(Слайд 1)
Кого-то из вас, уважаемые родители, тема нашего собрания, возможно, смутит. То, что учить надо по-разному, согласиться можно. Но почему по-разному любить, спросите вы? Не значит ли это, что кого-то нужно любить больше, а кого-то меньше? Конечно же, нет. Любить всех детей надо очень сильно – без этого они не смогут нормально развиваться. Но разные дети требуют разного подхода и одинаково бережного отношения, учитывающих особенности их психики, а значит, и любовь должна быть разной.
Вот об этой разной любви, продиктованной и сердцем, и знаниями, мне и хочется сегодня с вами поговорить.
(Слайд 2)
Мальчики…
Учитель:
Если сын повсюду первый,
Звёзды с неба запросто снимает,
Это всё родительские нервы
Небеса к нему пододвигают.
Мама мальчика:
Мне говорят, что слишком много
Любви я сыну отдаю.
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Но что смогу я им ответить
Сердцам, бесстрастным, как броня,
Любовь, мной отданная сыну,
Сильнее делает меня.
В ней всё – и радость, и терпенье,
И вечный зов земли родной.
За это чистое горенье
Тебе спасибо, мальчик мой.
(Слайд 3)
Девочки…
Мама девочки:
Тихая безлунная наступала ночь,
Всё о сыне думала, а сказали – дочь.
Хорошо мечталось в тишине палат,
Голубые лампочки у двери горят,
Ветер дует в форточку, кисею струя.
Кем ты будешь, сверточек, доченька моя?
Учитель:
Если дочь растёт другим на радость:
Умница, спортсменка и артистка,
Значит, мама с папой постарались,
И наставником, и другом были близким.
Итак, вот они перед нами: мальчики и девочки. Попробуем заглянуть под покров тайны, раскроем для себя загадки мира мальчиков и мира девочек.
Различия эти проявляются очень рано. Уже в возрасте 6 месяцев мальчики лучше реагируют на новые или движущиеся предметы, а девочки – на ласковое приговаривание. В 1-1,5 года, ещё не осознавая своей принадлежности к «сильному полу», мальчик ползает по полу с машинкой и громко «гудит», а девочка уже качает в руках куклу. Они и шалят по-разному, и играют по-разному. А рисунки! Девочки пяти лет заполняют альбомы бесконечными «принцессами», а мальчики – машинами и сражениями, и никогда наоборот.
Установлено, что девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Получается, что в начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
(Слайд 4)
Известно, что
- Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить
- На 4-6 месяцев позже начинают говорить
- При рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения
- Среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек
- Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики
Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания («отойди», «перестань»), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях («нравится», «люблю»).
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, лазают на чердаки и в подвалы, осваивают новые территории, придумывают рискованные игры. Они как бы сами создают себе стрессовую ситуацию. А как мальчики и девочки отвечают на уроках? Почти все девочки при ответе смотрят в лицо учителю и улавливают малейшие оттенки мимики, подтверждающие правильность ответа или указывающие на его ошибочность, и моментально корректируют свой ответ. Для мальчиков такое поведение менее характерно: отвечая, они могут смотреть в окно или в любую другую сторону.
(Слайд 5)
Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, но при этом качество, аккуратность оставляют желать лучшего. И в школе мальчик может найти новое нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате «двойку». Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но очень аккуратно, тщательно.
Обратимся, к истории. Известно, что вязание изобрели в Италии в XIII веке мужчины, и в течение нескольких веков это было сугубо мужским делом. Затем вязание начали осваивать женщины и довели процесс до такого совершенства, что мужчины уже не смогли с ними конкурировать и отступили. Теперь вязание – дело сугубо женское. И так было во всём. Сначала профессию осваивали мужчины, а потом женщины доводили её до высот совершенства.
В любой деятельности, требующей поиска, свежего, нестандартного решения, впереди мужчины. А там, где нужно высочайшее исполнительское мастерство, женщины лидируют или, по крайней мере, не уступают мужчинам. Так композиторов больше среди мужчин, а среди хороших исполнителей женщин не меньше; изобретателей больше среди мужчин, а рационализаторами бывают и те и другие. Раньше профессия повара была мужской. Это они, мужчины, искали новые компоненты, соотношения, изобретали рецепты, писали поваренные книги, а женщины-повара прекрасно готовят по этим рецептам. Мужчинам неинтересно изо дня в день делать одно и то же, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики.
(Слайд 6)
Наш мозг состоит из двух полушарий. При этом правое полушарие в основном «обслуживает» левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, руки, ноги и передаёт команды соответственно, а левое полушарие «обслуживает» правую сторону. Уже у новорождённого ребёнка два полушария неравноценны. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их. На это требуется время, левое полушарие действует сравнительно медленно. Правое же полушарие схватывает картину мира целостно. Оно действует быстро.
Следует помнить, что у любого из нас постоянно задействованы оба полушария, они действуют совместно, «рука об руку», но у каждого свои «излюбленные приёмы». Это даёт нам огромные преимущества, позволяя решать разнообразные задачи.
Но одни из нас «левополушарники», или «мыслители», а другие – правополушарники или «художники». Первые будут иметь следующие характеристики: (рациональный тип мышления, аналитический склад ума, склонность к словесному оформлению мыслей, рассудительность, некоторая заформализованность, слабая эмоциональная отзывчивость).
Вторые следующие: (эмоциональность, образное, интуитивное мышление, возможность охватить явление в целом без выстраивания логической цепочки и анализа деталей). Это как бы крайние типы, а между ними возможны самые разные промежуточные варианты. Но оставим это вопрос специалистам – физиологам, психологам.
Определить к какому типу относится ребёнок иногда можно и самим, вслушиваясь в то, что он говорит. Вот девочки-близнецы. Они очень похожи и генетически идентичны, но исследования показали, что Аню можно отнести к левополушарникам, а Лену к правополушарникам.
Представьте себе такую картину из их жизни: Лена смотрит в окно и говорит: «Мама, смотри, весна: сосульки тают, с крыши капает». Аня её перебивает: «Какая же весна – сейчас февраль». Действительно, для левополушарницы, если февраль зимний месяц, то весны в феврале быть не может, даже если глаза говорят об ином. Для правополушарницы же важнее не обозначение, а образ. Весна для неё – это в первую очередь, солнце, капель, ручьи, и нет ничего странного в том, что весна наступает в феврале.
К сожалению, нам не дано опробовать на себе разные роли: и мальчика и девочки, и левополушарника и правополушарника, - и почувствовать изнутри ход мыслей, эмоциональный статус, особенности восприятия мира людьми разных типов, мы, к сожалению, тоже не можем.
Мы сами, взрослые, относимся каждый только к одному какому-то типу. Но раз другого не дано, мы всё примеряем на себя: «Я бы на твоём месте…», «Вот когда я была такой, как ты…», «Я никогда такого не делала, а ты какой-то…». Какой? Просто другой.
Не плохой, не хороший, а другой, непохожий на вас. И наверняка в жизни встретится такая ситуация, когда нужен будет именно такой, как он, а такие как вы, не смогут, уйдут на второй план. Но это произойдёт лишь в том случае, если он не сломается ещё в детстве, не «закомплексуется», разовьёт те свои способности, которые заложены природой.
Итак, мы с вами пришли к важному выводу: мальчики и девочки – это два разных мира. Если мы не учитываем это, то очень часто неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них, эти поступки, реагируем. Если вы уже растите славную дочку, а у вас родился сын, знайте, что во многом вам придётся начинать с нуля и ваш опыт не поможет вам, а даже будет мешать. То же самое произойдёт, если после сына у вас родилась долгожданная дочь, хотя здесь осложнений обычно бывает меньше.
Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить их задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.
(Слайд 7)
Озорные мальчики, милые девчушки,
Пиджаки и галстучки, бантики и рюшки,
Вы снова входите в мой класс,
Я очень рада видеть вас!
Сколько в вас энергии, скорости, задора.
Вы – моя надежда, гордость и опора.
Молчуны, говоруны, паиньки и шалуны –
Все такие разные мои дети классные.
Один и знает все ответы, но молчит,
Другой не знает, не решил, а вслух кричит.
Будущие лётчики, художники, полярники,
«Правополушарники», «Левополушарники».
Лирики и логики, Рафаэли, Ньютоны
Не смущают вас ничуть сложные компьютеры.
И сама у вас учусь я ежечасно,
Чтоб и вы могли назвать меня вашей классной.
Приложение (Презентация)
Прилагаемые к статье видеоролики удалены, всвязи с большим объемом.