда было?
– Не вышли бы на работу электрики…
Дети: Нет света, не работают стиральные машины, утюги, никто не может починить электричество и т. д.
– Не вышли бы на работу пекари…
Дети: Все будут без хлеба.
– Не вышли бы на работу медицинские работники…
Дети: Никто не сможет помочь больному сделать операцию, вылечить больных людей и т.д.
– А если все хлеборобы, доярки, скотники не выйдут на работу?
(Мы останемся без пищи, человек может умереть и жизнь тогда прекратится)
– Правильно, ребята. «Жизнь – это труд»
III. Изучение новой темы

1) Игра «Назови профессию»

 

 

 

 

 

 

 

2) Работа над стихотворением
Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Работа над стихотворением
В. Маяковского «Кем быть?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

4) Знакомство с рассказом
В. Медведева «Учение – всем делам начало»

Учитель: Если назвать любую букву русского алфавита, то можно назвать много профессий, которые начинаются на эту букву.
(Учитель называет разные  буквы, а дети называют профессии) Например:

А – аптекарь, астроном, агроном;
В – военный, визажист, водитель;
К – клоун, крановщик, кондитер;
Л – лётчик;
У – учитель, уборщица;
Ф – фотограф;
П – парикмахер, пекарь;
Х – художник, хореограф;
С – слесарь, сантехник, сварщик;
М – маляр, модельер, моряк;
Ю – юрист, юморист.

Учитель: Профессий – великое множество, всех не перечесть и каждого дела есть запах особый. Об этом рассказал в своём стихотворении Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» (читает ученик):

У каждого дела есть запах особый.
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином.
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и плугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак.
Сколько не душится лодырь богатый,
Очень неважно он пахнет, ребята!

Учитель: Что такое «ремесло»?
Дети: Профессиональное дело, иначе – профессия.
Учитель: О чем рассказал в своём стихотворении автор?
Дети: У каждой профессии свой особый запах, только бездельники и лодыри не пахнут никак.
Учитель: К кому относится автор с симпатией, кого осуждает?
Дети: С симпатией относится к тем, кто трудится, осуждает бездельников.

Учитель: Каждый человек должен работать. Вы, наверно, не раз задавали себе вопрос «А кем же мне быть? Какую профессию выбрать?». В. Маяковский написал об этом в своём стихотворении «Кем быть?»
– О каких профессиях рассказал поэт?
Дети: Столяры, плотники, инженер, доктор, рабочий, кондуктор, шофёр, лётчик, матрос.
– Герой стихотворения – мечтатель. Он воображает себя то инженером, то доктором… Каждая новая профессия кажется ему заманчивее прежней.
– Прочитайте, как начинается стихотворение
Дети:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда.
Чем заниматься?
– Разделите стихотворение на логические части.
(У каждого ученика имеется текст стихотворения, который они делят карандашом на логические части)
– Я раздам картинки к стихотворению, а вы должны будете найти нужный отрывок в тексте и прочитать.
(Учитель раздаёт на каждую парту сюжетную картинку к стихотворению, а дети воспроизводят её, читая слова из текста)
– В каком порядке сменяются профессии в данном стихотворении?
Дети: Столяры, плотники, инженер, доктор, рабочий, кондуктор, шофёр, лётчик, матрос.
Учитель размещает картинки в нужном порядке на доске.
– Прочитайте последнее четверостишие.
Дети:
Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
– Как понимаете смысл последних строк?
Дети: Каждый человек вправе выбрать ту профессию, которая ему нравится.
– Кем хотели бы стать вы в будущем?
(Ответы детей)

Учитель: В стихотворении встретились интересные слова и выражения, объясните их:

  • Уйма – целая – очень много.
  • Сборочный цех – цех, где собирают машины и детали.
  • Книгу переворошить – то есть прочитать.
  • Намотать себе на ус – запомнить.
  • Выбирать на вкус – выбирать то, что нравится.

 – Какая фраза повторяется постоянно в этом стихотворении?
Дети: «Пусть меня научат!»
– Почему она всегда повторяется?
Дети: Чтобы овладеть какой-нибудь профессией, надо сначала научиться.
– Можно ли сразу стать лётчиком, учителем или поваром?
Дети: Нет, для этого нужно учиться.

– А вот один мальчик не хотел учиться, думал, что сразу сможет стать кем-нибудь. Послушайте, что из этого получилось…
(Рассказ пересказывает заранее подготовленный ученик)
– Почему Ваня не смог стать ни летчиком, ни машинистом, ни лесорубом, не землекопом?
Дети: Он не знал, как работать, с чего начать.
– К какому выводу пришёл Ваня?
Дети: «Хочешь трудиться – надо учиться. Учение – всем делам начало».
– Какие пословицы и поговорки о труде  вы знаете?

  • Птицу узнают в полёте – человека в работе.
  • Землю красит солнце, а человека – труд.
  • Где труд – там и счастье.
  • Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

(Дети объясняют смысл пословиц и поговорок)

IV. Исследовательская работа учащихся – Готовясь к уроку, вы тоже освоили немного две профессии. Какие?
Дети: корреспондент, журналист.
– Вы брали интервью у своих бабушек, а затем писали небольшой очерк на тему «Трудовая биография моей бабушки».
– Что такое «очерк»?
Дети: Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов.
– Послушаем, какие получились очерки на данную тему…
(Дети зачитывают очерки)
– Полезна ли вам та информация, которую вы узнали о трудовой биографии своих бабушек?
(Ответы детей)
– Все очерки, написанные вами мы разместим в нашем журнале «Поиск».
V. Итог урока – О каких профессиях мы говорили на уроке?
(Ответы детей)
– Произведения каких авторов звучали на уроке?
(Ответы детей)
– Как вы думаете, есть ли самая важная на свете профессия?
Дети: Нет. Все профессии важны. В почёте любой труд.
Учитель выставляет и комментирует отметки за урок.
VI. Домашнее задание Тема следующего урока по внеклассному чтению:  Весёлые рассказы о детях Н. Носова и  В. Драгунского (прилагается список литературы для чтения)