Цели урока:
- Закрепление у учащихся знания о составе натурального ряда чисел в пределах 10, умения сравнивать по количеству множества предметов посредством образования пар; закрепление умения делать записи математических действий (сложение и вычитание), а также количественного сравнения двух чисел.
- Развитие логического мышления.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование и наглядность: на доске осенними листьями закрыты картинки тех животных, с которыми детям предстоит встретиться в ходе путешествия, а также предметные картинки к заданиям (по мере продвижения осенние листья снимаются с них), набор маленьких осенних листочков для награждения (каждый учащийся получает на уроке такой листочек за правильный ответ), набор цветных карандашей и линейка у каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок: мы совершим путешествие по осеннему лесу и посмотрим, какие животные и как готовятся к зиме.
Нашим проводником в этом путешествии будет воронёнок Гоша. Но отправиться в него смогут только те ученики, которые знают, из каких чисел можно составить число 10.
Учащиеся называют состав числа 10 и за правильные ответы получают осенние листочки.
Работа в тетради.
Путешествуя по лесу, нужно идти по тропе, стараясь не сворачивать с неё и не шуметь, чтобы не напугать лесных жителей. Давайте откроем наши рабочие тетрадочки и начертим план тропинки, по которой пойдём. У вас в тетради отмечены точки с номерами. Их нужно соединить по линейке в порядке возрастания. Посмотрите, что у вас получилось? Как называется такая линия?
Ответы детей: ломаная.
Беседа с учащимися.
Теперь можно отправляться в путешествие. Как вы думаете, кого мы сможем встретить в лесу?
Дети перечисляют известных им лесных жителей.
Гоша подготовил для вас загадку об одном лесном жителе:
Хозяин леса косолапый,
Зимою спит, посасывая лапу,
А к лету, только выйдя из берлоги,
Он знает уже к мёду все дороги.
Ответы детей: медведь.
Кто знает, как готовится к зиме медведь?
Ответы детей: он много ест.
Задание на развитие логического мышления.
Найдите лишнее: мёд, птица, малина.
Ответы детей: птица. Медведь не ест птиц.
На лесной тропинке можно увидеть толстенького барсука. Что ест барсук?
Ответы детей: жуков, корешки растений.
Как барсук готовится к зиме?
Ответы детей: много ест.
Работа в тетради.
Давайте решим с вами задачу:
1. Вчера барсук поймал на ужин 5 жуков, но один из них всё-таки убежал. Сколько жуков съел барсук на ужин?
Ответы детей: 4.
Возьмите красный карандаш и раскрасьте в тетрадочке столько кружков, сколько жуков съел наш барсук на ужин.
2. Сегодня наш барсук поймал на завтрак только 2 жуков. Но мама-барсучиха дала ему ещё 1 жучка. Сколько жуков съест сегодня на завтрак барсучок?
Ответы детей: 3.
Раскрасьте синим карандашом в тетрадочке столько квадратиков, сколько жуков съест барсучок сегодня на завтрак.
Физкультминутка.
Топай, мишка, хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка!
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись!
А мы с вами идём дальше по осеннему лесу. И навстречу нам следующий житель:
Попрыгунья-егоза –
Словно бусинки глаза.
По деревьям скачет,
В дуплах хвостик прячет.
Ответы детей: белка.
Что ест белка? Как готовится к зиме?
Ответы детей: белка ест орешки, грибы, ягоды. Она на зиму развешивает грибы на сучки деревьев и высушивает, орешки собирает и прячет в дупло.
Работа в тетради.
И у белок для нас есть задание. Послушайте.
1. 2 белки-сестрички собирали грибы. Сосчитайте, сколько собрала каждая из них /на доске/. Какая из них собрала грибов больше? Как это записать?
Ответы детей: 4<6.
Запишите это в тетради.
2. А как узнать, сколько грибов собрали обе белочки?
Ответы детей: сложить 4 и 6.
А как запишем?
Ответы детей: 4+6=10
Запишите это в тетради.
А это кто?
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками.
Ответы детей: ёж.
Что ест ёж? Как готовится к зиме?
Ответы детей: он ест корешки, жуков, их личинок, ягоды, грибы. На зиму отъедается.
Работа в тетради.
Понаблюдаем за завтраком ежиной семьи.
Притащил ёжик в своё гнездо 7 яблочек, 2 отдал ежатам. Сколько яблочек осталось в его гнезде?
Ответы детей: 5.
Как записать? Запишите решение этой задачки в тетрадь.
Ответы детей: 7 – 2 = 5.
Физкультминутка.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо всё выше, выше.
И последний зверь на нашей лесной тропинке – бурундук – зверёк, очень похожий на белку.
Кто знает, что ест бурундук?
Ответы детей: семена шишек, жёлуди, орехи.
Верно. Наедается на зиму бурундук, а потом как медведь засыпает.
На зиму бурундучок запас шишек сделал: еловые /длинненькие/ и сосновые шишки с семенами принёс. Каких шишек принёс больше бурундук: еловых или сосновых? Как это записать?
Ответы детей: сосновых шишек бурундук принёс больше, потому что их 5, а еловых 3. 3 < 5.
А на сколько больше? Как узнали?
Ответы детей: на 2 больше. Нашли пару.
III. Итоги урока
В осеннем лесу ещё много можно встретить разных птиц и зверей. Но наше путешествие закончилось. Скажите, каких зверей мы сегодня встретили?
Ответы детей: белку, ежа, медведя, бурундука, барсука.
Задание на развитие логического мышления
Какое животное здесь будет лишним? Почему?
Ответы детей: белка, потому что она не спит зимой.
Все ли звери, которых мы встретили, делают осенью запасы на зиму? Кто как?
Ответы детей.
Мы сегодня совсем как в настоящем осеннем лесу побывали. Только какой же у нас осенний лес без листопада?! Подойдите к доске и прикрепите на неё свои листочки. Здорово! Сильный листопад! Вот как вы сегодня хорошо работали! Молодцы!
Понравился вам урок?
Ответы детей.
Что понравилось? А что не понравилось?
Ответы детей.
Спасибо за работу! Урок окончен.