"Путешествие по осеннему лесу". Урок математики в 1-м классе по теме "Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепление у учащихся знания о составе натурального ряда чисел в пределах 10, умения сравнивать по количеству множества предметов посредством образования пар; закрепление умения делать записи математических действий (сложение и вычитание), а также количественного сравнения двух чисел.
  2. Развитие логического мышления.
  3. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование и наглядность: на доске осенними листьями закрыты картинки тех животных, с которыми детям предстоит встретиться в ходе путешествия, а также предметные картинки к заданиям (по мере продвижения осенние листья снимаются с них), набор маленьких осенних листочков для награждения (каждый учащийся получает на уроке такой листочек за правильный ответ), набор цветных карандашей и линейка у каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок: мы совершим путешествие по осеннему лесу и посмотрим, какие животные и как готовятся к зиме.

Нашим проводником в этом путешествии будет воронёнок Гоша. Но отправиться в него смогут только те ученики, которые знают, из каких чисел можно составить число 10.

Учащиеся называют состав числа 10 и за правильные ответы получают осенние листочки.

Работа в тетради.

Путешествуя по лесу, нужно идти по тропе, стараясь не сворачивать с неё и не шуметь, чтобы не напугать лесных жителей. Давайте откроем наши рабочие тетрадочки и начертим план тропинки, по которой пойдём. У вас в тетради отмечены точки с номерами. Их нужно соединить по линейке в порядке возрастания. Посмотрите, что у вас получилось? Как называется такая линия?

Ответы детей: ломаная.

Беседа с учащимися.

Теперь можно отправляться в путешествие. Как вы думаете, кого мы сможем встретить в лесу?

Дети перечисляют известных им лесных жителей.

Гоша подготовил для вас загадку об одном лесном жителе:

Хозяин леса косолапый,
Зимою спит, посасывая лапу,
А к лету, только выйдя из берлоги,
Он знает уже к мёду все дороги.

Ответы детей: медведь.

Кто знает, как готовится к зиме медведь?

Ответы детей: он много ест.

Задание на развитие логического мышления.

Найдите лишнее: мёд, птица, малина.

Ответы детей: птица. Медведь не ест птиц.

На лесной тропинке можно увидеть толстенького барсука. Что ест барсук?

Ответы детей: жуков, корешки растений.

Как барсук готовится к зиме?

Ответы детей: много ест.

Работа в тетради.

Давайте решим с вами задачу:

1. Вчера барсук поймал на ужин 5 жуков, но один из них всё-таки убежал. Сколько жуков съел барсук на ужин?

Ответы детей: 4.

Возьмите красный карандаш и раскрасьте в тетрадочке столько кружков, сколько жуков съел наш барсук на ужин.

2. Сегодня наш барсук поймал на завтрак только 2 жуков. Но мама-барсучиха дала ему ещё 1 жучка. Сколько жуков съест сегодня на завтрак барсучок?

Ответы детей: 3.

Раскрасьте синим карандашом в тетрадочке столько квадратиков, сколько жуков съест барсучок сегодня на завтрак.

Физкультминутка.

Топай, мишка, хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка!
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись!

А мы с вами идём дальше по осеннему лесу. И навстречу нам следующий житель:

Попрыгунья-егоза –
Словно бусинки глаза.
По деревьям скачет,
В дуплах хвостик прячет.

Ответы детей: белка.

Что ест белка? Как готовится к зиме?

Ответы детей: белка ест орешки, грибы, ягоды. Она на зиму развешивает грибы на сучки деревьев и высушивает, орешки собирает и прячет в дупло.

Работа в тетради.

И у белок для нас есть задание. Послушайте.

1. 2 белки-сестрички собирали грибы. Сосчитайте, сколько собрала каждая из них /на доске/. Какая из них собрала грибов больше? Как это записать?

Ответы детей: 4<6.

Запишите это в тетради.

2. А как узнать, сколько грибов собрали обе белочки?

Ответы детей: сложить 4 и 6.

А как запишем?

Ответы детей: 4+6=10

Запишите это в тетради.

А это кто?

Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками.

Ответы детей: ёж.

Что ест ёж? Как готовится к зиме?

Ответы детей: он ест корешки, жуков, их личинок, ягоды, грибы. На зиму отъедается.

Работа в тетради.

Понаблюдаем за завтраком ежиной семьи.

Притащил ёжик в своё гнездо 7 яблочек, 2 отдал ежатам. Сколько яблочек осталось в его гнезде?

Ответы детей: 5.

Как записать? Запишите решение этой задачки в тетрадь.

Ответы детей: 7 – 2 = 5.

Физкультминутка.

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо всё выше, выше.

И последний зверь на нашей лесной тропинке – бурундук – зверёк, очень похожий на белку.

Кто знает, что ест бурундук?

Ответы детей: семена шишек, жёлуди, орехи.

Верно. Наедается на зиму бурундук, а потом как медведь засыпает.

На зиму бурундучок запас шишек сделал: еловые /длинненькие/ и сосновые шишки с семенами принёс. Каких шишек принёс больше бурундук: еловых или сосновых? Как это  записать?

Ответы детей: сосновых шишек бурундук принёс больше, потому что их 5, а еловых 3. 3 < 5.

А на сколько больше? Как узнали?

Ответы детей: на 2 больше. Нашли пару.

III. Итоги урока

В осеннем лесу ещё много можно встретить разных птиц и зверей. Но наше путешествие закончилось. Скажите, каких зверей мы сегодня встретили?

Ответы детей: белку, ежа, медведя, бурундука, барсука.

Задание на развитие логического мышления

Какое животное здесь будет лишним? Почему?

Ответы детей: белка, потому что она не спит зимой.

Все ли звери, которых мы встретили, делают осенью запасы на зиму? Кто как?

Ответы детей.

Мы сегодня совсем как в настоящем осеннем лесу побывали. Только какой же у нас осенний лес без листопада?! Подойдите к доске и прикрепите на неё свои листочки. Здорово! Сильный листопад! Вот как вы сегодня хорошо работали! Молодцы!

Понравился вам урок?

Ответы детей.

Что понравилось? А что не понравилось?

Ответы детей.

Спасибо за работу! Урок окончен.