Цели урока:
- Познакомить учащихся с многообразием кишечнополостных, признаками приспособления к среде обитания, общие черты организации. Показать их значение в природе и жизни человека;
- Закрепить знания учащихся о характерных особенностях строения представителей данного типа, классификации кишечнополостных, их сходства между собой;
- Продолжить воспитание бережного отношения к природе, развитию эстетического вкуса.
Оборудование: скелеты коралловых полипов, презентация, таблица “Тип кишечнополостных”, магнитофон, запись “Тибетский колокольчик”.
Оформление доски: биологические термины: гидроидные, сцифоидные, атолл, коралловый полип; название животных: цианея, аурелия, корнерот.
Содержание урока:
- Многообразие кишечнополостных
- Класс коралловые полипы
- Медузы. Их приспособленность к жизни в толще воды, защита от врагов, добывание пищи
- Общие признаки кишечнополостных
- Закрепление темы
ХОД УРОКА
I. Многообразие кишечнополостных.
Кишечнополостные – самые древние из настоящих многоклеточных животных. За время длительной истории развития этого типа его представители сумели очень хорошо приспособиться к самым разнообразным условиям обитания. Они заселили буквально весь океан от его поверхности до предельных глубин, их можно обнаружить и в полярных областях, и в тропиках. Кишечнополостные поселяются на самых разнообразных грунтах, некоторые из них способны выносить значительные изменения солености морских вод, а отдельные виды проникли даже в пресные воды.
Познакомимся поближе с этими интересными организмами.
Тип кишечнополостные
II. Класс коралловые полипы.
А) Колониальные кишечнополостные, их приспособленность к жизни.
(на экране красный коралл; учитель показывает скелет кораллового полипа)
Остов скелета известковый, на нем много маленьких отверстий и впадин, в них крошечные коралловые полипы со щупальцами, похожие на цветы. На щупальцах имеются клетки, которые обжигают руку человек, словно раскаленный металл.
- Как называются такие клетки?
- В каком слое тела они расположены?
- Каково их действие?
- Какое значение они играют в жизни кораллов?
Кораллы – это ночные животные. В это время они “расцветают”, размножаются и даже воюют. Кораллы поселяются не глубже 50 метров в теплой, прозрачной, соленой воде, на каменистом дне, образуя колонии.
При земляных работах на территории Московской области находят скелеты древних кораллов. Их называют “окаменевшие соты”.
- О чем свидетельствуют эти находки?
- Предположите, как размножаются кораллы, если учесть, что они – колониальные животные.
Если гидра способна отделять новые особи от своего тела, то кораллы – нет. Оказывается, кораллы растут с различной скоростью. Известен случай, когда затонувший в Персидском заливе корабль, через 20 месяцев был покрыт коралловой броней в 60 сантиметров толщиной.
На глыбе крутой, ноздреватой
Коротенький, хрупок и мал –
Цветет стерженек розоватый,
Как легкое пламя – коралл.
Почти неприметная крошка,
Велик для него океан.
Любая малышка – рыбешка –
Ему одному великан.
Но он не стоит одиноко:
Упрямые, с разных сторон,
К нему прижимаются боком,
Такие малютки, как он
Растут малыши, и над ними
С годами – огромен и густ –
Багряные ветви поднимет
Могучий коралловый куст
Где используются кораллы?
Дополнение учителя: Скелеты кораллов используются как хороший строительный материал для постройки домов, набережных, для мощения улиц. Иногда их используют для заполнения водопроводных фильтров, для полировки и шлифовки деревянных и металлических изделий.
Порошок некоторых видов кораллов используется для приготовления лечебных препаратов. Кораллы используются для изготовления украшений и сувениров.
Кораллы имеют большое значение для экологического равновесия в природе. Они являются своеобразными очистителями воды; служат для некоторых обитателей подводного мира убежищем, а для других - пищей.
Б) Актинии - морские одиночные полипы. Их сходство с пресноводной гидрой.
Среди коралловых полипов есть одиночные формы. Это – актинии.
- На какое животное похожа актиния?
- Что общего у этих животных?
- Как устроено тело актинии?
Послушаем небольшие сообщения об этом животном. (Сообщение заранее даются учащимся)
III. Медузы, их приспособленность к жизни в толще воды, защите от врагов, добывания пищи.
Следующая группа животных относится к классу сцифоидные. Представители этого класса свободно перемещаются в толще воды. По внешнему виду медузы не похожи на гидру, но основной тип строения у них по существу тот же самый.
- Что общего можно обнаружить у гидры и различных видов медуз?
- Как устроено тело медузы?
Уточнение учителя: Практически все медузы имеют купол в виде зонта, на конце стебелька или хоботка находится рот – единственный, как у гидры. Тело на 98% состоит из воды. Размеры медуз разнообразны: от 2 мм до 2 м диаметра купол. Они обитают на различной глубине. Встречаются глубоководные медузы, которые имеют специальные клетки, способные излучать свет. Среди гигантов – арктическая медуза – цианея и ядовитые кишечнополостные: крестовичок, физалия.
Пользуясь подсказкой природы, изобретатели сконструировали электронный аппарат – вестник шторма – “Ухо медузы”. Он помогает узнать о приближении шторма за 12-15 часов.
Задание для учащихся: Пользуясь учебником, заполнить таблицу.
СТРОЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ МОРСКИХ КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ
Признаки | Актиния | Медуза |
Симметрия тела | ||
Форма тела | ||
Окраска тела | ||
Место обитания | ||
Корм | ||
Способ добывания пищи | ||
Передвижение |
IV. Общие признаки кишечнополостных.
ПЛАН
“Характеристика типа кишечнополостные”
- Строение тела
- Полость тела
- Симметрия тела
- Среда обитания
- Передвижение
- Способ добывания пищи
(ответы учащихся)
Обобщение учителя: Кишечнополостные – низшие многоклеточные животные, тело которых состоит из двух слоев клеток и имеет лучевую симметрию. Характерно наличие стрекательных клеток, обитают преимущественно в морских водах и пресноводных водоемах.
V. Закрепление.
Проверочная работа.
Выберите из предложенных суждений – правильные. Зачеркните номера неправильных суждений.
- Большинство кишечнополостных обитают в морях и океанах.
- Пресноводные гидры живут в реках с быстрым течением.
- Морские кишечнополостные ведут малоподвижный, сидячий образ жизни.
- Гидры передвигаются при помощи подошвы и щупалец.
- Медузы плавают в толще воды с помощью щупалец, расположенных по краям зонтика.
- Кишечнополостные – одиночные, небольших размеров животные.
- Все кишечнополостные животные – хищники.
- Тело гидры состоит из наружного и внутреннего слоев клеток, между которыми расположен неклеточный слой.
- Все кишечнополостные животные имеют стрекательные клетки.
- Стрекательные клетки расположены по всему телу кишечнополостных, но больше всего их щупальцах животных.
- Пищеварение у гидр начинается и завершается в кишечной полости тела.
- Дышат кишечнополостные растворенным в воде кислородом, поглощая его поверхностью тела.
- Половые клетки гидры развиваются в наружном слое клеток.
- Гидры, актинии и медузы могут размножаться как половым путем, так и почкованием.
- Гидры зимуют на дне водоемов в различных укрытиях.
- Кораллы встречаются в теплых морях, например в Черном и Каспийском.
Ключ
Критерии оценок:
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15 16
“5” - отмечено 8 ответов
“4” - отмечено 7-6 ответов
“3” - отмечено 5-4 ответа
“2” - меньше 4 ответов