Я расскажу о коррекционно-развивающей работе на уроках декоративного рисования. На этих уроках мы рисуем узоры, предназначенные для украшения различных предметов, оформления праздничных открыток, плакатов.
Уроки декоративного рисования позволяют решать многие задачи коррекционного обучения. Прежде всего, можно активно воздействовать на сенсорное развитие учащихся. Сенсорные процессы активизируются во время всестороннего рассматривания деталей узора, сравнения их по величине, форме, цвету.
В процессе декоративного рисования проводится большая работа по уточнению представлений учащихся о геометрических формах.
В начальный период занятий наиболее приемлемы узоры из геометрических форм, чередующиеся по величине (круг большой – круг маленький или линия толстая – линия тонкая).
<Рисунок 1>
Затем учащиеся рисуют узоры, включающие две формы (круг – треугольник), затем – узоры из 3 форм и более.
<Рисунок 2>
Яркость, красочность, ритмичность, характерные для работ декоративного характера способствуют развитию восприятия цвета. В процессе занятий организуется целенаправленное наблюдение, сравнение и воспроизведение цветовых сочетаний. Учащиеся упражняются не только в элементарном цветоразличении, но и в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном или использовать такие цветовые сочетания, которые приняты в декоративно-прикладном искусстве.
<Рисунок 3>
Особое внимание на уроках декоративного рисования уделяется всестороннему анализу и изучению образца узора. Ребёнку необходимо выделить элементы узора, проанализировать их чередование по форме, цвету, величине, установить структуру узора.
Рисование узоров требует чередования одинаковых элементов. Дети постепенно привыкают к тому, что нужно постоянно сравнивать и устанавливать сходство и различие между повторяющимися элементами узора.
Так как процесс выполнения рисунка делится на ряд этапов, то на уроках декоративного рисования дети учатся планированию построения рисунка. Постепенно от рисования вслед за учителем, повторяя все его действия, учащиеся переходят к выполнению рисунка на основе самостоятельного анализа схемы построения узора.
<Рисунок 4>
<Рисунок5>
<Рисунок 6>
<Рисунок 7>
При составлении узоров большое значение придаётся развитию у детей умения располагать составные части рисунка на листе бумаги. Для этого из цветной бумаги заранее вырезаются изобразительные элементы, затем из них составляют несколько вариантов композиции (открытки, узора).
Также учащиеся упражняются в размещении элементов узора в соответствии с образцом или словесной инструкцией.
<Рисунок8>
Школьники многократно упражняются в симметричном расположении элементов узора. В процессе рисования в орнаменте деталей разного поворота происходит коррекция зеркального изображения.
<Рисунок 9>
Таким образом, в процессе обучения декоративному рисованию развиваются навыки как мысленной, так и практической пространственной ориентировки.
Развитие глазомера происходит в процессе деления геометрических форм на части (деление круга, квадрата, полосы пополам и т. д.), а также в процессе рисования одинаковых фигур в узоре.
<Рисунок10>
На уроках декоративного рисования используются такие средства коррекции моторики руки как составление орнаментов из мозаики, рисование узоров с помощью шаблонов, по трафарету, по готовым контурным линиям, по пунктиру, с использованием опорных точек, рисование орнаментов на бумаге в клетку, рисование в альбоме.
<Рисунок11>
Важную роль играет освоение детьми разнообразных изобразительных графических умений, таких как раскрашивание, штриховка. Учащиеся осваивают различные изобразительные материалы: карандаш (простой и цветные), краски (гуашь и акварель), мелки, фломастеры.
Дети учатся проводить вертикальные, горизонтальные прямые, рисуют волнистые линии, многократно упражняются в воспроизведении основных геометрических фигур.
Занятия рисованием представляют сильное средство развития речи учащихся.
На уроках рисования учащиеся усваивают слова, обозначающие:
- названия предметов, связанных с изображением;
- признаки предмета или его частей (по величине, по цвету, по форме);
- практические действия (“провести”, “разделить”, “соединить”, “раскрасить”);
- пространственные отношения (“посередине”, “вверху”, “слева”, “ближе”).
Кроме этого школьники усваивают и такие понятия, как “форма”, “величина”, “контраст”, “симметрия”, “ритм”.
На уроках рисования развивается зрительная память, так при рисовании орнаментов происходит запоминание формы, цвета, величины элементов.
Зрительное внимание развивается в процессе анализа узоров, сравнения своей работы с образцом, во время практической работы над рисунком так повторение одинаковых по форме и цвету элементов возможно только при условии внимательной и точной работы.
Декоративное рисование может успешно использоваться в развитии творческого воображения у детей, особенно этому способствует такой вид занятий, как самостоятельное составление декоративных рисунков.
При этом важно, чтобы дети имели в виду украшение конкретного предмета. Хорошие результаты могут быть в том случае, когда учащиеся знают назначение узора, который они будут рисовать.
Декоративное рисование тесно соприкасается с народным декоративно-прикладным искусством. В связи с этим большое значение для воспитания эстетических чувств имеет показ образцов народных орнаментов. Рассматривая и изучая народный узор, ученик начинает понимать красоту сочетания различных форм и красок, как художник простыми средствами добивается необыкновенной выразительности.
Таким образом, занятия рисованием развивают:
- зрительное восприятие формы, цвета, величины предметов;
- интеллектуальные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, планирование;
- пространственные представления и глазомер;
- мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;
- речь;
- память, внимание;
- воображение;
- способствуют воспитанию эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему.