Цель урока: научить учащихся рисовать сказочную избушку, соединив в рисунке устройство фасада деревянного дома и орнамент.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать у учащихся навыки использования узоров в рисунке;
- Закрепить понятия ритм, симметрия;
- Закрепить понятия сруб, кровля, красное окно, лобовая доска, наличник, ставни;
- Отработать навыки подбора гармонических сочетаний цвета.
Коррекционно-развивающие:
- Закрепить технические навыки работы гуашью, кистью;
- Развивать зрительные представления детей и умение воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам;
- Развивать умение анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
- Развивать умение употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения;
- Развивать творческое мышление, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие;
- Воспитывать у учащихся эмоционального отношения к сказочному герою и изображаемому объекту.
Оборудование:
Для учителя:
- <Приложение 1>;
- Детские работы из методического фонда;
- Образцы узоров в полосе (растительные геометрические).
Для учащихся:
- Листы бумаги;
- Стёрка;
- Простой карандаш;
- Гуашь;
- Кисти;
- Баночка с водой;
- Салфетка;
- Палитра.
Ход урока
1. Подготовительная часть (10 мин)
1.1 Организационный момент.
- Приветствие.
- Установление дисциплины.
1.2 Вводная беседа.
Сообщить тему урока: “Сказочная избушка”. (Слайд 1)
(Слайд 2). Во многих сказках, которые вы читали, часто говорится об избушке (избушка, которая сама поворачивается; избушка на курьих ножках и т. д.).
Рассматривание иллюстраций со сказочными избушками:
- Какие средства художник использует для передачи облика сказочного дома? (Узор, цвет, силуэт, форма строения). (Слайд 3)
- Какого цвета лубяной домик зайчика? Какого цвета ледяной домик лисички? (Слайд 4)
- Как художник передал необычайную прочность дома медведей в сказке “Три медведя”? (Слайд 5)
- Все избушки украшены весёлыми и нарядными узорами. (Слайд 6)
- Какие части избушки украшаются орнаментом? (причелины, наличники, ставни, крылечко и т. д.) (Слайд 7 – 8)
- На крыше некоторых из них установлены вырезанные из дерева петушки. (Слайд 9)
Вывод: художники детской книги создают красивые, праздничные, фантастические домики в которых живут разные герои сказок. (Слайд 10)
Сообщение задания: нарисовать свою сказочную избушку так, чтобы цвет, узор домика помогали понять, кто живёт в нём (Слайд 11).
Демонстрация детских рисунков из методического фонда (повесить на доску).
Проверка учебных принадлежностей (Слайд 12).
2. Основная часть (20 мин)
2.1 Выявление сюжета рисунка.
Повторить название темы;
Выбрать сказочного героя и устно нарисовать его домик: (Слайд 13)
- лубяной домик зайчика,
- ледяной дом лисы,
- домик старика и старухи, где жил колобок,
- домик маленьких козлят,
- домик трёх поросят,
- теремок и т. д.
Во время устного рисования зафиксировать внимание на наиболее значимых для рисования моментах (Слайд 14)
- Форма;
- Цвет;
- Из чего будет состоять домик? Будет ли там труба, крылечко?
- Что будет украшено орнаментом?
- Из каких элементов будет состоять орнамент?
2.2 Определение последовательности рисунка.
Этапы рисования: (Слайд 15 – 18)
- определить формат листа вертикальный или горизонтальный;
- лёгкими линиями намечаются сруб, кровля, красное окно, окно светёлки, наличники и т. д.;
- закрасить фон избушки, выделив причелины, наличники;
- роспись избушки узорами.
Ученик повторяет этапы работы.
2.3 Указания к началу работы.
- Рекомендации по композиции рисунка (напомнить о правилах расположения листа бумаги, о размере рисунка в листе);
- Работа с образцами узоров в полосе (показать красивые сочетания цветов, напомнить о приёмах рисования простых геометрических узоров и узоров из растительных элементов).
2.4 Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности
- Наводящие вопросы.
- Советы, рекомендации.
- Показ технического приёма рисования (на отдельном листе).
На 25 – 30 минуте урока – физкультурная пауза (5 минут)
- Стоя, руки опущены вдоль туловища вниз, подняться на носки, поднять руки вверх и потянуться.
- Стоя, стопы параллельны на ширине плеч, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок.
- Стоя. “Замочек” – завести одну руку за голову, вторую – за лопатки. Поменять положение рук.
- Сидя, медленно переводить взгляд справа налево и обратно (повторить 8 – 10 раз).
- Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (повторить 5 – 6 раз).
- Выполнит круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении (повторить 4 – 6 раз).
- Частые моргания в течении 15 – 30 секунд.
- Несколько раз сильно зажмурить глаза.
- Сжать пальцы в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырить их.
- Массаж ушных раковин.
3. Заключительная часть (10 мин)
3.1 Подведение итогов урока.
Чему научились на уроке?
Анализ работ:
- На доске выставить рисунки домиков, предназначенных для разных героев сказок.
- Отметить роль узора, цвета, силуэта постройки в создании сказочного образа.
- Оценить узоры с точки зрения творчества и красивого сочетания цветных элементов избушки.
3.3 Уборка рабочего места.