Цели:
- расширять представление уч-ся о сказках Андерсена;
- учить выделять выразительные средства в произведении;
- воспитывать честность, благородство, любовь к чтению, умение анализировать прочитанное;
- проверка навыка осознанного чтения.
Оборудование:
- детские рисунки по прочитанным произведениям;
- портрет Х.К. Андерсена;
- рюкзак Кая и корзиной Герды с предметами;
- костюмы для сценки;
- плакат с текстом: «Книгу нужно любить. Книга – источник знаний».
Тип урока: урок-викторина.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
1. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке внеклассного чтения мы будем говорить о творчестве датского сказочника Х. К. Андерсена, о его произведениях.
2. Биография Андерсена
– Дома вы готовились к внеклассному чтению, читали сказки Андерсена.
– Какие сказки Андерсена вы читали?
– Какая сказка понравилась больше всех? Почему?
– Кто из героев понравился? А кто не понравился и почему?
– Чему можно поучиться, прочитав эту сказку?
(Ответы детей)
Итог: Сказка, рассказ, стихотворение – всегда учат добру, милосердию, умению в трудную минуту придти на помощь к человеку, животному, растению.
III. Викторина
– А сейчас по прочитанным сказкам Андерсена мы проведем викторину. Кто внимательно читал сказки, тот сумеет дать правильный ответ на вопрос.
Вопросы
- Кто посмел сказать королю, что он голый? (Ребёнок)
- Какое слово складывал Кай из льдинок? (Вечность)
- Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (У него была только одна нога)
- Какой сказочник носил с собой два зонтика? (Оле-Лукойе)
- Героиня какой сказки превращается в морскую пену? (Русалочка)
- А эта сказка начинается и заканчивается одной и той же гласной буквой. (“Огниво”)
- Кто так говорил: “Ко-акс, ко-акс, брехкеке-кекс!”? (Сын жабы)
- Какая птица вскоре заменила соловья во дворце императора? (Искусственный соловей)
- Как звали друга Герды? (Кай)
- Как звали сестру одиннадцати братьев? (Элиза)
IV. Сценка из сказки «Соловей». (Встреча императора с Соловьем)
К нам сегодня на урок пришли герои одной из сказок Андерсена.
– Из какой сказки пришли герои?
– А кто из героев понравился больше? Почему?
– Кто помог китайскому императору избавиться от смерти и каким образом?
– Почему соловей не захотел жить во дворце императора?
– Откуда узнал китайский император о существовании в своём лесу чудесной птицы? (Из книг, привезённых из других стран)
– Из чего был сделан дворец императора? (Из драгоценного фарфора)
– В какой стране происходили события сказки «Соловей?» (В Китае)
V. Чтение понравившихся отрывков из сказок. (Дети читают отрывки из полюбившихся сказок)
– Почему ты выбрал этот отрывок? (Ответы детей. Словесная картинка.)
VI. Конкурс «Угадай сказку»
(К какой сказке относятся подборки слов?)
- Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, олень,дружба, ворона («Снежная королева»)
- Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение. («Дикие лебеди»)
- Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. («Русалочка»)
- Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, вода, курица. («Гадкий утёнок»)
VII. Конкурс «Из какой сказки эти вещи?»
– Определить, в какую сказку нужно отдать вещи, которые находятся в рюкзаке Кая и в корзине Герды.
Вещи в рюкзаке Кая:
- Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»)
- Большой нож, его кто-то клал себе под подушку. («Снежная королева»)
- Верёвка – ею нужно обвязываться, чтобы спускаться в дупло. («Огниво»)
- Горошина. («Принцесса на горошине»)
Вещи в корзине Герды:
- Скорлупка ореха, которая служила колыбелькой для маленькой девочки. («Дюймовочка»)
- Маленький мешочек с гречневой крупой, но как жаль он с дыркой и крупа сыпется... («Огниво»)
- Шелковая ленточка, за которую привязывали певчую птичку. («Соловей»)
- Бусы из ракушек («Русалочка»)
VIII. Разгадай кроссворд
Кроссворд. (По горизонтали)
- Кто похитил Дюймовочку? (Жаба)
- В какой сказке принцессу возила собака? (Огниво)
- Как звали очень маленькую героиню сказки? (Дюймовочка)
- Как звали девочку, спасшего своего названного брата? (Герда)
- Кто был наказан за то, что позарился на игрушки Свинопаса? (Принцесса)
- Кто превратился в морскую пену из-за любви к принцу? (Русалочка)
- Птица, в которую превратился Гадкий утёнок? (Лебедь)
- Что мешало спать принцессе на мягкой постельке? (Горошина)
Если кроссворд разгадан правильно, то по вертикале вы прочтёте фамилию великого сказочника, которому посвящен наш урок. (Андерсен)
IX. Итог урока
Сегодня мы говорили о сказках Андерсена, говорили о любимых героях.
– Только из книг можно узнать всегда что-то новое для себя о жизни, о природе, о других народах, о прошлом, о настоящем.
Книгу нужно любить.
Книга – источник знаний.
X. Домашние задание
Читать любимые стихи.
Список литературы:
- Гренбек Б., Ханс Кристиан Андерсен: Жизнь, Творчество, Личность/ Предислов., коммент. Д.Б. Александрова. – М.: Прогресс, 1979. - 237 с.
- Андерсен X.К. Огниво. – Фрунзе: «Мектеп», 1988.
- Андерсен X.К. Оле-Лукойе. – Фрунзе: «Мектеп», 1988.
- Андерсен X.К. Стойкий оловянный солдатик. – Москва: «Малыш», 1983.
- Андерсен X.К. Дюймовочка. – Москва: «Детская литература», 1984.
- Андерсен X.К. Дикие лебеди. – Москва: «Малыш», 1983.
- Андерсен X.К. Соловей. – Фрунзе: «Мектеп», 1988.
- Андерсен X.К. Русалочка. – Москва: «Детская литература», 1986.
- Андерсен X.К. Пятеро из одного стрючка. – Москва: «Малыш», 1983.
- Андерсен X.К. Новый наряд короля. – Фрунзе: «Мектеп», 1988.
- Горовая В.И., Дробот Н.И., Кулагина Л.И., Лаврентьева Т.К. Конспекты уроков по внеклассному чтению. – Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004. – 201 с.
- Журнал «Читаем, учимся, играем». – Москва, март 2003.