Тема достаточно сложная, т.к. много времени уделяется вопросам установления причинно-следственных связей, с курсами химии и физики. Учащимся порой сложно абстрагироваться и применять материал, изученный в курсе химии или физики в кабинете биологии. Тема содержит много логических выводов.
Основной моей задачей уже много лет является устранение барьеров между изучением курсов химии, физики и биологии. Такие повторительно-обобшающие уроки помогают это сделать. Бывает, что некоторые учащиеся, которые отсутствовали на уроках в момент изучения темы, приходят именно на обобщающие уроки. Необходимо включить этих учащихся в общий ход урока. Им предлагаются задания, связанные с организацией процесса урока: работа с аудио-видео техникой, светоустановкой, в качестве эксперта – Красного костного мозга.
Цель урока - сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью.
Тип урока - повторительно-обобщающий по курсу анатомии и физиологии человека.
Задачи:
Образовательные: дать представление и физико-химических основах в работе внутренних органов, уметь работать с моделями, таблицами, видеофрагментом.
Развивающие: уметь вскрывать причинно-следственные связи в физиологии органов, развивать логическое мышление, память, образные представления, абстрактное мышление и терминологическую речь.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, нравственное воспитание, воспитание чувства прекрасного, гармоничного.
Основные вопросы урока:
- Строение крови, ее значение.
- Причины движения крови по сосудам.
- Круги кровообращения. Работа сердца.
- Обменные процессы в клетках, Газообмен, Диффузия газов.
Средства обучения:
Оборудование:
- модели сердца,
- легких,
- печени,
- головного мозга,
- почек.
ТСО:
- интерактивная доска,
- компьютер
- видеомагнитофон,
- магнитофон с аудиозаписью,
- световая установка,
- видеокамера.
Наглядные пособия
плакаты:
- клетки крови,
- круги кровообращения,
- кровеносная система человека,
- работа сердца,
- строение почек,
- дыхательная система,
- строение печени,
- нервные клетки.
Раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями - на группу.
Главный этап урока - работа в группах по индивидуальным заданиям. На этом этапе решается триединая дидактическая цель урока. Учащиеся показывают умение работать с дидактическим материалом, работать с моделями, таблицами, строить логические цепочки причинно-следственных связей, помогать друг другу, работать на эмоциональном подъеме.
На главный этап работают и другие этапы урока: организация начала урока, активизация умственной деятельности учащихся, мотивирование учащихся, была использована во время урока гармоничная музыка, зачитывались отрывки из книги, которая заинтересовала учащихся, работало оформление кабинета. Завершение урока - ранжирование учащимися успешности проведения урока и усвоения ими учебного материала /карточки в конвертах/.
Ход урока
1. Организация начала урока:
Здравствуйте, ребята. Подготовьтесь, пожалуйста, к уроку.
Проверьте, все ли необходимое лежит на вашем столе.
2. Активизация умственной деятельности учащихся:
Наш сегодняшний урок - путешествие. Путешествие по изученному материалу курса анатомии и физиологии человека.
Этот урок очень важен: на нем вы должны показать все свои знания, полученные по изученным ранее темам, а также использовать материал смежных курсов - химии и физики.
3. Мотивирование учащихся:
Учитель - Сегодня на урок я принесла изумительную книгу “Тайны анатомии”, которую написала Кэрол Доннер.
(На экране начинает демонстрироваться презентация по книге. Слайд№ 1).
Учитель - В этом учебном году вы изучали анатомию и физиологию человека, а в этой книге в увлекательной форме автор рассказывает о нашем теле. Суть книги в том, что дети, рассматривая анатомический атлас, попадают в него и путешествуют вместе с кровью в теле человека. Я бы очень рекомендовала вам прочитать эту книгу. Вы лучше разберетесь в сложных процессах, происходящих в организме. Запишите название книги…
(Гаснет свет, Звучит гармоничная тихая мелодия)
Учитель - Что это? Где мы? Какая красивая музыка звучит! Откуда?
(Включается видеомагнитофон – демонстрируется видеофрагмент о движении крови по сосудам)
Учитель – Куда же мы с вами попали? Наверно… в эту книгу! Смотрите на экран:
Учащиеся – там движется по сосудам кровь.
(Зачитывается отрывок № 0 из книги)
Учитель – Ребята, давайте вспомним все, что знаем о крови, может быть это нам поможет выбраться отсюда?
(Работа учащихся с демонстрационным материалом – строение крови.
Вопросы:
- Кровь, как ткань.
- Строение крови
- Плазма, ее значение.
- Клетки крови, их значение)
Учащиеся на доске работают с демонстрационным материалом по строению крови.
Учитель – Давайте заглянем в книгу и найдем там ответ…
(Зачитывается отрывок № 1 из книги).
На экране слайд № 3 презентации.
(Свет от прожектора переворачивается на класс и светит в потолок.
Учитель – Ребята куда-то исчезли, а я вижу Красный костный мозг,
(Раздаю конверты с индивидуальными заданиями на группу).
Учитель - Различные органы, состоящие из клеток…
(Зачитывается отрывок № 2 из книги).
На экране слайд № 4 презентации.
4. Главный этап урока:
А. Работа в группах по индивидуальным заданиям:
Учитель – Чтобы выбраться обратно, нам необходимо правильно ответить на все вопросы, заданные Красным костным мозгом. Эти вопросы находятся в ваших конвертах.
Задача: Вы – клетки органов, модели которых стоят на ваших столах. Сейчас вы получили задания, которые должны будете обсудить в своих группах клеток, и высказаться о работе и значении вашего органа, о кровообращении в нем. Помните, что Тело наделило вас волшебной силой – вы можете говорить и все вас услышат. (4 минуты на подготовку индивидуальных заданий)
Б. Работа учащихся с моделями внутренних органов и с таблицами.
(Зачитывается отрывок № 3 – сердце и аорта)
На экране слайд № 5 презентации.
Учащиеся группы 1 отвечают на поставленные вопросы о строении сердца, о причинах движения крови по аорте.
(Зачитывается отрывок № 4 – головной мозг)
На экране слайд № 6 презентации.
Учащиеся группы 2 отвечают на вопросы об обмене веществ и значении окисления питательных веществ в клетках. Какие виды энергии трансформируются и используются в работе нервной ткани.
(Зачитывается отрывок № 5 – печень).
На экране слайд № 7, 8 презентации.
Учащиеся группы 3 отвечают на вопросы о значении печени в пищеварении и обмене веществ.
(Зачитывается отрывок № 6 – сердце и нижняя полая вена).
На экране слайд № 9 презентации.
Учащиеся группы 4 отвечают на вопросы о причинах движения крови по венам.
(Зачитывается отрывок № 7 – легкие)
На экране слайд № 10 презентации.
Учащиеся группы 5 отвечают на вопросы о строении легких, механизме дыхательных движений и причинах газообмена в легочной ткани.
(Зачитывается отрывок № 8 – почки)
На экране слайд № 11 презентации.
Учащиеся группы 6 отвечают на вопросы о строении и расположении почек, об образовании мочи и химическом составе мочи.
В. Обобщение и систематизация знаний:
Учитель – Ребята, когда мы с вами путешествовали по нашему организму, мы слышали прекрасную гармоничную музыку. Как вы думаете, почему в нашем организме звучала именно такая светлая музыка?
Учащиеся – Гармония в организме, все слажено работает, нет заболеваний, четко регулируются все функции организма, тело прекрасно себя чувствует.
Учитель – Думаю, что все, что мы сегодня с вами увидели и услышали должно подвести нас к выводу о нашем отношении к своему телу, здоровью, об отношении друг с другом.
Если вы правильно ответили на вопросы, поставленные Красным костным мозгом, то очень скоро выберемся обратно в наш уютный кабинет биологии. Давайте дадим слово кроветворному органу:
(Красный костный мозг подводит итоги – зачитывает оценки учащимся с комментариями)
(Включается свет у доски. Гаснет прожектор)
5. Закрепление материала:
Учитель – Мы снова в кабинете биологии. Но как здесь еще темно, и музыка из книжки все еще звучит… Наверно хочет, чтобы мы не раз вспоминали это путешествие. А давайте прямо сейчас и вспомним;
Вопросы:
- Какие основные вопросы поднимались на этом уроке?
- Что нового вы узнали, побывав в организме человека?
- Какие у вас возникли вопросы?
- Посмотрите на воздушные шарики, висящие на лампах в кабинете. Вам они ничего не напоминают? ( Красные и белые клетки крови).
6. Завершение урока.
Учитель – Спасибо вам за полные ответы, за прекрасный урок. Я вами очень довольна.
Если вы считаете, что сегодня кто-то не до конца закрепил знания по курсу анатомии и урок ему не помог разобраться в этом вопросе, прошу вас положить цветную карточку, которая лежит в вашем конверте в белый конверт. (Показываю белый конверт)
Кто считает, что ему предстоит поработать дома еще с учебником – положите карточку в синий конверт. (Показываю синий конверт)
Кто считает, что урок сегодня помог усвоить полностью материал курса анатомии, ему все ясно и понятно – положите карточку в красный конверт. (Показываю красный конверт)
(Свет зажигается полностью).
Учитель – Ребята, вы можете на карточках написать свои отзывы об уроке, свои пожелания и замечания.
Встаньте, пожалуйста, ребята. Наш урок-путешествие закончен. Соберите свои вещи. Спасибо всем. Опустите карточки в соответствующий конверт.
До свидания.
(Учащиеся выходят, оставляя карточки в соответствующем конверте).