Урок по литературному чтению в 4-м классе "Тайны творчества"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • Формирование первичных исследовательских умений и навыков.
  • Развитие фантазии ребенка, опираясь на его социальный опыт.
  • Воспитание внимательного отношения к слову и творчеству художников, поэтов, переводчиков.
  • Помочь ребенку обнаружить общее начало у различных видов искусств и почувствовать специфику языка каждого вида искусств.

Оборудование:

Электронная презентация, репродукции Сальвадора Дали “Космический слон”, Марка Шагала “Автопортрет с семью пальцами”.

Толковый словарь, краски, пластилин, бумажные салфетки. Компьютер, проектор.

Ход урока

I. Мобилизующий момент.

На первом кадре электронной презентации записаны слова

Лаборатория искусств.

- Где проходит наша встреча?
- Что такое лаборатория?
- Сравните свои высказывания с толковым словарем.

II. Сообщение темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятельности школьников.

- Как вы думаете, в какой лаборатории нам предстоит творить?
- Что означает слово творить?
- Подбери однокоренные слова к слову творить.
- Сравни свои предположения со словарем.
- Кто творит в лаборатории искусств?
- Если бы вы встретились с поэтом, художником, переводчиком, какие бы тайны хотели открыть в их творчестве?

На втором кадре электронной презентации записано.

Цель урока: Познать тайны творчества поэта, художника, переводчика.

III. Восприятие и осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Тайны творчества поэта.

- Пообщаемся с поэтом, может он поделится тайнами поэтического мастерства?

Учитель читает стихотворение К. Бальмонта “Как я пишу стихи”.

Ученики самостоятельно читают стихотворение.

Выразительное чтение произведения учеником.

- Как вы думаете, К.Бальмонт шутит или всерьез делится секретами поэтического мастерства?
- Обращаясь к тексту, поясните, как рождается образ в его душе?
- О чем говорят слова “встает”, “мелькает”, “набегает”? (мысли движутся, обгоняют друг друга)
- Что может служить толчком внезапному появлению мыслей? (удивление)
- Когда же, в какие моменты мысли бьют ключом, набегают друг на друга? (когда переполняют чувства, есть вдохновение)
- В чем же тайны творчества поэта?

Вывод: Третий кадр презентации.

Тайны творчества поэта.

Вдохновение
Удивление
Чувства
Мысли

Коллективная творческая работа.

- Воспользуемся тайнами поэта и приведем в порядок стихотворение “Зимние розы”.

Чтение получившихся стихотворений.

Тайны творчества художника.

- После такой напряженной работы предлагаю отдохнуть в картинной галерее. Нас ждут там просто чудеса! Вот “Космический слон” Сальвадора Дали и “Автопортрет с семью пальцами” Марка Шагала (репродукции демонстрируются на страницах электронной презентации)

- Попробуем у художников выведать тайны творчества.
- Что удивляет?
- В чем сходство картин?
- Зачем художники обращают на это наше внимание? (мы не умеем удивляться)
- Что же разрешается в мире художественного искусства? (эксперимент, фантазия)

Вывод: Страница презентации помогает сделать вывод

Тайны творчества художника.

Уметь удивляться и удивлять
Экспериментировать
Фантазировать

Эксперимент и фантазия помогут нам представить образ зимы разными художественными средствами.

Творческая работа в группах.

1-ая группа представляет образ зимы красками;
2-ая группа с помощью пластилина;
3-я группа, используя бумажную салфетку.

Представление работ.

- Разве это не чудо? Разве это не фантазия и эксперимент?
- О творчестве людей искусства можно узнать из книг, энциклопедий на электронных носителях.

Тайны творчества переводчика.

- Видите как это заразительно. Хотите еще испытать свои силы в роли переводчика.
- Предлагаю замечательный текст Л.Петрушевской “Пуськи бятые”, он даст вам возможность открыть тайны переводчика.

Читает учитель:

Читают дети шепотом:

- Переведите текст, не пропуская ни одного слова, но используя вместо неизвестных слов всем понятные слова. Калуша, калушаточки и бутявка не заменять.

Работа в парах:

- Что у вас получилось?
- Каким секретом пользовались для перевода рассказа?
- Какую тайну творчества переводчика раскрыли?

Вывод: Страница электронной презентации

Тайны творчества переводчика.

Важен смысл и значение каждого слова
Необходимо знание языка

Беседа учителя:

- В подтверждение этого представляю хокку (японское трехстишие) Еса Буссона в переводе Т.Соколовой.

Читает учитель.

Чтение хором.

Выразительное чтение.

- Что вы себе представляете?
- Какие образы возникают?
- Что вам в этом помогает?
- На каком приеме держится смысл трехстишия?
- Какими творческими секретами пользовался переводчик, чтобы донести до нас образ, созданный японским поэтом? (знанием языка, определением смысла и значения каждого слова)

IV. Обобщение и систематизация знаний.

- Работа в лаборатории искусств подошла к концу.
- Какие же открытия мы совершили?

Вывод: Страница электронной презентации помогает систематизировать полученные знания.

(на экране, после ответов детей, появляются слова - творческие секреты, которыми пользуются поэты, художники, переводчики)

- Благодаря чтению, мы многое узнали и открыли.

Пусть напутствием в вашей дальнейшей работе станут слова Ф.Бэкона:

Читай не за тем, чтобы все опровергать и противоречить; не за тем чтобы принимать на веру…, но чтобы мыслить и рассуждать”.

V. Домашнее задание по выбору.

- Чтение наизусть стихотворения К.Бальмонта.
- Выразительное чтение шуточного рассказа Л.Петрушевской “Пуськи бятые”.
- Выразительное чтение стихов собственного сочинения.