Урок изобразительного искусства по теме "Сказочная избушка"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: научить учащихся рисовать сказочную избушку, соединив в рисунке устройство фасада деревянного дома и орнамент.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать у учащихся навыки использования узоров в рисунке;
  • Закрепить понятия ритм, симметрия;
  • Закрепить понятия сруб, кровля, красное окно, лобовая доска, наличник, ставни;
  • Отработать навыки подбора гармонических сочетаний цвета.

Коррекционно-развивающие:

  • Закрепить технические навыки работы гуашью, кистью;
  • Развивать зрительные представления детей и умение воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам;
  • Развивать умение анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
  • Развивать умение употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения;
  • Развивать творческое мышление, воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие;
  • Воспитывать у учащихся эмоционального отношения к сказочному герою и изображаемому объекту.

Оборудование:

Для учителя:

  • <Приложение 1>;
  • Детские работы из методического фонда;
  • Образцы узоров в полосе (растительные геометрические).

Для учащихся:

  • Листы бумаги;
  • Стёрка;
  • Простой карандаш;
  • Гуашь;
  • Кисти;
  • Баночка с водой;
  • Салфетка;
  • Палитра.

Ход урока

1. Подготовительная часть (10 мин)

1.1 Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Установление дисциплины.

1.2 Вводная беседа.

Сообщить тему урока: “Сказочная избушка”. (Слайд 1)

(Слайд 2). Во многих сказках, которые вы читали, часто говорится об избушке (избушка, которая сама поворачивается; избушка на курьих ножках и т. д.).

Рассматривание иллюстраций со сказочными избушками:

  • Какие средства художник использует для передачи облика сказочного дома? (Узор, цвет, силуэт, форма строения). (Слайд 3)
  • Какого цвета лубяной домик зайчика? Какого цвета ледяной домик лисички? (Слайд 4)
  • Как художник передал необычайную прочность дома медведей в сказке “Три медведя”? (Слайд 5)
  • Все избушки украшены весёлыми и нарядными узорами. (Слайд 6)
  • Какие части избушки украшаются орнаментом? (причелины, наличники, ставни, крылечко и т. д.) (Слайд 7 – 8)
  • На крыше некоторых из них установлены вырезанные из дерева петушки. (Слайд 9)

Вывод: художники детской книги создают красивые, праздничные, фантастические домики в которых живут разные герои сказок. (Слайд 10)

Сообщение задания: нарисовать свою сказочную избушку так, чтобы цвет, узор домика помогали понять, кто живёт в нём (Слайд 11).

Демонстрация детских рисунков из методического фонда (повесить на доску).

Проверка учебных принадлежностей (Слайд 12).

2. Основная часть (20 мин)

2.1 Выявление сюжета рисунка.

Повторить название темы;

Выбрать сказочного героя и устно нарисовать его домик: (Слайд 13)

  • лубяной домик зайчика,
  • ледяной дом лисы,
  • домик старика и старухи, где жил колобок,
  • домик маленьких козлят,
  • домик трёх поросят,
  • теремок и т. д.

Во время устного рисования зафиксировать внимание на наиболее значимых для рисования моментах (Слайд 14)

  • Форма;
  • Цвет;
  • Из чего будет состоять домик? Будет ли там труба, крылечко?
  • Что будет украшено орнаментом?
  • Из каких элементов будет состоять орнамент?

2.2 Определение последовательности рисунка.

Этапы рисования: (Слайд 15 – 18)

  • определить формат листа вертикальный или горизонтальный;
  • лёгкими линиями намечаются сруб, кровля, красное окно, окно светёлки, наличники и т. д.;
  • закрасить фон избушки, выделив причелины, наличники;
  • роспись избушки узорами.

Ученик повторяет этапы работы.

2.3 Указания к началу работы.

  • Рекомендации по композиции рисунка (напомнить о правилах расположения листа бумаги, о размере рисунка в листе);
  • Работа с образцами узоров в полосе (показать красивые сочетания цветов, напомнить о приёмах рисования простых геометрических узоров и узоров из растительных элементов).

2.4 Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности

  • Наводящие вопросы.
  • Советы, рекомендации.
  • Показ технического приёма рисования (на отдельном листе).

На 25 – 30 минуте урока – физкультурная пауза (5 минут)

  • Стоя, руки опущены вдоль туловища вниз, подняться на носки, поднять руки вверх и потянуться.
  • Стоя, стопы параллельны на ширине плеч, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок.
  • Стоя. “Замочек” – завести одну руку за голову, вторую – за лопатки. Поменять положение рук.
  • Сидя, медленно переводить взгляд справа налево и обратно (повторить 8 – 10 раз).
  • Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (повторить 5 – 6 раз).
  • Выполнит круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении (повторить 4 – 6 раз).
  • Частые моргания в течении 15 – 30 секунд.
  • Несколько раз сильно зажмурить глаза.
  • Сжать пальцы в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырить их.
  • Массаж ушных раковин.

3. Заключительная часть (10 мин)

3.1 Подведение итогов урока.

Чему научились на уроке?

Анализ работ:

  • На доске выставить рисунки домиков, предназначенных для разных героев сказок.
  • Отметить роль узора, цвета, силуэта постройки в создании сказочного образа.
  • Оценить узоры с точки зрения творчества и красивого сочетания цветных элементов избушки.

3.3 Уборка рабочего места.