Цель: Различение букв п – т в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- Научить соотносить буквы со звуками и символами;
- Развивать навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа;
- Закрепление моторного навыка написания букв с опорой на кинетические ощущения;
- Активизация и обогащение словаря;
- Развитие зрительного внимания, мышления и памяти;
- Формирование наблюдательности;
- Воспитание интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: Демонстрационные карточки с изображением букв п - т; изображения кота в сапогах, волшебного ластика, золотого петушка; карточки для индивидуальной работы; ручки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Ученики стоят возле своих парт.
Логопед.Первым сядет тот, кто правильно повторит скороговорку: От топота копыт пыль по полю летит.
Ученики выполняют задание.
– Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?
Ученики. Звуки [п] и [т].
Логопед (вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв). Звуки на письме и при чтении обозначаются чем?
Ученики. Буквами.
Логопед. О каких буквах мы будем говорить на занятии? Чем похожи и чем отличаются?
Ученики отвечают.
– Эти буквы имеют сходство, поэтому их легко перепутать.
II. Основная часть
1. Соотнесение графемы с артикулемой. Выбор символов для обозначения на письме букв занятия.
– Сегодня мы совершим путешествие в волшебную
страну, где живут волшебные предметы и герои из
разных сказок. Первым к нам пришёл Кот в сапогах.
Он хочет поделиться своими знаниями, как можно
запомнить написание букв п –
т.
У буквы т – три ножки, слово три
начинается на т, это трудная буква.
Символ цифра 3.
У буквы п – пара ножек (две), слово
пара начинается на п, это простая
буква. Символ цифра 2.
А вы запомнили, как отличить буквы п
и т? Пропишите пальчиком на столе, а
потом в воздухе буквы п, т.
Ученики выполняют задание.
2. Развитие зрительного внимания
Логопед. Найдите буквы занятия и подпишите под ними цифру 2 или 3:
п т П Т П п Т
Ц т ж Д Т п Т
К Ц т Г В Б П
Ученики выполняют задание.
Логопед. Скажи, если поставить согласный и гласный звук вместе, то, что они образуют?
Ученики. Слог.
3. Дифференциация букв п –т в слогах
Игра «Ластик»
Из множества волшебных предметов в стране жил волшебный ластик. Однажды он пришёл в гости к буквам и стёр в буквах перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв и запишите их.
//ё //а ///а/// ///ы //у/// //я ///а е/// //у
Ответы: пё, па, тат, ты, пут, пя, та, ет, пу.
Логопед. А что образуется из слогов?
Ученики. Слова.
4. Работа со словом. Формирование наблюдательности.
Игра «Из двух слов – третье».
– Сейчас вам предлагает выполнить задание другой сказочный герой – Золотой петушок. Нужно соединить линиями таблички со словами так, чтобы получилось третье слово с буквами П и Б.
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
Ответы: Банкрот, барсук, буйвол, полоса, парус, бурлак.
– Объясните значение получившихся слов.
5. Физкультминутка
Логопед пишет в воздухе букву П – ученики поднимают руки вверх, Т – приседают.
6. Игра в расшифровщиков
– Давайте поиграем в расшифровщиков. Нужно прочесть зашифрованную запись на доске.
//ингвин, //о//угай, //е///ух, //авлин, дя///ел.
///игр, бегемо///, //они, ан///ило//а, ///елёнок.
///абуре///ка, с///ол, с///ул, ///умбочка, ///ах///а.
– Как вы думаете, какую букву обозначают две
палочки? Почему?
– А три палочки? Почему?
– Назовите каждую группу одним словом. В
названии какой группы есть буквы П и Т.
7. Работа с деформированными предложениями
На доске написаны деформированные предложения. Ученики должны вставить в разорванные слова пропущенные буквы П и Т, составить предложения и записать их в тетрадь. Задание проверяется коллективно. Логопед исправляет ошибки.
Наташи, у, …ё …лые, …а…ки. (У Наташи тёплые тапки.)
…одме…ае…, …аня, …ол. (Таня подметает пол.)
Ка…ок, иду…, на, де…и. (Дети идут на каток.)
Ку…ил, …а…а, …ор…. (Папа купил торт.)
III. Итог занятия
Логопед уточняет с учениками отличия букв П и Т. Оценивается работа каждого ученика.