Цели урока:
- Развитие общеучебных навыков и творческих способностей учащихся
- Популяризация предмета
Задачи:
- Образовательные:
- Обеспечить накопление знаний, умений и навыков в качестве важного средства реализации детского творчества;
- Продемонстрировать персонификацию исторического процесса;
- Повышать информационную культуру школьников;
- Расширить доступ учащихся к необходимой информации, выходящей за пределы школьной программы.
- Развивающие:
- Активизировать исследовательскую деятельность учащихся;
- Стимулировать активность, самостоятельность и креативность учащихся.
- Воспитательные:
- Обеспечить личностно значимый эмоциональный контакт учителя, учеников родителей на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха.
Ход мероприятия
1 ведущий: Здравствуйте, дамы и господа! Мы рады приветствовать вас на нашем ежегодном Средневековом балу!
2 ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о тех, кто прославил времена, которые мы называем Средневековьем.
1 ведущий: Человек не называет сам время, в котором живёт. Он просто живёт. Даже мы с вами, просвещённые люди двадцать первого века, не повторяем то и дело: мы – люди эпохи великих научных открытий, эпохи освоения космоса, люди, проникшие в тайны микромира. Мы не знаем, как историки грядущих веков назовут наше время, но ведь как-нибудь обязательно назовут!
2 ведущий: Человек средних веков просто жил, как умел: воевал, торговал, трудился, растил детей. Плакал, если было плохо, пел, когда веселился. И поэтому, наверное, сильно бы удивился бы, узнав, что потом, через многие века, эти времена назовут эпохой тёмных веков!
1 ведущий: Неправда! – воскликнул бы он. – Я жил в прекрасное время!.. ведь как бы не трудна была жизнь, она всё равно прекрасна! Откуда же тогда взялось понятие “ Средневековье” и что оно означает?
1 ученик: Название “ Средние века” придумали гуманисты во времена Возрождения. Они говорили, что между Античностью и Возрождением зияла огромная временная пропасть чуть не в 10 веков! Причём эти века гуманисты считали лишним временем, напрасно потраченным людьми на пустые споры и войны. Хотя, разумеется, для истории лишнего времени не бывает. Но вот гуманистам (для того времени людей, безусловно передовых!) эти века представлялись эпохой сплошного невежества, мракобесия и духовного запустения. Поэтому-то они и окрестили тысячелетний период, отделивший их собственное время от возлюбленной ими древности, с явным оттенком пренебрежения: “Средний век!..” Мол, так себе - век, мол, среднее времечко, ничего в нём хорошего! Между прочим, эта презрительная оценка накрепко врезалась в сознание людей. “ А, средневековье!”- до сих пор говорят о каком-нибудь явлении или, например, о компьютере первого поколения.
2 ученик: Но дело не только в веках, которые отделяют время рыцарских поединков от нашего времени, дело в сознании средневекового человека. Действительно, средневековый человек, как ребёнок, охотно верил в любые, порой несусветные чудеса, жил в постоянном ожидании Божьей кары или пришествия Антихриста и, надо сказать, действительно, он совсем не был похож на нас!
3 ученик: Представьте, что бы произошло, если бы по средневековому Лондону проехал мотоциклист на грохочущем, извергающем клубы “дьявольского” дыма “железном коне”! Его сознание вряд ли выдержало подобное испытание!.. Согласитесь, мы сегодня куда больше готовы к появлению на Земле инопланетян, чем средневековый горожанин к встрече с обыкновенным мотоциклистом! Мы даже рады встрече с неведомым! Но для того, чтобы стать такими просвещёнными и невозмутимыми, человечество должно было пройти через “детские” страхи и суеверия Средневековья…
1 ведущий: Так что такое Средневековье?
Ученик: Средневековье-это история Европы, длившаяся более тысячи лет. История жёсткая, беспощадная и в то же время пронизанная страстным поиском Идеала.
Ученик: Средневековье- это борьба христианства с язычеством и в то же время раскол самой христианской церкви.
Ученик: Средневековье- это чума, войны, крестовые походы и костры инквизиции.
Ученик: Средневековье- это время рыцарей и великодушных разбойников, кощунствующих монахов и святых мучеников.
Ученик: Средневековье- это виселицы на центральных площадях городов и неунывающие школяры.
Ученик: Средневековье- это мистический карнавал, в котором под шутовскую дудочку Лик Смерти пляшет в обнимку с непобедимым Человеческим Духом…
1 ведущий: Словом, Средневековье- это огромный мир!
2 ведущий: Так давайте и мы с вами, словно древние пилигримы, углубимся в “дремучую чащу” Средневековья…
Танец “Минует”.
Согласно данным энциклопедии Кирилла и Мефодия, герой- это человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Человек, воплощающий в себе черты эпохи.
1 ведущий: Давайте вместе с вами вспомним
героев Средневековья!
(527- 565гг) – император (василевс), при
котором Византия достигла наивысшего расцвета.
Юстиниан обладал замечательным упорством и
удивительным трудолюбием. Он поставил перед
собой задачу не только восстановить былое
величие Римской империи в её древних границах, но
и расширить эти границы, создать мировую державу,
которую объединят единая торговля, единый закон,
единая вера и правитель. Юстиниан вошел в историю
под именем Юстиниана Великого. Годы его
правления называют золотым веком Византии. После
его смерти Второй Рим уже никогда е достигал
такой славы и величия.
1 ведущий: Молодцы! Скажите, пожалуйста, кто такая Жанна д'Арк?
Ученик: Жанна д'Арк - “Орлеанская дева” - вошла в историю Франции как народная героиня, спасшая родину. Простая деревенская девушка, очень впечатлительная, мечтательная, она целыми днями проводила в молитвах и просила Бога спасти её родину. Жанне начало казаться, что с ней разговаривают святые, к которым она обращалась во время молитв. Она рассказала землякам, что Бог возложил на неё святую обязанность изгнать англичан и короновать наследника престола. В белом рыцарском костюме, верхом на белом коне во главе воинов Жанна пробилась в Орлеан, доставив осажденным припасы и подкрепления. Освободив город, Жанна помогла Карлу VII стать королём, это объединило людей, и англичане потерпели поражение. В награду, она попросила короля только об одном: освободить её родную деревню Домреми от податей. Но вместо этого, её выдали англичанам за десять тысяч ливров. Англичане, чтобы оправдать свои поражения, обвинили Жанну в связях с дьяволом. Трибунал из учёных богословов обманом выманил у неё подпись под ложным признанием, и Жанну объявили ведьмой и сожгли на костре.
Сценка
Ведущий: Орлеанская дева. Жанна д'Арк.
Председатель суда: Введите обвиняемую.
Епископ: Представшая перед нами женщина Жанна, в народе именуемая Девой. Она была схвачена на территории нашей епархии. Наш король передал ее нам как сильно подозреваемую в ереси. Она колдунья.
1-й судья: Если ты сегодня не подчинишься церкви, душа твоя будет обречена пылать в вечном огне, а тело твоё сгорать в земном пламени.
Жанна: Высокие господа! Задавайте мне вопросы один после другого.
Епископ: Ненавидит ли бог англичан?
Жанна: Любит ли он их или ненавидит, об этом мне ничего не известно. Но я уверена, что все англичане будут изгнаны из Франции, кроме тех, которые найдут здесь смерть.
1-й судья: Разве не велик грех, уйти из дому без разрешения отца и матери?
Жанна: К этому призвал меня долг, если бы у меня было 100 отцов и 100 матерей, я все равно ушла бы.
2-й судья: Какими колдовскими приёмами ты пользовалась, чтобы воодушевить воинов на битву?
Жанна: Я говорила им: “ Вперёд! За Францию!” И первая показывала пример.
3-й судья: Почему бедняки приходили к тебе и воздавали почести, словно святой?
Жанна: Бедняки любили меня потому, что я была добра к ним и помогала всем, чем могла.
1-й судья: Почему во время коронации в Реймсе твоему знамени отдано предпочтение перед знаменами других полководцев?
Жанна: Оно было в труде и подвигах, и ему надлежало быть в чести.
2-й судья: Почему ты не покоряешься?
Жанна: Я больше вам ничего скажу.
2-й судья: Так как ты недоступна нашим увещеваниям и снова отвергаешь правду, мы вынуждены подвергнуть тебя пытке. Покажите обвиняемой орудия пыток.
1-й судья: Отвечай, Жанна, смирись. Уступи, девушка, ты ведь никому не поможешь.
Епископ: Покажите ещё раз орудия пыток. Жанна! Здесь стоят служители церкви, они готовы силой привести тебя к признанию правды, чтобы ты, таким образом, могла спасти свою душу.
Жанна: Если вы этими штуками переломаете мне руки и ноги на куски и выгоните мою душу из моего несчастного тела, я все равно ничего другого вам не скажу. А если бы даже я сказала что-нибудь другое, всё равно я потом скажу, что вы выдавили из меня силой.
Председатель суда: Выносится приговор.
3-й судья: - Мы, судьи и советники судей, пришли к выводу, что ты повинна в совершении тяжких грехов.
4-й судья: Ты долгое время облачалась в мужскую одежду, коротко подстригала волосы, чтобы ничем не отличаться от воинов, с которыми шла в бой, по этому поводу ученые мужи заключили, что ты нарушила все традиции нашего общества.
5-й судья: Ты говорила, что не будешь подчиняться матери-церкви, для тебя важнее всего на свете Божья воля. В связи с этим мы пришли к заключению, что ты подрываешь авторитет церкви.
Епископ: Тебя подлежит признать заблудшей овцой, сбившейся с пути истинного, вероотступницей, заклинательницей демонов, колдуньей и еретичкой.
Ведущий: 30 мая 1431 года на Жанну надели безобразный колпак еретиков, и на телеге палача она медленно тронулась в последний путь.
Ведущий: Толпы народа стояли на ее пути. Командование опасалось беспорядков и вывело на улицу весь гарнизон нормандской столицы. Недалеко от церкви Спасителя сложили костёр.
Ведущий: А народ всё шёл и шёл, чтобы проститься с Жанной. В четыре часа пополудни костёр догорел. Пепел и кости бросили в Сену. Говорили, что сердце Жанны огонь не тронул.
Ведущий: Ей было всего 19 лет. Спустя 500 лет по решению Ватикана ее официально причислили к Лику Святых.
Звучит музыка.
1 ведущий: Робин Гуд, кто это?
Славное имя легендарного и благородного разбойника Робин Гуда в течение столетий пользовалось исключительной популярностью. Он и его товарищи, вольные стрелки, являются любимым героями многочисленных народных баллад, не забытых до наших дней. В 15 веке Англии из года в год устраивались традиционные майские игры, посвященные Робину Гуду.
Сценка
Чтец:
Весенним утром Робин Гуд
Шел по лесу, и вдруг
Епископ встретился ему с большим отрядом слуг.
Робин Гуд:
Беда! Конец пришел стрелку.
Меня повесит этот поп
На первом же суку.
Чтец:
Пустился Робин наутек
И видит ветхий дом.
Сидит старуха у окна
С большим веретеном.
Старуха:
Откуда взялся ты, стрелок?
И как тебя зовут?
Робин Гуд:
Мое жилье – Шервудский лес,
А имя – Робин Гуд.
Епископ гонится за мной,
Мы – старые враги.
Помочь не можешь, так прощай,
А можешь- помоги.
Старуха:
Коль ты и вправду - ты,
Так примешь помощь, Робин Гуд,
От нашей нищеты.
Кто мне принес в тяжелый год
И плащ, и башмаки,
Того я как- нибудь спасу
От вражеской руки.
Робин Гуд:
Тогда снимай свое тряпье,
Клади веретено,
Бери зеленый мой наряд
И стрелы заодно.
Чтец: Епископ к домку вдовы подъехал на коне.
Епископ: Эй! Живо Робина схватить и привести ко мне.
Чтец:
Епископ едет впереди с улыбкой на лице,
А следом пленника везут на белом жеребце.
Но вдруг из заросли лесной
Выходит Робин Гуд, а следом вольные стрелки
Плечом к плечу идут.
Епископ: Кто ты? Кого с собой я вез?
Старуха: Милорд! Я старая вдова, а ты – паршивый пес.
Чтец:
Хотел епископ ускакать,
Собрав остаток сил,
Но Робин Гуд шагнул вперед
И путь загородил.
Он взял за шиворот попа,
Стащил его с седла
И крепко к дубу привязал
На два тугих узла.
(Пауза)
Чтец:
Еще послушайте рассказ.
Однажды, говорят,
Переоделся Робин Гуд
В монашеский наряд.
Робин Гуд:
Надел я черный капюшон,
Повесил крест на грудь,
А сверху четки нацепил
И вышел в дальний путь.
Мили не прошел,
Как вдруг в лесу глухом
Я двух монахов повстречал…
Подайте, брату во Христе!
Тому, кто нищим поддат, на небе воздадут.
Я ничего не ел с утра, уж больно сбор плохой:
Ни кружки кислого вина, ни корочки сухой.
1 монах:
Не жаль для ближнего монет…
Но нас ограбил Робин Гуд,
Мы сами нищи, брат!..
Робин Гуд:
На шее крест у вас попы,
А ложь на языке.
Придется, видно, вам помочь
Порыться в кошельке.
2 монах:
Ах! Отпусти нас, добрый брат!
Не мучай бедняков.
Робин Гуд:
Выходит, все мы бедняки,
Бедняк на бедняке,
Но что ж, помолимся втроем
О толстом кошельке.
1,2 монахи:
Пошли нам, боже, золотых,
А сколько знаешь сам.
Робин Гуд:
Ну, братья, бедняки!
Посмотрим, что послал господь,
Проверим кошельки.
Да тут господни чудеса!
Свершилось наяву - пятьсот блестящих золотых!
Ого! Вот это барыши!
Видать, что вы, мои отцы, молились от души.
Берите сотню золотых, вам нынче повезло.
Робин Гуд:
Еще не кончен разговор…
И на моем святом кресте
Я клятву с вас возьму:
Не лгать до гробовой доски,
Нигде и никому.
А встретив нищего в пути,
Тотчас сойти с коня
И бросить пригоршню монет
За вас и за меня.
1,2 монахи:
Исполним, Робин, в тот же миг,
Но отпусти ты нас…
Робин Гуд:
Идите с богом, господа, - не по пути мне с вами!
Я - Робин Гуд, и другом быть мне может тот,
Кто бедность уважает!
Кто жадность, зло и лесть всегда по жизни презирает!
Мои друзья – вот вам пример достоинства и чести,
Мы с вместе с ними всех спасем от горя и бесчестья!
Учащиеся танцуют танец.
Сценка
Трубы зазвучали, копья разом склонились на упоры, шпоры вонзились в бока коней.
- Передние ряды обеих партий полным галопом понеслись друг на друга и сшиблись посреди арены с такой силой, что гул был слышен за целую милю. Поднялось густое облако пыли. Об исходе турнира ничего нельзя было сказать: мы ничего не видели. Когда пыль рассеялась, то оказалось, что добрая половина рыцарей обеих партий выбита из седла.
- Одни лежали на арене, не имея сил подняться, другие поднялись на ноги и вступили в рукопашный бой, третьи, получившие тяжёлые раны, шарфами зажимали льющуюся кровь и пытались выбраться из толпы.
- Что же дальше?
- Четыре рыцаря встретили смерть на ристалище. Один рыцарь задохнулся от жары в своём панцире, более тридцати - получили тяжёлые раны и увечья.
- А кого выбрали королевой турнира?
- Несравненную леди Ровену.
- Очень хорошо. Сегодня нам предстоит очень важное дело! Посвятить в рыцари молодого, но достойного юношу. Паж, позовите Уильяма.
Заводят юношу.
- Уильям, расскажи нам о себе, о своей жизни.
- Я Уильям, сын достопочтенного рыцаря Альфреда. В семь лет меня отдали служить пажом к графу Эгберту. Меня учили ездить верхом, владеть оружием, охотиться, петь и танцевать. Я нимало слышал о христианской вере, но о географии и об истории мало что знаю: я обойдусь и без этого.
Когда я обучился военному делу, я стал оруженосцем рыцаря: прислуживал, всюду сопровождал его, помогал в сражении. Так продолжалось 5 лет.
- Как ты готовился к сегодняшней церемонии?
- Вчера я искупался, надел чистую одежду и всю ночь провел в молитвах в церкви.
Артур подходит к юноше и легко ударяет его по затылку.
- Будь храбр! И пусть этот единственный удар в жизни, который ты можешь не возвращать.
Священник: Одеваем коричневые башмаки, Башмаки коричневые, как земля, в которую всем предстоит сойти.
Священник: Пояс твой белый, как чистая совесть, хранить которую, ты давал обет.
Звон колоколов.
- Одеваем на голову воина шлем.
- Кольчугу, чтоб защищала тело.
- Вручаем тебе щит, теперь у тебя есть всё для защиты.
- Я опояшу тебя мечом, теперь у тебя есть оружие для нападения.
Две девицы: Мы одеваем на тебя золотые шпоры – теперь ты можешь выехать на бой за правду и добродетель.
Король: Во имя Божие, Святого Михаила и Святого Георгия делаю тебя рыцарем. Будь благочестив, смел благороден.( При этом король ударяет мечом плашмя по плечу.)
- Обещаю никогда не обнажать меча против невинного, всегда защищать им право и святой порядок, установленный богом.
Танец и поклон рыцарей
Ведущий 1. Ещё на исходе Средневековья английский драматург Уильям Шекспир заметил: “Весь мир – театр, люди в нем актёры…” Действительно, мир полон Удивительных театральных эффектов, постоянных перевоплощений, смены действующих лиц, неожиданных интриг и непредсказуемых развязок. А мы с вами актеры и одновременно авторы нескончаемой, подчас трагической, реже забавной, а иногда и кровавой, но всегда великой ДРАМЫ под названием История.
Ведущий 2. Это только кажется, что от нас мало что зависит, что Историю творят какие-то особые люди. Но подумайте, чего бы стоили начинания императоров, королей, всех великих преобразователей без поддержки тысяч и тысяч других людей?
Ведущий 1. Человек - существо историческое. Он изменяется, развивается- и это поступательное движение совпадает с ходом стрелок часов Истории. Но мы сами ещё и подгоняем бег этих стрелок; нам не терпится заглянуть в завтрашний день. Что нас там ждёт: какие новые встречи, какие свершения? Как знать, может быть, те свершения если и не перевернут мир (потому что переворачивать мир, в общем-то, ни к чему!), то заставят взглянуть на нас по-другому тех, чей взгляд нам дороже всего? Ведь все свершения на свете делаются ради этого взгляда…
Ведущий 2. Но то будет завтра, когда мир вновь озариться солнечным светом, и Жизнь позовёт нас на Сцену - жить и творить Историю. Преемственность - вот питающая сила Истории. Нас не было бы, если бы не было бы многих поколений предков, своим рождением, образующих “золотую цепь” вечного Времени. И для того, чтобы творить настоящее, надо знать прошлое, постараться не утратить связь с ним, хотя бы для того, чтобы не повторять прежних ошибок.
Ведущий 1. То время, где мы побывали, отстоит от нас так далеко, что даже учёным-историкам бывает нелегко разобраться за толщей веков, что и как там происходило на самом деле.
Ведущий 2. Одни называют это время самым смутным из всех смутных времён, другие – самым мрачным из мрачных, третьи вполне резонно уверяют, что это были обычные времена. Просто леса был гуще, а человек беззащитней. Но человек не терял надежду, он шёл по своей тропе в полном опасностей и колдовства Времени-Лесе, обретая в пути свет и веру в себя.
Песня-танец
Вот и подошел к концу наш Средневековый бал. Мы рады были встрече с вами. До встречи в следующем году.