Игровая программа с презентацией слайдов для учащихся начальных классов.
Цели: развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение кругозора, формирование умения играть в команде, уважать каждого члена команды.
Подготовка. Зал оформлен в виде космического пространства: звезды, созвездия, планеты, космические корабли. Подготовлен экран для демонстрации слайдов. Все вопросы и заставки проецируются на экране при помощи медиопроектора. Воспитателем приглашены три команды, определены названия экипажей, выбраны эмблемы и костюмы, подготовлены номера художественной самодеятельности.
Реквизит. Сигнальные карточки, карточки с буквами, 250-граммовые бутылочки с сосками, в которые налит компот, 4 картонки 40х30 см, фонограммы к песням художественной самодеятельности, объёмные геометрические фигуры.
Содержание. (Приложение 1, Приложение 2)
1 вед. Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня нашу праздничную программу мы посвящаем Дню космонавтики.
2 вед. В тёмную безоблачную ночь можно увидеть тысячи звёзд. Звёзды объединены в созвездия. И у каждого созвездия есть своё имя. И сегодня к нам на праздник прилетели гости из разных планет.
Итак, первыми на нашу сцену вступает экипаж созвездия “Орион”.
(Команда выходит под музыку и комментарий ведущего, на экране проецируется созвездие “Орион”)
1 слайд.
Созвездие “Орион” - самое яркое зимнее созвездие. Оно по форме похоже на бант. Посередине цепочка из трех звезд, расположенных по прямой линии. Это так сказать, пояс охотника. Звезда альфа Ориона называется Бетельгейзе, что на арабском языке означает “плечо охотника”. От этой звезды свет к нам идёт более 650 лет.
1 вед. А сейчас поприветствуем экипаж созвездия “Орел”.
(Команда выходит под музыку и комментарий ведущего, на экране проецируется созвездие “Орел”.)
2 слайд.
Говорят, те самые, которые сидели рядом с троном Зевса, держа в клюве молнии. По приказу Зевса летали они на Кавказ терзать непокорного титана Прометея, подарившего людям огонь. Ярчайшая звезда созвездия “Орел” – Альтаир, на арабском языке означает “летящий орел”.
2 вед. А сейчас поприветствуем экипаж созвездия “Пегас”.
(Команда выходит под музыку и комментарий ведущего, на экране проецируется созвездие “Пегас”.)
3 слайд.
Главная достопримечательность созвездия “Пегас” – яркое шаровое скопление. В бинокль видно крупное светящееся туманное пятнышко, края которого искрятся, как огни большого города. Оказывается, в этом шаровом скоплении заключено около шести миллионов солнц.
1 вед. Дорогие друзья, вы встретились на планете Земля. Кто вы? Откуда? Расскажите нам о себе.
Визитка команды.
Осуществляется в свободной форме.
2 вед. Итак, мы начинаем наши состязания.
Первый конкурс нашей игры – “Разминка”. Вам задаётся вопрос и предоставляется несколько вариантов ответов. Ваша задача найти правильный ответ и быстро показать его номер. Внимание на экран.
4 слайд.
Сколько минут пробыл Юрий Алексеевич Гагарин в космосе? (108)
1 вед. По безбрежным просторам Вселенной, подобно группам островов, тесно прижавшихся друг к другу, рассыпаны скопления звёзд – галактики. Наша Галактика называется млечный путь. В ней “умещаются” миллиарды звезд, одна из которых, – Солнце.
5 слайд.
Сколько Галактик во Вселенной? ( Миллионы.)
2 вед. Смена времён года вызвана тем, что Земля меняет положение своей оси относительно Солнца. Она вращается вокруг своей оси – вокруг солнца. Именно из-за отклонений земной оси летом мы греемся на солнышке, а зимой укутываемся в тёплые шубы.
6 слайд.
Когда наша планета Земля ближе всего находится к Солнцу? (Всегда одинаково.)
7 слайд.
Сколько планет входит в Солнечную систему? (9.)
1 вед. И следующий конкурс нашей игры “Планеты Солнечной системы”.
Наша планета Земля находится среди девяти планет Солнечной системы, все эти планеты вращаются вокруг Солнца. Назовите эти планеты?
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
8 слайд. Планеты Солнечной системы.
Сейчас я каждой команде раздам буквы, из которых вы должны составить слово, то есть название планеты Солнечной системы. Чья команда быстрее составит слово, та и выигрывает. Внимание, начали.
(Звучит музыка.)
2 вед. Но на этом наш конкурс не заканчивается, чтобы получить дополнительные баллы, участники команды должны дать краткую характеристику данной планеты.
9 слайд. На Луне.
1 вед. Луна – самое близкое к Земле небесное тело, в бинокль хорошо видно, что Луна – шар. На Луне видны темные пятна, которые называют морями, но в них нет ни капли воды, нет у Луны и атмосферы, поэтому нет, и не может быть жизни. Американские космонавты Н. Армстронг и Э. Олдрин побывали на Луне, видели лунные кратеры, острые камни, трещины, безжизненную поверхность.
Внимание, а теперь конкурс “По кратерам Луны”. Участникам конкурса раздаются по две картонки (40х30 см). Они должны перейти “лунный кратер” (площадку 10 – 15 метров в длину), перекладывая картонки и идя по ним, не наступая на пол. Кто быстрее закончит переход, тот и выигрывает. Итак, начали.
(Звучит веселая музыка.)
2 вед.
Во вселенной нет столовых
И буфетов тоже нет
Так что нужно быть готовым
Захватить с собой обед.
1 вед. Да, пищу, космонавт берет с собой, еда запаяна в тубы, пакеты. Космонавту не нужны ложки, вилки, он пищу выдавливает из тюбика прямо в рот.
2 вед. И следующий конкурс нашей игры “Завтрак космонавта”. Представителям команд раздаются 250-граммовые бутылочки с сосками, в которые налит компот. Задача: как можно быстрее выпить компот.
(Звучит веселая музыка.)
1 вед. А сейчас мы объявляем конкурс номеров художественной самодеятельности. Каждая команда должна исполнить песню на космическую тему.
Песня “Маленькая звезда” (на мотив песни “Маленькая страна”).
Там среди звезд больших на небе
Там, где холодный свет
Там, где любви и горя нету
И бесконечен век.
Маленькая звезда в пространстве
Шлет нам свои лучи
И к нам несется свет тот странный
В темной летит ночи.
Маленькая звезда,
Маленькая звезда,
Где же ты там летишь в пространстве,
Маленькая звезда.
Этот далёкий космос прячет маленькую звезду
И там она наверно плачет,
Я же тоскую тут.
Часто с тоской смотрю на небо,
Жду её лунный свет,
Я не пойму это быль иль небыль,
Кто же мне даст ответ.
Маленькая звезда,
Маленькая звезда,
Как тебе там одной в пространстве,
Маленькая звезда.
Песня “Бременские космонавты” (на мотив песни “Бременские музыканты”).
Ничего на свете лучше нету
Нашей голубой планеты.
Среди звёзд красавица такая
Морями и озёрами сверкает. – 2 раза.
Ла – ла – ла – ла – ла - ла
Ла – ла – ла – ла - ла
Ла – ла - ла
Е-е-е-е-е.
Потому из космоса тарелки
Прилетают к нам на посиделки,
Мы гостей с волнением встречаем,
Отвечают те пока молчанием.- 2 раза.
Ла – ла – ла – ла – ла - ла
Ла – ла – ла – ла - ла
Ла – ла - ла
Е-е-е-е-е.
Только знаем мы, тот день настанет,
Прятаться от нас они устанут,
Прилетят и чудеса покажут,
Мы же о себе все им расскажем. – 2раза.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла
Ла-ла-ла-ла-ла
Ла-ла-ла
Е-е-е-е-е.
“Песня инопланетян” (на мотив песни “ Первоклассника”).
Говорят, что чаще к нам
Прилетает кто-то,
Кто сидит в тарелках там
Или может что-то.
Может роботов нам шлют
Всё для нас загадки,
У учёных “полный” глюк,
Не найдут отгадки.
Толи ещё будет,
Толи ещё будет,
Толи ещё будет, ой-ой-ой.
Нам учёные твердят
Блики в атмосфере,
Но скажу я от ребят,
Вам никто не верит.
И я знаю, день придёт,
Встретимся мы с ними
Пусть хоть, сколько лет пройдёт,
Но мы их обнимем.
Толи ещё будет,
Толи ещё будет,
Толи ещё будет, ой-ой-ой.
2 вед.
В умах учёных много лет
Жила мечта заветная
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.
1 вед. С незапамятных времён человек мечтал научиться летать…
Летать как сокол, летать как орёл. И вот в один прекрасный миг его мечта осуществилась!
Никто и не знает точно, в какой стране, кто и когда сделал первую попытку взлететь как птица.
Презентация “Как человек научился летать”.
2 вед. И вот человек с помощью мощных многоступенчатых ракет штурмует космос. Космические корабли достигли Луны, Венеры, Марса. Каждый новый космический корабль больше и совершеннее прежних.
1 вед. И следующий конкурс нашей игры, так и называется “Сделай летательный аппарат”. Командам раздаются объёмные геометрические фигуры, сделанные из бумаги, и клей. Задача экипажа: сделать из этих фигур свой летательный аппарат.
Звучит музыка.
2 вед. Землю можно назвать большим магнитом, который притягивает к себе все предметы: людей, дома, камни, животных. Поэтому мы не можем высоко прыгнуть, бросаем камень вверх, и он быстро возвращается назад.
1 вед. На Луне притяжение меньше и космонавты Америки весили там, как пятилетние дети. А когда космический корабль улетит далеко от Земли и она не притягивает корабль к себе, то космонавты в кабинах почти не весят ничего. Они плавают, летают, висят в корабле вниз головой – это невесомость.
10 слайд. Невесомость.
2 вед. Следующий конкурс нашей игры так и называется - “Невесомость”. Участники под “космическую” музыку импровизируют движения космонавтов, танцующих в невесомости, конкурс не оценивается. Жюри в это время подводит итоги конкурса.
Слово жюри. Награждение.
1 вед. Вот и пришла пора расстаться. Спасибо, что прилетели к нам на праздник.
2 вед. До новых встреч!
Список литературы.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 г.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Космос. /Авт. – сост. Т. И. Гоктарус. – М.: АСТ, 1995.
- Внеклассные мероприятия. /Авт.- сост.: Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. - М.: ВАКО, 2005.