Эпиграф: “Будущее не грозит периодическому закону разрушением, а только надстройки и развитие обещает (Д.И. Менделеев )”. Слайд №1
Методическая цель: “Развитие познавательной деятельности и познавательной активности на уроке химии, путем применения наглядных средств обучения с элементами дидактических игр”.
Образовательная цель: “Изучить принцип построения, явление периодичности, периодический закон и периодическую систему, структуру периодической системы на основе учения о строении атома”. Слайд №2
Развивающая цель: “Развивать у студентов мышление на основе исторических фактов, связывая с современными данными”. Слайд №2
Воспитательная цель: “Воспитывать у студентов национальную гордость и патриотизм к своей Родине. Слайд №2
Тип урока – комбинированный. Слайд №3
Принципы обучения – сознательности, активности, наглядности, системности, последовательности, прочности, доступности, научности, связи теории и практики. Слайд №3
Методы обучения – наглядные, практические, словесные, проблемного изложения. Слайд №3
ПЛАН - СТРУКТУРА УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
2.1. Написать химические реакции
Задание по карточкам. Метод - индивидуальный
2.2. Охарактеризовать основные понятия и законы
химии
Метод - фронтальный
2.3. Задания по карточкам
3. Формирование новых знаний
3.1. История открытия периодического закона и
периодической системы
3.2. Предпосылки создания периодического закона
3.3. Открытие периодического закона
3.4. Структура периодической системы:
3.4.1. Формулировка периодического закона
3.4.2. Принцип построения периодической системы
3.4.3. Принцип периодичности
3.4.4. Понятие периода
3.4.5. Понятие группы
3.4.6. Понятие порядкового номера
3.4.7. Характеристика химического элемента
3.4.8. Периодические свойства элементов
3.4.9. Значение периодического закона
4. Применение новых знаний
4.1. Фронтальный опрос
4.2. Самостоятельная работа
5. Обобщение и систематизация знаний
5.1. Химическая викторина
Приложение №2. Слайд №21.
5.2. Химический кроссворд
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Заключительное слово преподавателя.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
2.1. Написать химические реакции.
Задание по карточкам. Метод – индивидуальный.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
К + Н2О = СаО + НСI = NaOH + НСI = Си(ОН)2 = |
Na + Cl2 = BaO + H2 SO4 = КОН + НNО3 = Са(ОН)2 = |
Ca + H2 = BaO + HCl = Fe(OH)3 + HCl Al(OH)3 = |
Mg + Cl2 = Al2O3 +H2 SO4= NaOH + H2SO4 H2SO4= |
2.2. Охарактеризовать основные понятия и законы химии.
Метод – фронтальный.
1. Что изучает химия?
“Химия – это наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях”
2. Что изучает неорганическая химия?
“Неорганическая химия – область химии, которая изучает химические элементы и их соединения. Неорганических соединений существует 500 тысяч”.
3. Что такое атом?
“Атом – наименьшая частица элемента в химических соединениях. Современное определение: атом - электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов”.
4. Что такое химический элемент?
“Химический элемент – это вид атомов, характеризующихся определенным зарядом ядра. К 2008 году известно 116 элементов, из которых около 90 существует в природе, остальные получены с помощью искусственных ядерных реакций. Каждый элемент имеет определенный символ, который происходит от латинского названия элемента.
5. Что такое молекула?
“Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами. Современное определение: молекула - наименьшая электронейтральная замкнутая совокупность атомов, образующих определенную структуру с помощью химических связей”.
6. Объясните суть атомно – молекулярной теории.
А. Все вещества состоят из молекул.
Б. Молекулы состоят из атомов.
В. Молекулы и атомы находятся в непрерывном
движении.
Г. При химических реакциях молекулы одних
веществ превращаются в молекулы других веществ.
Атомы при химических реакциях не изменяются.
7. Простое вещество – вещество состоящее из одного вида атомов. Простых веществ известно около 1000.
8. Что такое аллотропия?
“Аллотропия – образование одним элементом нескольких простых веществ (аллотропных форм элементов)”.
Примеры:
А. Углерод (алмаз, графит, карбин );
Б. Сера (ромбическая, моноклинная, пластическая;
В. Фосфор ( белый, черный, красный ).
9. Что такое химическое соединение?
“Химическое соединение – вещество, состоящее из двух и более элементов, связанных между собой постоянными соотношениями. Известно более 10 млн. химических соединений. Состав химического соединения является постоянным”.
10. Что такое смесь?
“Смесь – вещество, состоящее из нескольких соединений не связанных между собой постоянными соотношениями”.
Примеры:
А. Морская вода;
Б. Смесь воды и растворенных в ней солей.
11. Химическая формула – отражает состав химического соединения или простого вещества. Формулы подразделяются на: молекулярные, эмперические и структурные.
А. Молекулярная формула – указывает простейшее
соотношение между числом атомов разных
элементов в веществе.
Б. Эмперическая формула – формула указывает
простейшее соотношенине между числом атомов
разных элементов в веществе.
В. Структурная формула – формула указывает
порядок соединения атомов в молекуле и число
связей между атомами.
12. Что такое химическая реакция?
“Химическая реакция – превращение веществ, сопровождающееся изменением их состава и строения”.
13. Что такое схема химической реакции?
“Схема реакции – это запись химической реакции с помощью формул исходных веществ и продуктов реакции”.
14. Что такое химическое уравнение?
“Химическое уравнение – запись химической реакции с помощью формулы реагентов и продуктов с указанием их относительного количества
15. Перечислите основные типы химических реакций и приведите примеры.
А. Разложение: 2 K Mn O4=K2MnO4
+ MnO2 + O2
Б. Соединение: Ca CO3 +CO2 +H2O=Ca (HCO3)2
В. Замещение: CuSO4 + Fe = FeSO4+ Cu
Г. Обмена: Fe2O3 + 3H2SO4=Fe2(SO4)3
+ 3H2.
16. Закон сохранения массы (М.В.Ломоносов 1748 г., А.Лавуазье 1789 г.) - масса всех веществ вступивших в химическую реакцию, равна массе всех продуктов реакции. Закон сохранения массы не выполняется в ядерных реакциях.
2.3. Задания по карточкам.
1. Найти молярную массу для химического соединения:
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
FeS2 | H2SO4 | Fe2(SO4)3 | K4Fe(CN) 6 |
2. Решить задачу: определить количество вещества массой 57 г для:
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
H2SO4 | HCl | Fe2O3 | NaCl |
3. Задание у доски (четыре студента):
Определить молярную массу и количество вещества для | Доказать закон сохранения масс для реакций | ||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 1 | Вариант 2 |
NaCl 58,5 г | KCl 74,5 г | 2H2 + O2=2H2O | N2 + 3H2=2NH3 |
3. Формирование новых знаний.
3.1. История открытия периодического закона и периодической системы.
1 марта 1869 г. вошло в историю мировой науки как день открытия периодического закона и периодической системы.
Закон на этом не исчерпан
Но слово в химии сказал
“Опыт системы элементов”
Себя в науке оправдал.
Второй этап уж уровня иного:
Был электрон открыт, протон, нейтрон,
Доказана периодичность строго,
Торжествовал периодический закон.
На основе периодического закона Менделеев Д.И. объединил химические элементы в одну общую систему.
Это открытие было результатом его долгих поисков и напряжённой мысли. Именно в этот день Менделеев сделал свой первый набросок периодической системы, над разработкой и усовершенствованием которой он впоследствии работал в течение всей жизни. Периодический закон, открытый Д. И. Менделеевым лёг в основу не только химии и физики, но и в основу дальнейшего развития всего естествознания. Приложение 1
3.2. Предпосылки создания периодического закона.
1. К середине XIX века было 63 элемента.
2. Дано понятие о химическом элементе.
3. Определены молярные массы элементов.
4. Введено понятие о валентности.
5. Введено понятие о химической связи.
6. Первая попытка классификации элементов.
Доберейнер 1817 г. Закон триад.
7. Вторая попытка классификации элементов. Дж.
Ньюленд “ по возрастанию атомных масс”. Закон
октав.
8. Третья попытка классификации. Генрих
“Радикально- круговая таблица”.
9. Четвёртая попытка классификации элементов.
Шанкартуа “Винтовая лестница”.
10. Пятая попытка классификации. Томсон - Бор
“Лестница”. Слайды №6-18.
3.3. Открытие периодического закона
В феврале 1869 г. Д. И. Менделеев сообщает на заседании Русского химического общества о первом варианте своей системы, озаглавленной “Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве”.
Обратите внимание, что в таблице имеются четыре пробела. Недостаёт четырёх элементов с соответствующими значениями атомных масс и химическими свойствами. Тем самым, Д. И. Менделеев предсказывает, что должны существовать еще неизвестные элементы. В последующем им были разработаны другие формы периодической таблицы.
3.4. Структура периодической системы:
Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой, Строй менделеевской системы строгой. Вокруг тебя творится мир живой, Входи в него, вдыхай, руками трогай. Ты знаешь газ легчайший водород В соединении с кислородом – это Июньский дождь от всех своих щедрот, Сентябрьские туманы на рассветах. Кипит железо, серебро, сурьма И темнобурые растворы брома, И кажется вселенная сама Одной лабораторией огромной. |
Тут мало оптикой поможешь глазу. Тут – мысль пытливая всего верней. Пылинку и увидишь-то сразу- Глубины мирозданья скрыты в ней. Будь то вода, что поле оросила, Будь то железо, медь или гранит,- Все страшную космическую силу, Закованную в атомы, хранит. Мы не отступим, мы пробьем туда дорогу Туда, где замкнут мирозданья круг,- И, что приписывалось раньше богу, Все будет делом наших грешных рук! Стихотворение
|
3.4.1. Формулировка периодического закона.
“Свойства простых тел находятся в периодической зависимости от заряда атомного ядра”. Слайд №19
3.4.2. Принцип построения периодической системы.
“Периодическая система построена в порядке возрастания атомной массы”. Слайд №19
3.4.3. Принцип периодичности.
“Периодичность - это повторение химических свойств через каждые семь элементов на восьмой. Слайд №19
3.4.4. Понятие периода.
А. В периодической системе всего 7 периодов, 1,2,3
малые и 4,5,6,7 большие.
Б. Период начинается с щелочного металла и
заканчивается инертным газом.
В. Период – это расположение элементов по
горизонтали.
Г. Период показывает количество энергетических
уровней.
Д. Количество элементов на периодах: 1-2, 2-8, 3-8, 4-18,
5-18, 6-32, 7-28.
Е. В настоящее время в периодической системе
находится 116 элементов. Слайд №19
3.4.5. Понятие группы.
А. Группа – это расположение элементов по
вертикали.
Б. В периодической системе всего 8 групп, каждая
группа подразделяется на: главную, в которой
происходит заполнение электронов на внешнем
энергетическом уровне и побочную в которой,
происходит заполнение предвнешнего
энергетического уровня.
В. Группа показывает количество электронов на
внешнем энергетическом уровне только в главных
подгруппах.
Г. Группа показывает наивысшую валентность по
кислороду. Слайд №20
3.4.6. Понятие порядкового номера.
Порядковый номер показывает:
А. Заряд ядра атома.
Б. Количество электронов, которые движутся
вокруг атома и несут отрицательный заряд.
В. Количество протонов.
Г. Количество нейтронов, которое равно разности
молярной масс и порядкового номера.
Слайд №20
3.4.7. Характеристика химического элемента.
Стихотворение№1 | Стихотворение №2 |
И каждый знак ее взлелеев Суровым гением своим. Поведал миру Менделеев В природе понятное им. А. Чивиликин |
Снег падает. Весь мир заснежен, но вечно движется к весне. Исчислен, разделён и взвешен - вещают знаки на стене. А. Чивиликин |
3.4.8. Периодические свойства элементов.
А. Радиус атома в группе увеличивается, а в
периоде уменьшается.
Б. Потенциал ионизации – это энергия,
необходимая для отрыва электрона от атома.
В периодах увеличивается, а в группах
уменьшается.
В. Сродство к электрону – это энергия, которая
выделяется при присоединении одного электрона.
Г. Электроотрицательность – это способность
атома притягивать электронную плотность от
других атомов.
3.4.9. Значение периодического закона.
“Периодический закон послужил и продолжает служить путеводной звездой для тысяч новых исследований и творческих исканий в области химических, физических, геологических, технических и других наук”, сказал академик Бах.
“Периодический закон является, истинным компасом для исследователей”, писал Рамзай.
140 лет господствует закон, 140 лет он служит путеводителем в океане знаний. Познание микромира дало людям Земли, и проникнуть в большой космос. И в этом есть заслуга периодического закона.
Пусть зимний день с
метелями Не навевает грусть. Таблицу Менделеева я знаю наизусть. Зачем ее, я выучил? Могу сказать зачем. В ней стройность и величие. Любимейших поэм. Без многословия книжного. |
В ней стройность, смысл,
торжество И элемента лишнего В ней нет ни одного. В ней пробуждения дерева И внешних льдинок хруст. Таблицу Менделеева Я знаю наизусть. Стихотворения Глазкова |
4. Применение новых знаний.
4.1. Фронтальный опрос.
А. Дать формулировку периодического закона и
периодической системы.
Б. Что такое группа?
В. Признаки периодичности.
Г. Принцип построения периодической системы.
Д. Что означает порядковый номер?
4.2. Самостоятельная работа.
Дать полную характеристику химических элементов (письменно индивидуально для каждого студента свой химический элемент): №3 - 30.
5. Обобщение и систематизация знаний.
5.1. Химическая викторина.
5.2. Химический кроссворд.
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Заключительное слово преподавателя
“Труд, работа не всякая, а осмысленная, сознательная, нужная людям”.
“Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких, и
для себя, а если при труде успеха не будет, будет
неудача – не беда, пробуйте еще”. Слайд
№23,24.
Д.И. Менделеев