Цели:
- познакомить с новым видом деления: деление с остатком;
- закрепить приёмы внетабличного умножения и деления;
- формировать логическое мышление;
- продолжить формирование коммуникативных умений:
- взаимопомощь, работа в парах.
Ход урока
I. Психологический настрой детей на урок.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
«Здравствуйте», - ты скажешь человеку.
«Здравствуй», - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет целый век.
-Вот мы и пожелали друг другу здоровье.
-А какое сегодня у вас настроение? А почему? И у меня сегодня тоже хорошее настроение, потому что у меня появились новые друзья. Это вы.
Я рада видеть каждого из вас.
И пусть прохлада в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь ваш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
-Сейчас я проверю, как вы умеете внимательно слушать и слышать.
(ТИХО)Открыли тетради, записали число, классная работа.
II. Устный счёт.
-Начнём урок с математического диктанта. Записываем в тетрадь ответы в строчку. Проговариваю 2 раза:
- 18 яблок разложили поровну в 2 корзины. Сколько яблок в каждой корзине? (9)
- Делимое 45, делитель 9. Запишите частное. (5)
- 56 разделить на 7. (8)
- Во сколько раз 48 больше, чем 8? (6)
- Делимое 21, частное 3. Запишите, чему равен делитель. (7)
- Уменьшите 28 в 7 раз. (4)
- Найти частное чисел 40 и 4. (10)
- Я задумала число, умножила его на 8 и получила 24. Какое число я задумала? (3).
-Давайте проверим, какие ответы у вас получились? Вот правильные ответы. Сравните и исправьте ошибки, я надеюсь, что их не много.
-Каким арифметическим действием вы пользовались, выполняя диктант? (Делением)
-Сегодня мы познакомимся с новым видом деления, будьте внимательны. А кто нам в этом поможет, мы узнаем, расположив ответы в порядке возрастания? Запишите в тетрадь и расшифруйте слово.
-Какое слово у нас открылось? Страшила - герой какой сказки? (А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», друг Элли) (КНИЖКА)
-5 друзей помогая друг другу справились со всеми трудностями. И мы тоже не боимся трудностей, ведь - мы друзья. И будем помогать друг другу.
-Давайте представим, что на улице весна. Страшила решил посадить огород. Но у него здесь такой беспорядок. (ПОКАЗАТЬ)
III. Практическая работа.
-Давайте посадим овощи красиво на грядки. Возьмём план огорода и приступим к делу.
(У каждого ребёнка на столе план огорода, 13 морковок, 14 свёкл)
-Итак задача 1. Посчитайте сколько морковок посадил Страшила? (13)
-Пересадим эти морковки поровну на две длинные грядки. Морковку аккуратно снимаем и сажаем на грядки.
-Давайте запишем наше действие в виде выражения. Какое арифметическое действие используем для записи? Сколько всего морковок? На сколько сажали грядок? Сколько на каждой грядке? Все морковки посадили? Запишем этот остаток в скобках.
13 : 2 = 6 (ост. 1)
-Молодцы, вот мы и справились с 1 задачей.
-А теперь послушайте загадку:
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
На борщ всегда я пригожусь.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус
Узнали вы? Я …
(свёкла)
-Задача вторая. Сколько свёкл посадил Страшила? (14)
-Пересадим свёклу поровну на 3 свободные грядки. Приступайте к работе.
-Запишем в тетради наше действие в виде выражения? Кто запишет на доске?
14 : 3 = 4 (ост. 2)
-Ребята, у всех так получилось? Молодцы. Со 2 задачей тоже справились.
IV. Сообщение темы урока.
- Посмотрите внимательно на наши выражения. Что необычного в этом делении? Оказывается, не все числа делятся нацело. Есть ещё деление, которое называется «Деление с остатком». Это и есть тема нашего урока. Как и в обычном делении, каждый компонент в выражении имеет своё название. Давайте вспомним.
V. Знакомство с новым материалом.
- Страшила тоже посадил свёклу поровну на каждую грядку. Посмотрите, как он справился с этой задачей.
14 : 3 = 3 (ост. 5)
-А кто из нас лучше справился? Почему вы так думаете? Что можно сделать с этим остатком?
-Как же нам не допустить ошибки при делении с остатком. В чём здесь секрет? Сравните остаток и делитель? Как делил Страшила мы никогда делить не будем.(ЗАЧЁРКИВАЕМ). А согласен ли с нами автор нашего учебника откройте с. 92 и прочитайте правило.
-Какие остатки могут получаться при делении на 4, на7? Как проверить правильно мы выполнили деление с остатком?
Проверка:
13 : 2 = 6 (ост. 1)
2· 6+1=13
14 : 3 = 4 (ост. 2)
3· 4+2=14
VI. Физминутка.
Разминка
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Продолжаем наш урок!
VII. Закрепление пройденного материала.
-Теперь я вам открою ещё один секрет, как быстро выполнить деление с остатком. Например
17:3=
-17-не делится нацело на 3 перейдём к меньшему числу 16 делится на 3,спускаемся дальше 15 делится на 3 получится 5. А как найти остаток?
-Давайте теперь вы попробуете
23:4.
- Назовите самое большее число до 23, которое делится на 4. Сейчас Страшила проверит, как вы сами выполняете деление с остатком.
(ЛОТО) В тетради решите эти примеры.
1в.
21:9 24:10 26:6 |
2в.
31:6 25:12 18:8 |
(На доске готовые ответы при переворачивание получается дровосек)
Проверяем.
Найдите верный ответ и прикрепите к нужному примеру.
(ДРОВОСЕК) А этот герой сказки Волкова вам знаком?
-Чтобы на огороде всё выросло его надо поливать. Давайте решим задачу. Прочитайте её.
- Изобразим условие задачи в виде схемы. Что нам известно? Целое мы изобразим отрезком. Значит, отрезок это…80 литров. Что ещё известно? Прочитаем вопрос задачи. Что найдём первым действием? Какие будут следующие ваши действия? Кто хочет решить эту задачу у доски? …. ты решаешь задачу с комментированием, а все остальные записывают решение задачи.
-Записываем ответ.
Ответ: 10 литров в каждом маленьком ведре.
Теперь наш огород не засохнет. ( ВРЕМЯ)
-Страшила с другом решил собрать урожай. Все овощи, а их у нас сколько (27) он разложил в 5 корзин поровну. Сколько овощей в каждой корзине? Запишем наше действие вы в тетрадях, а …. на доске.
VIII. Итог урока.
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
О чём нельзя забывать при делении с остатком?
Страшила и его друзья, чтобы проверить, как вы научились выполнять деление с остатком. Пример Тотошки, а теперь Элли. Дровосек наверно подготовил самый сложный пример. Лев тоже придумал пример. А вот и Страшила. Страшиле мы помогли, и он благодарит нас за дружную работу.
IX. Д/з:
Придумать и нарисовать математическую семью, в которой есть делимое, делитель, частное и, конечно, Остаточек, а кому будет сложно, тот составит 5 примеров на деление с остатком и решит их.
-Вам было интересно на уроке? Мне тоже было приятно с вами работать. Вы помогали и поддерживали друг друга, как настоящие друзья. Спасибо вам за урок. Страшила и его друзья расстаются с вами весёлой песенкой.
Приложение 1 (Презентация)