Пояснительная записка
В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается возможность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства.
Предпринимательство стало естественной составной частью Российской экономики. Изучая основы предпринимательства, учащиеся знакомятся, как устроен его мир и учатся успешно действовать в нем.
В процессе обучения курса учащиеся познакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы А.В. Леонтьева "Основы предпринимательства" (9 класс).
Цели курса:
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
- развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики.
Задачи курса:
- познакомить с профессиями, связанными с экономикой;
- познакомить учеников с проблемами в области экономики;
- научить правильному решению задач;
- научить анализировать нужную информацию;
- научить учеников применять теоретические знания в жизни
- способствовать развитию самостоятельной работы;
- развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
- способствовать развитию коллективной работы.
Методические особенности изучения предмета
В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание.
Для развития предприимчивости учащимся предлагается больше самостоятельности при выполнении практических работ.
Экономность, как качество практического ума, проявляется в умении учащимися самостоятельно производить расчеты материальных затрат, себестоимости, смет доходов и расходов.
Расчетливость проявляется в умении заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, что он может стоить.
Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента учащегося. Одинаково быстро думать и действовать всех учащихся научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению.
Поэтому методика изучения курса опирается на деятельностный подход в обучении школьников основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя.
Логика и структура курса построена таким образом, что позволяет учащимся самостоятельно и последовательно пройти через основные этапы предпринимательской деятельности:
- выработка идеи и ее первоначальная оценка;
- разработка бизнес-плана;
- опытно-констукторские разработки;
- пробный выход на рынок;
- коммерческое освоение продукции.
Для этого учащимся предлагается поработать над проектом создания собственной фирмы.
Рабочая программа предполагает некоторые изменения. В связи с тем, что базовый курс по экономике вводится только в одиннадцатом классе, поэтому на занятиях больше внимания уделяется вопросам экономической теории: "Механизм рыночной экономики", "Денежное обращение", "Налоги и налоговая политика", "Этика и культура бизнеса". Увеличено количество часов на изучение тем "Маркетинг" и "Менеджмент".
В программу внесен перечень деловых игр: "Совет директоров или как избежать банкротства", "Конкуренция фирм", "Деловые переговоры", "Прибыльное производство", "Бизнес в кафе", которые несут в себе возможности для развития личности.
Содержание курса дополнено уроками-семинарами по решению экономических задач по темам: "Издержки производства", "Прибыль", "Рентабельность", что позволяет развивать экономическое мышление.
В качестве основных форм организации учебных занятий выступают семинары, лекции, круглые столы, а также предусмотрены практические занятия и деловые игры.
Наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами я использую метод самостоятельной работы учащихся – проблемно-поисковый, что позволяет учащимся овладеть опытом творческой деятельности.
Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 19 часов.
В процессе прохождения курса учащиеся разработают собственный бизнес-проект.
Требования к результатам усвоения учебного материала
Учащиеся должны знать:
- Особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;
- Определение рынка, его сущности, виды;
- Основные сферы предпринимательской деятельности и основные понятия, связанные с
рыночным механизмом:
а) что такое рынок, виды рынка;
б) что такое спрос и предложение;
в) что такое деньги, функции денег;
г) что такое бизнес-план, его ценность и назначение;
д) что такое конкуренция, фирмы;
е) что такое маркетинг и его основные разделы;
ж) что такое менеджмент;
з) основные риски и способы защиты от них;
и) что такое налоги и их основные виды.
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессы экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную точку зрения, иметь собственную позицию; определить собственное место в изучении экономических процессов;
- Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических ресурсов для производства товаров и услуг;
- Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;
- Составлять производственный план;
- Рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги;
- Составлять финансовый план, план доходов и расходов, расчет точки самоокупаемости;
- Оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом; аргументировано отстаивать собственные позиции.
Оценка качества знаний, умений, навыков
- Проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане.
- Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление оперативного контроля за ходом их выполнения.
- По мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются о составлении бизнес-проектов.
- Презентация законченных бизнес-проектов.
Тематический план
|
Тема |
Всего |
Лекция |
Практика |
Форма обучения |
1 |
Предприниматель в рыночной экономике |
1 |
1 |
|
- лекция |
2 |
Презентация идей |
2 |
1 |
1 |
-лекция |
3 |
Бизнес-план |
2 |
1 |
1 |
- лекция |
4 |
Производственный план |
2 |
1 |
1 |
- лекция |
5 |
Себестоимость продукции |
1 |
1 |
|
- лекция |
6 |
Маркетинг |
2 |
1 |
1 |
- лекция |
7 |
Участники предпринимательской деятельности в России |
1 |
1 |
|
- лекция |
8 |
Менеджмент |
2 |
1 |
1 |
- лекция |
9 |
Оценка риска |
1 |
|
|
- лекция |
10 |
Налоги |
1 |
1 |
|
- лекция |
11 |
Финансовый план |
2 |
1 |
1 |
- лекция |
12 |
Презентация проекта |
2 |
|
2 |
- урок-конференция |
|
|
19 |
10 |
9 |
|
Содержание программы
Тема "Предприниматель в рыночной экономике" – 1 час
Место и роль предпринимателя в рыночной экономике. Краткая история развития предпринимательства в России. Основные сферы предпринимательской деятельности.
Тема "Презентация идей" – 2 часа
Основные этапы предпринимательской деятельности: выработка идеи, разработка бизнес-плана, изготовление пробной партии, коммерческое освоение продукции. Методы выработки и источники новых идей. Первоначальная оценка их перспективности.
Тема "Бизнес-план" – 2 часа
Бизнес-план, его назначение и структура. Основные источники информации для составления бизнес-плана.
Тема "Производственный план" – 2 часа
Основные разделы производственного плана. Производственный процесс и стадии производства. Производительность труда и пути ее повышения.
Тема "Себестоимость продукции" – 2 часа
Структура и методика расчета себестоимости продукции. Основные пути снижения себестоимости продукции.
Тема "Маркетинг в деятельности предпринимателя" – 2часов
Понятие маркетинга. Основные разделы плана маркетинга: разработка товара или услуги, назначение цены, выбор каналов сбыта, разработка рекламной компании. Основные уровни разработки товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением.
Цена. Факторы, влияющие на выбор цены.
Сбыт. Оценка потенциального объема рынка и доли рынка для освоения. Основные каналы сбыта и выбор оптимального.
Тема "Участники предпринимательской деятельности в России" – 1час
Индивидуальная предпринимательская деятельность, процедура регистрации.
Хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив.
Физические и юридические лица. Понятие об уставе и учредительном договоре.
Тема "Менеджмент в деятельности предпринимателя" – 4 часа
Основные функции современного менеджмента. Трудовой коллектив и условия найма работников. Организационная структура предприятия и должностные инструкции.
Тема "Оценка риска" – 2 часа
Основные риски в предпринимательстве и способы защиты от них.
Тема "Налоги" – 2 часа
Налоги и их основные виды. Ответственность налогоплательщика.
Тема "Финансовый план" – 6 часов
Назначение и основные разделы финансового плана. План доходов и расходов и методика его составления. Понятие о самоокупаемости. Точка самоокупаемости. Стартовый капитал. Внутренние и внешние источники финансирования предпринимательства.
Тема "Презентация проекта" – 2 часа