Урок по искусству в 9-м классе на тему "Художник и художественные технологии"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:

  • иметь представление об общей природе художественного процесса в изобразительном, фото и экранном искусствах;
  • активизировать эстетическое восприятие произведений искусства;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе дискуссии.

Зрительный ряд:

  • репродукции - наскальные рисунки,
  • древнерусские иконы,
  • Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком»;
  • фотоработы Э. Хоппера, Р. Эстеса, Ч. Клоуза;
  • фрагмент кинорепортажа.

Тип урока:

  • усвоение новых знаний.

Методы обучения:

  • словесный,
  • формирование понятий,
  • организация дискуссии,
  • практический.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение целей, задач урока:

  • узнаем об эволюции развития изображения в изобразительном искусстве и синтетических видах художественной деятельности;
  • учиться сравнивать произведения разных видов искусства по их композиционному строю;
  • уметь аргументировано высказывать свое мнение в процессе дискуссии.

III. Формирование новых знаний.

  1. Беседа.

- Чем отличаются представленные репродукции произведений (рис. 1, рис. 2) друг от друга? (Это произведения изобразительного искусства и фотографии)

Рис 1.

Рис 2.

- Что общего в картине и фотоснимке? (Изображение, композиция)

  1. Изучение нового материала.

От времени возникновения искусства нас отделяют сотни тысяч лет. Тогда, на заре человечества, наш далекий предок впервые начал изображать на стенах пещер (рис. 3).

Рис 3.

- Что вызвало желание у человека заниматься творчеством?

Ученые утверждают, что человек по своей природе обладает познавательными способностями, чувством прекрасного, стремлением проникнуть в тайны природы и бытия.

Содержание древнерусского искусства тесно связано с религией и находилось под строгим контролем церкви. Изображение святых (рис. 4), с их житием (рис. 5), христианские сюжеты – основная тематика изображений в иконописи Древней Руси.

Рис 4.

Рис 5

Искусство Возрождения принесло иное понимание высшей ценности человека. Картины Леонардо да Винчи (рис. 6) и других мастеров наполнены религиозной тематикой, но с земным содержанием. «Мадонна с цветком» воспринимается как простая сцена радостного материнства юной Марии. Леонардо да Винчи много экспериментировал в поисках различных составов красок, он одним из первых художников того времени перешел от темперы к живописи маслом. Изображение в произведениях искусства содержали научные и художественные постижения мира и человека. Разнообразие изображений эпохи Возрождения достигается с изобретением устройства, которое назвали камерой-обскурой (рис. 7), что в переводе с латыни означает «темная комната». О ней впервые упомянул в своих сочинениях Леонардо да Винчи.

Рис 6.

Рис 7.

Для XX века характерен интенсивный поиск новых художественных форм изображения. Возникают такие разновидности искусства как дизайн, стремительными темпами развиваются фотография и кино. В конце XX века рождается направление, получившее название гиперреализм (фотореализм). В своем содержании оно сочетало приемы фотографии и живописи. Главным для художников стало как можно более точное воспроизведение изображения современного города – его улиц, витрин, рекламы, сверкающих лаком автомобилей (рис. 8, рис. 9).

Рис 8.

Рис 9.

Подобным образом запечатлеваются и обитатели этого мира (рис. 10).

Рис 10.

- Какое впечатление произвели на вас произведения гиперреализма?

Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличение их до размеров большого полотна. Краску распыляли аэрографом, чтобы сохранить все особенности фотоизображения. Гиперреализм поставил своей задачей обострить наше восприятие обыденности, символизировать современную среду, отразить наше время в формах «технических искусств».

Эдвард Хоппер, которого нередко называют предшественником гиперреализма, не стремился показать хаос и напряжение современной цивилизации. Он показывал простой повседневный город – место, в котором живут обычные люди. Художника (а потом – зрителя) завораживает объективность, нейтральность изображения на снимке. И как раз эти качества увиденного и сфотографированного мотива он старается передавать – точнее, имитировать – в своей работе.

Городские ландшафты Ричарда Эстеса, как правило, наполнены светом, но их пространство, несмотря на перспективные сокращения улиц и общую точность воспроизведения, создают впечатление безвоздушного, искусственного. Отчасти это ощущение возникает потому, что художник, как правило, изображает все детали – и переднего, и дальнего плана – в одинаково резком фокусе. Непонятно, может ли в этом окружении существовать человек. Да и людей на городских улицах, изображаемых Эстесом, почти не встретить. Они могут присутствовать, но в качестве отражений в витринах и на отполированных металлических плоскостях либо – за стеклом витрины, телефонной будки, автомобиля. Люди находятся в городе, но не взаимодействуют с ним, а просто обозначают его своим присутствием, подобно находящимся рядом зданиям. Городская среда живет собственной жизнью, независимой от обитателя.

С начала 1970-х годов XIX века портрет большого формата становится главным жанром творчества Чака Клоуза. В нём фокусируется авторское переживание реальности и иллюзии, различных форм визуального восприятия. Эти «головы» - так сам Клоуз называет свои работы – задумывались им как серия абстракций, имеющих сетчатую структуру и состоящих из отдельных ячеек. И лишь во взгляде зрителя, объединяясь в единое целое, они создают художественный образ.

С 1971 года важной составной частью творчества Клоуза становятся принты. Он разрушает прежнее представление о принтах как способе механического тиражирования живописных работ. Его принты требуют ещё более кропотливой и изнурительной работы, чем живописные полотна. Над отдельными принтами работа может продолжаться несколько лет.

Одним из важнейших направлений творчества Клоуза стала фотография. Как и в живописи, фокусом его интереса становится человеческое лицо. Как вспоминает сам Клоуз, настоящим фотографом он себя почувствовал, работая над серией крупноформатных полароидных портретов.

IV. Практическая работа.

  1. Постановка художественной задачи: сравнительный анализ произведений живописи, фотоискусства и кино.
  2. Просмотр репродукции, фотографии, телерепортажа.
  3. Диспут на тему: «Изобразительно-визуальные виды искусства».

- Что привлекло ваше внимание в живописной работе?

- Какие средства выразительности использовал автор в своей работе?

- Что объединяет произведение живописи и фотографии?

- Как проявляется художественное начало в кинорепортаже?

V. Итог урока.

Вне зависимости от того, как и чем выполнены произведения представленных видов искусств, все они, тем не менее, являются различного рода изображениями, ибо говорят со зрителями на языке изобразительного искусства. В любом визуальном виде искусства – кино, фотографии, рисунке – художник реализует свои замыслы при помощи цвета, объема, света в отобранном сюжете, получая изображение той или иной степени конкретности и правдоподобия.

VI. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились?

Литература:

  1. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск. 1996 г.
  2. Справочник школьника. История мировой культуры. «АСТ». 1996 г.
  3. Энциклопедия для детей. Искусство. «Аванта +». 1997 г.