Цели урока:
Обучающая:
- обобщение материала по теме: Гидролиз;
- умение применять полученные теоретические знания на практике;
Развивающая:
- развить у школьников умение пользоваться опорными знаниями;
- привить умения и навыки практической работы, умение работать с таблицами;
- развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту;
Воспитывающая:
- работа в классе в атмосфере повышенной комфортности, с учётом культуры проведения практических работ.
Оборудование:
- реактивы - растворы солей : хлорида алюминия (AlCl3), карбоната натрия (Na2CO3), хлорида натрия (NaCl);
- индикатор - универсальная индикаторная бумага;
- таблицы - "Растворимость кислот, оснований и солей в воде"; "Сильные и слабые электролиты" (Приложение 1); "Изменение окраски индикаторов в различных средах" (Приложение 2); "Изменение окраски индикаторов в растворах солей" (Приложение 3).
План урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение опорных знаний:
- электролиты и неэлектролиты,
- степень электролитической диссоциации,
- таблица сильных и слабых электролитов,
- изменение окраски индикаторов в различных средах.
3. Практическая работа: Изменение окраски индикатора в растворах солей.
(правила т/б проведения практических работ).
4. Схема эксперимента и выводы из опыта.
5. Подведение итогов работы учащихся на уроке.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1 этап урока.
Организационный момент (учитель оповещает учащихся о плане урока).
2 этап урока.
Фронтальный опрос учащихся класса:
Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами ?
Что называют степенью электролитической диссоциации, что она показывает ?
[на партах у учащихся в качестве раздаточного материала лежит таблица сильных и слабых электролитов, Приложение 1, Рисунок 1]
Возможный ответ учащегося: а=(n/N)100%, где n- число молекул, распавшихся на ионы, а N- общее число молекул.
Учащиеся перечисляют, какие кислоты и основания относятся к сильным и слабым электролитам. Таблицу убрать и ещё раз по памяти учащиеся воспроизводят и перечисляют сильные и слабые кислоты, основания.]
Как можно определить среду ?
[Возможный ответ учащегося: с помощью индикаторов (их растворов) и индикаторной бумаги (определяется численное значение рН). Приложение 2.
-На какие четыре группы можно разделить все соли ?
[Возможный ответ учащихся:
1 группа солей образована сильным основанием и сильной кислотой (KNO3 , Na2SO4),
2 группа солей образована слабым основанием и слабой кислотой (ZnS , FeCO3),
3 группа солей образована сильным основанием и слабой кислотой (K2S , Na3PO4),
4 группа солей образована слабым основанием и сильной кислотой (Al(NO3)3 , CuCl2).
Двое учащихся записывают формулы веществ у доски, остальные в тетради].
Что такое гидролиз ?
[Возможный ответ учащихся: Гидролиз - взаимодействие соли с водой, приводящее к образованию слабой кислоты (кислой соли) или слабого основания (основной соли).]
Учитель делает заключение по теоретическому материалу, который повторили учащиеся, и приступает к третьему этапу урока.
3 этап урока.
Практическая работа : Изменение окраски индикатора в растворах солей.
Выполняется в паре.
Формула соли | Цвет индикаторной бумаги |
Среда | рН среды |
AlCl3 | Красная | Кислая | рН = 5 |
Na2CO3 | Синяя | Щелочная | рН = 10 |
NaCl | Остаётся неизменной | Нейтральная | рН = 7 |
[Учащиеся проверяют таблицу, которую учитель заранее записывает на доске, Приложение 3]
Учитель (учащиеся) делает (-ют) обобщение по таблице и приступает к следующему этапу урока.
этап урока.
Схема эксперимента и выводы из опыта.
[Индивидуальная работа в течение 7 минут: учащиеся составляют уравнения гидролиза солей, изученных в ПР.
I вариант Уравнение гидролиза хлорида алюминия
слаб. основание сил. кислота.
AlCl3 > Al3+ + 3Cl-
H2O - H+ + OH- AlOH2+ кислая среда
Al3+ + 3Cl- + Н2О - AlOH2+ + 3Cl- + H+
II вариант Уравнение гидролиза карбоната натрия
сил. основание слаб. кислота
Na2CO3 > Na+ + CO3 2-
H2O - H+ + OH- HCO3- щелочная среда
Na+ + CO3 2- + H2O - HCO3- + Na+ + OH-
NaCl + H2O > гидролиз не идёт, так как соль образована сильным основанием и сильной кислотой ( не образуется малодиссоциирующего вещества).
[от каждого варианта по одному учащемуся за доску, там они выполняют задание своего варианта. Сильным учащимся выдаётся индивидуальное задание на карточках , которые затем проверяет учитель].
Далее учащиеся меняются с соседом работами и проверяют друг друга, используя экран, где указаны правильные ответы, выставляют друг другу оценки.
Возможные вопросы учащимся у доски:
- Почему процесс диссоциации воды является обратимым?
- Почему среда в растворе хлорида алюминия кислая, а в растворе карбоната натрия - щелочная? ( вопрос противоположному варианту).
- Какие ионы отвечают за щелочную среду, какие за кислую среду?
- В каком случае получена кислая соль, а в каком основная?
- От чего это зависит?
- Почему продукты реакций гидролиза различны?
Далее к доске вызывается один из сильных учащихся и выполняет задание, выданное ему учителем.
5 этап урока.
Подведение итогов работы учащихся на уроке.
Учитель объявляет оценки, полученные учащимися, и аргументирует их (пояснение активности их работы, правильность ответов).
6 этап урока.
Домашнее задание : У указанных солей определить среду и написать соответствующие уравнения гидролиза - Cu(NO3)2 , K2S , NaNO3.