Урок математики в 1-м классе по теме "Сложение и вычитание в случаях вида: …+1+1 и …-1-1. Знаки «=», «+», «-»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить умения прибавлять и вычитать 1; знания состава чисел; познакомить с примерами в 2 действия вида … - 1 – 1; научить письму знаков арифметических действий «+», «-», «=»;
  2. Развить умения делать обобщающие выводы; умения работать в быстром темпе; умения работать с кассой цифр, учебником и тетрадью; внимание, воображение, память, мышление;
  3. Воспитывать нравственные качества учащихся; гуманное отношение к животным; доброе отношение к труду; положительное отношение к знаниям; эстетические взгляды;

Оборудование:

  • учебник,
  • касса цифр,
  • счётный материал,
  • наглядный материал,
  • гости – герои сказок (Антошка, пингвин, белочка, зайчик, кошечка, снегирь, Зима.)

Ход урока

I Орг.Момент.

1). Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше, выше.

- Какое у нас сейчас время года? Какой зимний праздник у вас самый любимый? А какое дерево наряжают на Новый год?

- В какие игры вы любите играть зимой?

II Повторение.

1). Сообщение темы и цели урока.

- На прошлом уроке мы научились прибавлять одно число к другому по единице. Сегодня будем учиться вычитать из числа по одному, решать примеры в 2 действия.

- На уроке у нас гость. Узнали его?

Рисунок 1

Рисунок 1

-Антошка (Рисунок 1) тоже любит играть зимой и лепить снеговика. Он его слепил, но поторопился, и у него все части игрушки раскатились. Поможем Антошке сделать все правильно? Чтобы это сделать, надо выполнить много заданий, за выполнение которых вы получите детали снеговика. А работать нужно только всем вместе, дружно.

2).Устный счёт.

Рисунок 2

Рисунок 2

- Пингвиненок (Рисунок 2) просит вас назвать числа от 0 до 10 (по цепочке), от 2 до 7 через одно число.

- Назовите число, идущее при счете за числом 3 (4).

- Назовите, какое число идет перед числом 7 (6).

- Какое число находится между числами 8 и 10 (9).

- Назовите соседей числа 4 (3 и 5).

- Сравните числа 3 и 5. Какое из них больше? Почему? (Идет при счете позже).

- Составив мозаику, мы узнаем следующего гостя – героя. Порядок составления указан цифрами. (Рисунок 3) Начинайте с самого большого числа, назовите его. Называем в обратном направлении. (10, 9, 8 …)

Рисунок 3

Рисунок 3

- Назовите самое маленькое число. (1)

- За хорошую работу Пингвиненок дает вам большой комок от снеговика.

- Белочка прыгала с ветки на ветку и заметила, что ее елочка еще не готова к празднику – надо ее нарядить. Решите примеры и повесьте на елочку шары – ответы. (Рисунок 4)

Рисунок 4

Рисунок 4

- Примеры читаем по-разному.

3+1

7+1

1+9

4+1+1

     6-1

2-1

3-1

8-1

- Какое самое маленькое число висит на елочке? (1) Какое самое большое? (10).

- Назовите числа по возрастанию.

- На какое арифметическое действие записаны примеры в первом столбике? Во втором столбике?

Ученица читает стихотворение о елочке.

Елка в блестках
Ледяных
В теплых слезках
Смоляных
Свежая зеленая
Солнцем озаренная.

- Белочка за работу дарит вам еще комочек от снеговика.

Рисунок 5

Рисунок 5

- Дружок белочки зайчик (Рисунок 5) просит угадать числа, замороженные сосульками.

  • 8 – это 7 и сколько?
  • 4 – это сколько и 1?
  • 3 – это 2 и сколько?

- Зайчик благодарит вас за работу и дарит вам голову от снеговика.

- А игру про зайчика знаем?

3). Физминутка.

Зайцы скачут: Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок,
Приседают, слушают,
Не идёт ли волк.
Раз - нагнуться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - руками три хлопка.
Головою три кивка.

III Изучение нового материала.

1). Объяснение нового материала учителем.

Рисунок 6

Рисунок 6

- Кошечка (Рисунок 6) ловила снежинки. Она поймала 4 снежинки. Сначала растаяла 1 снежинка, а потом еще одна. Когда одна снежинка растаяла, сколько снежинок осталось у кошечки? (4 – 1 = 3)

- А когда еще одна растаяла, сколько осталось? (3 – 1 = 2)

- Из 4 вычли 1 и еще 1. Сколько всего вычли? (2) Сколько осталось? (2)

- Запишите, как мы вычитали.

На доске запись: 4 – 1 – 1 = 2

- Расскажите, как получили 2. (От 4 убрали 1, получили 3; от 3 убрали 1, получили 2)

Ученик рассказывает стихотворение о снежинке.

Вот как-то раз зимой в лесу
Я повстречал снежинку.
Она летела в небесах,
Похожа на пушинку.
Я руку протянул свою,
И вот на рукавице
Снежинка – белая звезда –
Красуется, искрится.

- За хорошее выполнение этого задания кошечка отдает вам шарфик снеговика.

2). Практическая работа.

- А теперь играем в снежки. На полосочке положите 5 синих кружков – снежков. Сначала мы бросаем 1 снежок (убирают кружок). Сколько снежков осталось? (5 – 1 = 4).

- А потом бросили еще 1. Сколько осталось снежков? (4 – 1 = 3).

- Расскажите, как получили 3?

- Как запишем в два действия, как мы вычитали? (5 – 1 – 1 = 3).

- За выполнение этой работы получайте ведерко снеговика.

- Вспомним игру о снежинках.

3). Физминутка.

Мы снежинки белые,
На ветках мы лежим.
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Снова ветер набежал
И снежинки все поднял.
Закружились – полетели
И на место тихо сели.

IV Закрепление.

1). Работа по учебнику.

Рисунок 7

Рисунок 7

- Снегирь (Рисунок 7) прилетел к нам погреться и отдохнуть. Он просит вас открыть учебник (стр. 52).

- Что мы видим на картинке?

- Что вы знаете о жизни птиц зимой?

- Надо ли им помогать? Почему?

- Сколько всего синичек было на кормушке? (6). Сначала улетела одна, а потом еще одна. Когда 1 синичка улетела, сколько птиц осталось на кормушке? (6 – 1 = 5).

- А когда еще одна улетела, сколько осталось? (5 – 1 = 4). Из 6 вычли 1 и еще 1. Сколько всего вычли? (2).Сколько осталось? (4).

- Каждую птичку обозначили кружочком. Улетела 1 птичка – зачеркнули кружок, улетела другая – еще 1 кружок зачеркнули.

- Рассмотрите рисунок с кружками и подписи под ним.

- Разберем примеры

  • 9 – 1 – 1
  • 8 – 1 – 1

- Сколько всего вычли из 9? (из 8)

- За отличную работу снегирь дарит вам ручки снеговика.

- Снегирь погостил у нас и полетел в другую деревушку. А вы знаете игру о деревушке?

2). Физминутка (пальчиковая игра)

Деревушка: два домишки, два дымишки.
У крыльца – два деревца.
А на глади озерца – посерёдочке.
Кто-то в лодочке, кто-то в лодочке.

3). Работа в тетради.

Рисунок 8

Рисунок 8

- В нашу деревушку пришла Зима (Рисунок 8). Она принесла свой сундук с сокровищами и просит нас поработать в тетради.

Ученица читает стихотворение о Зиме.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром…

-Нужно в тетрадях пописать знаки арифметических действий, но сначала вспомним о правильной посадке при письме и как должна лежать тетрадь.

-А теперь пишем знаки в тетради по образцу. (стр.26 №3, №4).

-Знаки, каких арифметических действий вы писали?

- А сейчас проведём арифметический диктант.

-Закрасьте, синим карандашом число, которое идёт при счёте раньше 5. (4)

-А теперь число, которое идёт за числом 2. (3)

-Число, которое находится между числами 7 и 9. (8)

-За выполнение этих заданий Зима возвращает метлу снеговика.

V. Итог.

-Что новым сегодня на уроке для вас было?

-Во сколько действий примеры мы сегодня решали? Как мы вычитали 2? ( по 1)

-Пробуем собрать снеговика, с чего начнём? (Рисунок 9).

Рисунок 9

Рисунок 9

-Антошка очень рад, большое спасибо вам, ребята!

-Зима очень довольна вашей работой, и хочет вам подарить свои сокровища.

-У Зимы в сундуке есть призы. Она хочет отдать 2 из них мальчикам. Как она это сделает?

- А остальное отдаст девочкам. Правильно ли она хочет поступить?

-Кому сначала мы дадим призы мальчикам или девочкам? Почему?

-Молодцы! Получайте все свои призы!

-Всем спасибо за работу!

-Урок окончен!