Цели урока:
- дать представление о художественном разнообразии, красоте народных хантыйских орнаментов;
- научить выполнять двухцветные узоры способом вязания на спицах;
- воспитывать экономное и бережное отношение к материалам.
Оборудование:
- Компьютер, медиапроектор, экран.
- Презентация к уроку.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение познавательных сведений.
- Изучение нового материала.
- Выполнение занимательных заданий.
- Пояснение к инструкционной карте.
- Практическая работа.
- Итог урока.
Ход урока
I. Организационный моментУчитель озвучивает тему и цели урока Слайд №1.
II. Сообщение познавательных сведении- О вязании известно многое. Сегодня я хочу дополнить ваши знания и сказать о том, что вязание – это не только древний вид искусства, который существует более трёх тысяч лет, но и вид рукоделия, который всегда служил людям, приносил добро в трудную минуту. Например, в годы Великой Отечественной войны в тылу врага женщины вязали теплые вещи для солдат и отправляли посылки на фронт. Этим самым они не только согревали их, но и поднимали боевой дух и стремление к победе.
- Умение вязать особенно ценно в суровом северном краю. В фольклоре хантов, я отыскала, обувь, которую носили великие божества, называли “сэвум вэй”, в переводе означает, вязаная обувь с высоким голенищем, что должно предполагать достаточно давнее знакомство хантов с вязанием. Вязание распространено на Оби, частично на Казыме. Вяжут чулки и рукавицы из овечьей шерсти, которую сами прядут. Овец, в довольно большом количестве, разводят обские ханты. Для вязания используется цветная пряжа. Изделия многоцветны, добавочно к белому фону используется до пяти цветов. Наиболее распространенными вязаными изделиями являются чулки или носки на высоких голенищах. Обратите внимание на выставку.
Слайд №2. А теперь, обратите внимание на экран. Вы видите три вида образцов вязания. Зрительно определите, какая это вязка? Какая вязка с лицевой и с изнаночной стороны?
Молодцы, зрительно и по внешнему виду смогли определить вязку, значит, нам легче будет освоить новое.
Открываем тетради, пишем тему: “Двухцветное вязание на спицах”.
Слайд №3. Это более сложный вид вязки, а чтобы было более интересно, мы остановимся на вязании хантыйских узоров, потому что ханты – аборигены Земли Югорской.
Слайд №4,5,6. Богато и разнообразно народное декоративно-прикладное искусство земли Югорской. Из года в год усиливается интерес к творчеству, в котором народ выражает представления о прекрасном. Стремится преобразить по законам гармонии и красоты свое непосредственное окружение. Мы с вами на экране видим некоторые узоры народов ханты. Первое изображение называется “Улум уй” - изображение птицы-хранительницы сна и здоровья ребенка, далее “Пус халь тов” - цельная березовая ветка, ассоциируется с невинностью и красотой, и последнее изображение “Совыр паль” - заячьи ушки, которое символизирует достаток в семье.
IV. Выполнение занимательных заданий.Слайд №8. Народная мудрость, пословицы всегда помогали человеку мобилизовать свои силы, воодушевляли на успех, помогали в трудную минуту. На экране восемь половинок пословиц. Что поделаешь, всё упрощается, уменьшается – даже пословицы. Но продолжения вы должны помнить. Проверим, так ли это? Вторые половинки пословиц - распределены вразброс.
Молодцы, хорошо поработали. А теперь переходим к практической работе. Мобилизуем внутренние резервы на выполнение индивидуальной работы и будем всегда помнить, к чему призывают пословицы.
V. Практическая работа.- Демонстрация схемы Слайд №7 и инструктаж выполнения работы по инструкционной карте.
- Правила безопасной работы на спицах. Приложение 1.
- Выполнение практической работы по инструкционной карте.
- Физминутка для глаз Приложение 2.
- Анализ учащимися качества выполненных образцов. Учащиеся оценивают качество выполненных образцов, выбирают лучшие образцы.
- Выставление оценок, их аргументация.
Информация о домашнем задании.