Изучение раздела преследует следующие цели:
- Вооружить учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;
- Воспитать уважение к собственности, ответственность, экономичность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления;
- Подготовить учащихся к выполнению роли потребителя, производителя, гражданина.
Изучение раздела решает следующие задачи:
- Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода рациональным расходованием средств, экономии денежных средств и их накопление, с персональными программами ПК и со средствами информации семьи.
- Развить целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, ее экономические, социальные и нравственные устои и традиции.
- Раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства.
- Научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.
- Подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора.
- Сформировать качества рачительного хозяина и покупателя.
- Воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
Формы обучения:
-
рассказ,
-
объяснение,
-
беседа,
-
диспут,
-
деловые игры,
-
самостоятельная работа.
Особое внимание уделено информационным технологиям: компьютеру и средствам информации.
Содержание программ:
Программа рассчитана на учащихся 7 или 8 классов.
Нагрузка – 34 часа, один раз в неделю.
Разделы:
- главные вопросы домашней экономики.
- Маркетинг в домашней экономике.
- Информационные технологии в домашней экономике.
- Коммуникации в домашней экономике.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Учащиеся должны знать:
Цели и значение домашней экономики; общие правила ведения домашнего хозяйства; составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей; возможности рационального использования средств и пути их увеличения; экономические связи семьи с разными структурами общества; элементами семейного маркетинга и самоменеджмента; роль членов семьи в формировании семейного бюджета, экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества; необходимость производства товаров и услуг как условие жизни общества в целом и каждого его члена; возможности использования компьютера и средств информации в организации домашней хозяйственной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
Анализировать семейный бюджет, определять промежуточный минимум семьи, расходы на учащегося; анализировать рекламу потребительских товаров; осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности; выдвигать деловые идеи; изучать конъюнктуру рынка, использовать возможности компьютера в деловой переписке, рекламе, финансовых расчетах, ведении документации.
Тематический план
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
|
теория |
практика |
||
1 |
Я и наша семья |
1 |
1 |
2 |
Семья и бизнес |
1 |
1 |
3 |
Потребности семьи |
2 |
2 |
4 |
Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета. |
2 |
2 |
5 |
Расходы на питание и составление меню. |
2 |
2 |
6 |
Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета. |
2 |
2 |
7 |
Маркетинг в домашней экономике. Реклама товара |
2 |
2 |
8 |
Трудовые отношения в семье. |
1 |
1 |
9 |
Экономика приусадебного (дачного) участка. |
1 |
1 |
10 |
Информационные технологии в домашней экономике. |
1 |
3 |
11 |
Коммуникации в домашней экономике |
1 |
1 |
Итого: |
16 часов |
18 часов |
Программа
Занятие 1. Я и наша семья. (2 часа).
Цели и задачи экономики.
Семья – первичная социально-экономическая ячейка общества. Состав семьи. Экономические функции семьи. Экономические связи семьи с другими семьями, предприятиями, государством, обществом. Семейное хозяйство, его составляющие. Цели и задачи домашней экономики. Ресурсы семьи (земля, капитал, люди, технологии). Финансовая документация семьи.
Практическая работа: Опишите ресурсы вашей семьи, выявите возможности их увеличения.
Домашнее задание: посоветуйтесь с родителями, чем бы вы могли помочь вашей семье.
Занятие 2. Семья и бизнес (2часа).
Кругооборот ресурсов и денежных средств в экономике между предприятиями, фирмами, государством и домашним хозяйством. Предпринимательская деятельность. Бизнес. Виды бизнеса. Прибыль. Виды семейной предпринимательской деятельности.
Практическая работа: Составьте перечень товаров и услуг, которые могут производить школьники в свободное от учебы время.
Домашнее задание: составьте перечень товаров и услуг, которые можно производить в условиях семьи.
Занятие 3. Потребности семьи. (4 часа).
Потребность. Виды потребностей. Иерархия человеческих потребностей. Классификация вещей с целью покупки. Анализ покупки. Правила покупки. Очередность покупки. Свойства товаров. Интерьер. Благоустройство жилища.
Практическая работа:
- Рассчитайте затраты на приобретение срочных и необходимых вещей сверстника (ученика 7 класса).
- Определите положительные и отрицательные качества 2-3 приобретенных вещей.
Домашняя работа: Разработайте интерьер своей комнаты и выполните 2-3 альтернативных его вариантов.
Занятие 4. Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета. (4 часа).
Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи: заработная плата и пенсия, доход на капитал, ценные бумаги, от приусадебного участка, предпринимательской деятельности. Забота государства о семье и ее бюджета и его законном использовании Инфляция. Обязательные платежи. Деловая игра «Закон Энгеля».
Практическая работа: Разработайте предложения по экономии тепловой и электрической энергии в быту.
Домашняя работа: Совместно с родителями разработайте проект снижения затрат на коммунальные услуги.
Занятие 5. Расходы на питание и составление меню.
(4 часа).
- Расходы на питание. Физиологически обоснованные нормы расхода продуктов питания на человека, семью. Меню семьи. Учет биологических требований к питанию семьи и ее экономических возможностей. Затраты на питание. Практическая работа:
- Предложите рецепт любимого блюда. Определите его энергетическую ценность и стоимость.
- Оцените стоимость питания учащегося за неделю.
Домашнее задание: Составьте меню семьи на неделю.
Занятие 6. Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета. (4 часа).
Банк. Ценные бумаги. Дивиденд. Накопления (сбережения). Потребительский кредит. Классификация расходов. Постоянные расходы. Переменные расходы. Непредвиденные расходы.
Практическая работа:
- Разработайте проект увеличения доходной части семейного бюджета за счет производства в семье каких-либо товаров (услуг).
- Разработайте проект снижения расходной части семейного бюджета за счет более рационального расходования средств.
Домашнее задание: Составьте бухгалтерскую книгу учета вашего семейного бюджета.
Занятие 7. Маркетинг в домашней экономике. Реклама товара.
(4 часа).
Понятие маркетинг. Основные задачи маркетинга. Покупка товаров и услуг. Правила покупки товаров и услуг. Примерные этапы совершения покупок. Потребительский портрет вещи. Штрих код. Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара. Реклама. Цель массовой рекламы. Анализ рекламы.
Практическая работа:
- Разработайте товар для производства в условиях семьи и придумайте рекламу к нему.
- Определите страну - изготовитель и гарантийность качества товара по штриховому коду.
Домашнее задание: Выберете из газет наиболее удачную по вашему мнению рекламу и проанализируйте ее.
Занятие 8. Трудовые отношения в семье. (2 часа).
Система трудовых отношений. Комфортность семьи. Система коммуникаций. Принципы управления в семье. Творческий потенциал. Семейный микроклимат.. Семейная «комплексная бригада».
Практическая работа:
- Составьте таблицу семейных обязанностей членов семьи.
- Разработайте график недельной занятости членов семьи.
- Внесите предложения по рационализации занятости членов семьи.
Домашняя работа: Составьте график своей недельной нагрузки (учеба, отдых, выполнение обязанностей по дому, спорт и т.д.).
Занятие 9. Экономика приусадебного (дачного) участка. (2 часа).
Приусадебный (дачный) участок. Экологически чистая продукция, себестоимость продукции.
Практическая работа:
- Рассчитайте площадь, необходимую для выращивания садово-огородных культур для вашей семьи (таб. 7).
- Рассчитайте возможную прибыль, которую можно получить, если реализовать выращенную продукцию.
Задание 10. Информационные технологии в домашней экономике. (4 часа).
Электронная таблица Microsoft Excel. Ячейки таблицы.
Практическая работа:
- Запустить электронную таблицу Microsoft Excel.
- Заполнить таблицу для следующих продуктов (масло, молоко, колбаса, хлеб, сметана, майонез, картофель).
- Произвести подсчет для заданных продуктов.
- Записать заполненную таблицу на диск.
- Закончить работу и выйти из программы.
Занятие 11. Коммуникации в домашней экономике.
(2 часа).
Телефон, телефакс, канал связи, отправитель, получатель, коммуникации.
Практическая работа:
- Составьте текст телефонного разговора в роли адресата и адресанта.
- Составьте текст делового письма в комиссию по защите прав потребителя на некачественно приобретенную продукцию.