Цели урока:
- систематизация знаний учащихся по теме “Тепловые явления”,
- развитие навыка работы в паре и в группе,
- умение правильно оформлять и решать задачи,
- воспитание трудолюбия.
Оформление и оборудование: Журнал из листов ватмана, графопроектор, пипетка со спиртом, пипетка с водой, 2 листа плотной бумаги, веер бумажный, магнитофон, песня “Зима”, лист самооценки (Приложение 1), карточки с заданиями.
Ход урока
Учитель: Ребята, вы любите читать? Сегодня на уроке я познакомлю вас с очень интересным журналом (показывает) – это “классный журнал”. А почему он так называется, вы ответите в конце урока. Познакомимся с его содержанием. Открываем (на титульном листе – тема урока “Тепловые явления”) Этот журнал поможет нам научиться решать задачи. Запишем тему урока: “Тепловые явления”
Первая страница называется “Повторяйка”. Составьте формулы
Q |
t2 |
L |
Ответы на экране
|
|
н |
С |
t2 |
||
q |
V |
m |
Фронтальный опрос:
- В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество?
- Какое явление называется испарением?
- От чего зависит скорость испарения жидкости?
- При каких условиях происходит конденсация пара?
- Какой процесс называют плавлением?
Отметьте в листе самоконтроля число правильных ответов.
Каждый правильный ответ – 1 балл
Учитель: А теперь письменные задания. Я называю физическую величину, а вы записываете её обозначение и единицу измерения.
Удельная теплоемкость вещества
Удельная теплота плавления
Удельная теплота сгорания топлива
Удельная теплота парообразования
Оцените себя: за правильный ответ 1 балл
Первую страницу прочитали?
Учащиеся: Да.
Подсчитайте количество баллов страницы “Повторяйка”
- Вторая страница журнала “Знайка”. Настоящие знатоки физики должны уметь решать качественные и расчетные задачи.
Задача 1
Почему в зимнее время у человека усы, борода и даже волосы на голове во время пребывания на улице покрываются инеем?
Задача 2
Чем объяснить, что во время сильных морозов в лесу трещат деревья?
Задача 3
Почему вода, налитая на мерзлую клюкву, замерзает?
Учитель: Теперь работаем в группах. На столах имеются листочки с задачами. Учащиеся сами выбирают задачи по уровню сложности.
I уровень сложности – зеленая
карточка.
II уровень сложности – синяя карточка.
III уровень сложности – красная карточка.
Зеленая карточка – Какое количество теплоты необходимо для обращения в пар 500 г спирта, взятого при температуре кипения.
Синяя карточка – Сколько расплавится льда, взятого при температуре 00С, если ему сообщить такое же количество теплоты, которое выделилось при конденсации 4 кг водяного пара, взятого при 1000С и нормальном давлении.
Красная карточка – Вода в ванной оказалась холодноватой для ребенка, чтобы повысить её температуру до 360С пришлось долить 0,84 кг воды температурой 960С .Какую начальную температуру имела вода в ванне, если масса её была равна 16 кг. Нагревание ванны и окружающей среды не учитывать.
Когда группа получит ответы 3-х задач, командир поднимает карточки. Кто быстрее.
По часовой стрелке передайте решение другой группе, которая проверяет их правильность и поставит оценку.
Ответы с правильным оформлением и решением выдаются каждой группе (класс работает. После подведения итогов победителей поздравляют)
- Открываем третью страницу “Умелые ручки” настоящие любители физики умеют не только решать задачи, но и выполнять практические задания. Приступаем к эксперименту, работаем в парах. Вам необходимо выяснить причины, от которых зависит скорость испарения жидкости.
I ряд – На лист бумаги с помощью пипетки наносят по капле воды и спирта и наблюдают за их испарением.
Вывод: Скорость испарения спирта больше, чем воды
Скорость испарения зависит от рода жидкости
II ряд – Наносите пипеткой по капле спирта на лист бумаги и на ладонь
Вывод: Капля на руке, имеющая более высокую температуру испарится быстрее, чем капля на бумаге.
Скорость испарения зависит от температуры.
III ряд – Нанесите пипеткой по капле спирта на 2 листа бумаги. Один лист отодвиньте в сторону, а возле второго создайте движение воздуха с помощью бумажного веера.
Вывод: Вторая капля испарится быстрее, чем первая.
Скорость испарения зависит от наличия ветра.
На разные листы бумаги с помощью пипетки нанесите по капле спирта и сразу же увеличьте свободную поверхность одной из капель. Для этого один лист бумаги расположите вертикально, чтобы капля растекалась по нему.
Вывод: Скорость испарения второй капли > чем первый.
Скорость испарения зависит от площади свободной поверхности
В тетради пишем вывод:
Скорость испарения жидкости зависит от:
- рода жидкости+
- S свободной поверхности+
- t0+
- наличие ветра.
Учитель:
Итак, сегодня мы на вопросы отвечали?
Задачи решали?
Практическую работу выполняли?
Устали?
Учащиеся: Да!
Учитель: Значит следующая страница – “Поиграйка”! Играем в “физическое лото” (раздает задачи на карточках, которые получились на разрезании листа “формата А4” с изображением картины родной природы на 12 частей, с одной стороны каждой карточки – текст задачи, с другой – фрагмент картины. Решив задачу, каждый прикрепляет ее картинкой вверх на соответствующее место листа с ответами, так что при правильном ответе решение всех задач складывается исходная картинка. Дети выполняют задание).
Учитель: Что получилось?
Учащиеся: Картина нашего родного края.
Учитель: Как вы считаете, почему именно эту картину о природе я выбрала?
“Грачи прилетели”А.К.Саврасов.
“Зима” И.И.Шишкин
“В голубых просторах” А.А.Рылов.
Учащиеся (I ряда): На картине “Грачи прилетели” около деревьев изображены лужи. Лужи чистой воды, которые образуются в результате таяния снега, т.е. плавления.
Учащиеся (II ряда): На картине “Зима” деревья покрыты хлопьями пушистого снега – процесс кристаллизации.
Учащиеся (III ряда): На картине “В голубых просторах” изображены облака. Образование облаков объясняется конденсацией пара. Пары воды, поднимающиеся над землей, превращаются в верхних, более холодных слоях воздуха в мельчайшие капельки воды, т.е. облака.
Учитель: Мы с вами увидели примеры тепловых явлений в живописи.
Последняя страница нашего журнала – “Узнай новое”
Я предлагаю вам послушать фрагмент песни и найти слова, которые имеют отношение к повторяемой теме, составьте логическую цепочку вопросов и ответьте на них как будем работать – индивидуально, в парах, в группах?
Учащиеся: В группах
Учитель: Работайте (Звучит фрагмент песни “Зима”)
(Текст песни у ребят написан на листе)
У леса на опушке
Жила зима в избушке,
Она снежки солила
В березовой кадушке,
Она сучила пряжу,
Она ткала холсты,
Ковала ледяные да над речкою мосты,
Потолок ледяной,
Дверь скрипучая,
За шершавой стеной
Тьма колючая
Как пойдешь за порог,
Всюду иней
А из окон парок синий, синий
Учащиеся: В этой песне прозвучали слова: “снежки”, “ледяной”, “иней”, “парок”
Ошибка в тексте песни: парок синим быть не может. Сам водяной пар невидим. Водяной пар конденсируется в воздухе при охлаждении, образуя мельчайшие капельки – туман. Правильно будет спеть “А из окон туман синий, синий”.
Поэтому составляем цепочку вопросов к слову туман.
Учащиеся: Цепочка вопросов к слову “иней”
В результате каких двух тепловых явлений образуется иней?
Что образуется при каждом явлении?
При каких условиях это может произойти?
Молодцы!
Учитель: Пришла пора подвести итоги, откроем последнюю страницу журнала, где указано содержание. Вспомним, чем же мы занимались на уроке.
- Составление формул (6 баллов)
- Отвечали на вопросы (5 баллов)
- Вспомнили обозначение и единицу измерения физических величин (4 балла)
- Решали качественные задачи (3 балла)
- Решали расчетные задачи (3 балла, 4 балла, 5 баллов)
- Выполняли эксперимент (1 балл)
- Составляли лото (7 баллов)
- Составляли логическую цепочку вопросов (5 баллов)
Критерии оценки знаний
“5” – 30 – 40 баллов
“4” – 20 – 30 баллов
“3” – 15 – 20 баллов
Так почему же журнал называется “классным”
- Он помог нам повторить тему “Тепловые явления”.
- Мы решали задачи.
- Выполняли эксперимент.
- Было интересно, мы работали всем классом.
Учитель: А каким синонимом можно заменить название “классный”.
Учащиеся: Словом “Отличный”.