Цели и задачи урока:
- Формирование первичных исследовательских умений и навыков.
- Развитие фантазии ребенка, опираясь на его социальный опыт.
- Воспитание внимательного отношения к слову и творчеству художников, поэтов, переводчиков.
- Помочь ребенку обнаружить общее начало у различных видов искусств и почувствовать специфику языка каждого вида искусств.
Оборудование:
Электронная презентация, репродукции Сальвадора Дали “Космический слон”, Марка Шагала “Автопортрет с семью пальцами”.
Толковый словарь, краски, пластилин, бумажные салфетки. Компьютер, проектор.
Ход урока
I. Мобилизующий момент.
На первом кадре электронной презентации записаны слова
Лаборатория искусств.
- Где проходит наша встреча?
- Что такое лаборатория?
- Сравните свои высказывания с толковым словарем.
II. Сообщение темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятельности школьников.
- Как вы думаете, в какой лаборатории нам
предстоит творить?
- Что означает слово творить?
- Подбери однокоренные слова к слову творить.
- Сравни свои предположения со словарем.
- Кто творит в лаборатории искусств?
- Если бы вы встретились с поэтом, художником,
переводчиком, какие бы тайны хотели открыть в их
творчестве?
На втором кадре электронной презентации записано.
Цель урока: Познать тайны творчества поэта, художника, переводчика.
III. Восприятие и осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Тайны творчества поэта.
- Пообщаемся с поэтом, может он поделится тайнами поэтического мастерства?
Учитель читает стихотворение К. Бальмонта “Как я пишу стихи”.
Ученики самостоятельно читают стихотворение.
Выразительное чтение произведения учеником.
- Как вы думаете, К.Бальмонт шутит или всерьез
делится секретами поэтического мастерства?
- Обращаясь к тексту, поясните, как рождается
образ в его душе?
- О чем говорят слова “встает”, “мелькает”,
“набегает”? (мысли движутся, обгоняют друг
друга)
- Что может служить толчком внезапному появлению
мыслей? (удивление)
- Когда же, в какие моменты мысли бьют ключом,
набегают друг на друга? (когда переполняют
чувства, есть вдохновение)
- В чем же тайны творчества поэта?
Вывод: Третий кадр презентации.
Тайны творчества поэта.
Вдохновение
Удивление
Чувства
Мысли
Коллективная творческая работа.
- Воспользуемся тайнами поэта и приведем в порядок стихотворение “Зимние розы”.
Чтение получившихся стихотворений.
Тайны творчества художника.
- После такой напряженной работы предлагаю отдохнуть в картинной галерее. Нас ждут там просто чудеса! Вот “Космический слон” Сальвадора Дали и “Автопортрет с семью пальцами” Марка Шагала (репродукции демонстрируются на страницах электронной презентации)
- Попробуем у художников выведать тайны
творчества.
- Что удивляет?
- В чем сходство картин?
- Зачем художники обращают на это наше внимание?
(мы не умеем удивляться)
- Что же разрешается в мире художественного
искусства? (эксперимент, фантазия)
Вывод: Страница презентации помогает сделать вывод
Тайны творчества художника.
Уметь удивляться и удивлять
Экспериментировать
Фантазировать
Эксперимент и фантазия помогут нам представить образ зимы разными художественными средствами.
Творческая работа в группах.
1-ая группа представляет образ зимы красками;
2-ая группа с помощью пластилина;
3-я группа, используя бумажную салфетку.
Представление работ.
- Разве это не чудо? Разве это не фантазия и
эксперимент?
- О творчестве людей искусства можно узнать из
книг, энциклопедий на электронных носителях.
Тайны творчества переводчика.
- Видите как это заразительно. Хотите еще
испытать свои силы в роли переводчика.
- Предлагаю замечательный текст Л.Петрушевской
“Пуськи бятые”, он даст вам возможность открыть
тайны переводчика.
Читает учитель:
Читают дети шепотом:
- Переведите текст, не пропуская ни одного слова, но используя вместо неизвестных слов всем понятные слова. Калуша, калушаточки и бутявка не заменять.
Работа в парах:
- Что у вас получилось?
- Каким секретом пользовались для перевода
рассказа?
- Какую тайну творчества переводчика раскрыли?
Вывод: Страница электронной презентации
Тайны творчества переводчика.
Важен смысл и значение каждого слова
Необходимо знание языка
Беседа учителя:
- В подтверждение этого представляю хокку (японское трехстишие) Еса Буссона в переводе Т.Соколовой.
Читает учитель.
Чтение хором.
Выразительное чтение.
- Что вы себе представляете?
- Какие образы возникают?
- Что вам в этом помогает?
- На каком приеме держится смысл трехстишия?
- Какими творческими секретами пользовался
переводчик, чтобы донести до нас образ, созданный
японским поэтом? (знанием языка, определением
смысла и значения каждого слова)
IV. Обобщение и систематизация знаний.
- Работа в лаборатории искусств подошла к концу.
- Какие же открытия мы совершили?
Вывод: Страница электронной презентации помогает систематизировать полученные знания.
(на экране, после ответов детей, появляются слова - творческие секреты, которыми пользуются поэты, художники, переводчики)
- Благодаря чтению, мы многое узнали и открыли.
Пусть напутствием в вашей дальнейшей работе станут слова Ф.Бэкона:
“ Читай не за тем, чтобы все опровергать и противоречить; не за тем чтобы принимать на веру…, но чтобы мыслить и рассуждать”.
V. Домашнее задание по выбору.
- Чтение наизусть стихотворения К.Бальмонта.
- Выразительное чтение шуточного рассказа
Л.Петрушевской “Пуськи бятые”.
- Выразительное чтение стихов собственного
сочинения.