Урок по окружающему миру в 1-м классе по теме "Почему их так назвали?" (учебник А.А. Плешакова)

Разделы: Начальная школа


Автор учебника: А.А.Плешаков.

Тема раздела: «Почему и зачем?»

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с разнообразием жуков; раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых насекомых и их особенностями.
  2. Обратить внимание на красоту редких видов жуков, занесённых в Красную книгу.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки с изображением леса, насекомых, Красная книга, конструктор LEGO.

Модель «2 учителя в классе».

Этапы урока

Действия основного учителя

Действия второго учителя

Орг.момент

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять, многое узнать.

Повторение изученного материала.

Игра «Да, нет»

Туча-это тёмное густое облако.

Ситничек - это сильный проливной дождь.

Ветер дует, потому что качаются деревья.

В радуге оранжевый цвет идёт после синего. Радуга состоит из 5 цветов.

Ветер - это движущийся воздух.

Эхо бывает только в горах.

У всех зверей есть уши.

Звуки издают только живые существа.

Радуга образуется, когда солнечные лучи попадают в небе на капельки дождя.

Контроль за выполнением игры.

Отгадайте загадку.

Проверка самостоятельной работы.

Муравьишка Вопросик сегодня Вас приглашает на прогулку. А вот куда, отгадайте!
- Кто, как только жарко станет шубу на плечи натянет, а нагрянет холод злой - скинет с плеч её долой?
(лес)

- А что такое лес?

- Кто был в лесу?

- Что вы там видели?

Там живут разнообразные животные. Вот об одной группе животных мы сегодня и поговорим.

Работа над новой темой.

(Показать рис. (приложение))

- Это кто? (насекомые)

- Отгадайте загадку и узнаете, с какими насекомыми сейчас нас познакомит Муравьишка Вопросик.

- Жу-жу, жу-жу
Я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу,
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(жук)

- Да, это жук. Почему их так назвали?

Жуков в природе очень много, они быстро бегают, могут летать. Среди них есть листоеды, короеды, хищники,
А есть жуки-санитары.

 

 

 

- А теперь посмотрите, с какими жуками дружит Муравьишка.(рис. в учебнике, с.99)
Каких зверей напоминают эти насекомые? Почему их так назвали?

Выступление детей.

 

- А сейчас нам ребята расскажут про жуков, которые обитают у нас.

(Выступление детей о жуке-олене, жуке-носороге, о жуках-слониках, могильщиках, о колорадском жуке и о майских жуках)

 

 

- А вот попробуйте отгадать о каком жуке я сейчас вам расскажу.
«Этот жук – опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берёз, ещё опаснее его личинки. Эти жуки носят название того месяца, в котором они появляются».
(майский жук)

Решение экологических задач.

 

 

 

 

 

Что произойдёт, если весной увеличится количество майских жуков?

 

 

Представьте, что в наших лесах исчезнет жук-могильщик. Что произойдёт?

Как вы думаете: большое количество жуков-оленей вредит лесу или нет?

 

 

В лесу очень много жуков-слоников. Повредят ли они растениям огородов, которые расположены рядом с лесом?

В 2000 году наблюдалось увеличение численности колорадского жука. Почему были встревожены огородники?

 

 

Как вы считаете: надо ли уничтожать всех жуков в лесу, садах и огородах? К чему может привести их полное уничтожение?

Работа с конструктором LEGO.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. Что удивительного Вы запомнили?

А теперь попробуйте сделать жука и дать ему своё название.

Контроль за выполнением практической работы.

Раздаёт конструктор.

Контроль за выполнением практической работы.

Итог урока.

Ну, вот и подошла к концу наша прогулка по лесу.

Мы отгадали много загадок.

А что вы новое узнали сегодня на уроке?