Цель. Обобщение знаний о диссоциации веществ, проверка умений записывать ионные уравнения, развитие интереса к предмету.
Оборудование и реактивы. 1% растворы сахара, поваренной соли и столового уксуса;.
Fe(гвоздь); H2SO4(р); S; NaOH(р); C(уголь); Na2SO4(р); Cu(стружка); CuO;CuSO4(р); NaCL (крист.); NaCL(р); HCL(р); KOH(р); Ca(NO3)2(р); Fe2(SO4)3(р); Na2CO3(р); HNO3(р); Н2SO4 (1:5); метилоранж.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Урок-игра. Представители команд по очереди бросают кубик, имеющий шесть граней с цифрами: 1.2.3,4,5,6. В зависимости от цифры, выпавший на кубике, ученики попадают в разные ситуации:
1. Криминальное агентство
2. Дегустационный зал
3. Третий лишний
4. Блиц - турнир
5. Мир пантомимы
6. Черный ящик
За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце урока жетоны посчитаем. Команда, набравшая больше всего жетонов побеждает и получает оценку “отлично”
II. Задания.
На кубике выпала цифра “1”: мы попали в “Криминальное агентство”
Каждой из команд предстоит поработать криминальными агентами; раскрыть преступление и доказать виновность преступников.
Гражданские дела, предлагаемые каждой из команд:
Дело №1
В городе Электростали в гимназии № 17 в кабинете химии на первом ряду, на первой парте была оставлена…лужа (!)неизвестного происхождения. Эксперты установили, что в ее состав входят ионы: Ba2+,Na+,SO42-,CL-,PO43-,K+ . .Растворы, каких веществ могли разлить преступники?
Дело №2
Некоторые преступные элементы совершили “мокрое” дело: дело было в растворе. Свою вину они отрицают, утверждая, что у них есть алиби. Докажите их виновность, если известно, что работали они парами, а также известно их фамилии: Гидроксид калия, Нитрат кальция, Сульфат железа(III), Карбонат натрия.
Дело № 3
В кабинете химии учитель заранее написал на доске два уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Ночью злостные хулиганы пробрались в кабинет и специально, чтобы сорвать предстоящий урок, стерли почти все записи. Вот что осталось на доске: AL3+ + 3OH- AL(OH)3
Ba2+ + SO42- BaSO4
Восстановите запись учителя.
Дело №4
Две преступницы, имеющие клички Кислота и Щелочь, совершили налёт на миролюбивого гражданина по фамилии Метилоранж. Свою вину они отрицают. Докажите их вину.
На кубе выпала цифра “2”: мы в “Дегустационном зале”
Командам предстоит продегустировать растворы, применяемые в домашнем хозяйстве, и определить их концентрацию, а также ответить на вопрос: какие вещества растворены в воде?
Растворы для дегустации: 1% растворы поваренной соли, сахара, столового уксуса.
На кубе выпала цифра “3”: нам предстоит сыграть в игру – “Третий лишний”
Командам предлагается по три предмета. Вам нужно выбрать из этих предметов лишний и объяснить почему.
- железный гвоздь, раствор кислоты, сера;
- раствор едкого натра, уголь, раствор сульфата натрия;
- медная стружка, оксид меди(II), раствор сульфата меди (II);
- кристаллическая поваренная соль, раствор поваренной соли, раствор соляной кислоты.
На кубике выпала цифра “4”: проводим “Блицтурнир”
Каждой из команд заданы по 3-5 вопросов по теме “теория электролитической диссоциации” (на обдумывания ответа – 5 секунд)
Что такое электролит, ион, катион, анод, гидратированный ион, неэлектролит, катод, анион, кристаллогидрат, электролитическая диссоциация, кислота, основание, средняя соль, кислая соль, степень диссоциации, сильный электролит, слабый электролит и др.
На кубике выпала цифра “5”: мы попали в “Мир пантомимы”
Сейчас вам предстоит с помощью пантомимы показать команде – сопернице определенное явление.
- выпадение осадка;
- изменение цвета индикатора;
- распад электролита на ионы;
- электрический ток.
Время на подготовку 3-5 минут (за угаданную пантомиму – один жетон, за понятно показанную – один жетон)
На кубике цифра “6”: под музыку выносят “Черный ящик”
Командам предстоит задать по 5 вопросов, чтобы ответить, что находится в “черном ящике”. ( в ящике электрическая лампочка)
III. Подведение итогов.