Стихи К.И. Чуковского (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • формирование навыков выразительного чтения / послогового и целыми словами /,
  • познакомить уч-ся с творчеством великого поэта, писателя- сказочника,
  • учить выделять главную мысль прочитанного,
  • прививать любовь к чтению, книге.
  • развивать речь детей, мышление, память, умение работать в паре и группе.
  • воспитывать положительное отношение к ценностям: познание, нравственность, творчество, человек /любознательность, соблюдение гигиены, чистоты и порядка, активности и сотрудничества.

Оборудование:

  • мультимедиа проектор,
  • экран,
  • диск с презентацией,
  • стерео система и диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» (фрагмент музыки из сказки),
  • выставка книг К.И.Чуковского.

 Форма урока: урок с элементами сказки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения :

  • по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный;
  • по формированию навыков чтения : объяснительного чтения и творческого /акт. сотворчества/

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная,
  • групповая

Технологии, применяемые на уроке: развивающее обучение (УМК «Гармония»)

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд №1

Учитель:

- Прозвенел звонок, начинаем мы урок.

-Сегодня у нас много гостей, поприветствуйте их (кивком головы). Садитесь.

Психогимнастика.

Слайд №2

Учитель: Улыбнемся друг другу и повторяем за мной:

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Настроение .

Слайд №3

Учитель: Давайте узнаем ваше настроение: У кого оно радостное? (показываю на рисунок «солнышко» на доске) / - грустное /облако/ И совсем плохое ? /-туча/. У меня оно хорошее - я рада вас учить. И постараюсь, чтобы на уроке всем было радостно, интересно и комфортно.

2. Сообщение цели и задач урока.

Учитель: Урок у нас необычный. Я приглашаю вас в страну сказок.

/Включаю стерео систему, заиграла волшебная музыка из сказки /

Учитель: Возьмите волшебные палочки, закройте глаза и скажите:

КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС Откройте глаза. /Открывается доска - И Чудо-дерево//на картине/

Слайд №4

Учитель: Что за «чудо-дерево»? Да на нем выросли книги. Давайте почитаем названия этих книг.

/1 ученик выходит к доске /

Ученик: читает названия: БАР….., ТЕЛЕ…., АЙ….., МОЙ….., ТАРА….., КРО….

Учитель: - вы догадались, что это за книги? Назовите их.

Ученики: это книги «Бармалей», «Телефон», «Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище», «Крокодил».

Учитель: - А кто написал эти книги ?

Слайд №5

Ученики: Корней Иванович Чуковский.

Слайд №6

Учитель: мы сегодня познакомимся с книгами , будем учиться читать выразительно отрывки из стихотворений К. И. Чуковского, развивать речь, память, мышление, воспитывать в себе культурного человека.

3. Знакомство с жизнью и творчеством.

Слайд №7

Учитель: - Я знаю , что многие из вас знакомы со стихотворениями К.И.Чуковского.

/На доске портрет /

Рассказ биографии учителем.

(использую диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»)

4.Чтение статьи учащимися о писателе /самостоятельная работа/

Учитель: -Прочитайте на с.180 статью. – -О чем прочитали?

5.Подготовительная работа.

Слайд №8

Учитель: -Чтобы перейти к чтению стихов , давайте сделаем дыхательную гимнастику: - упражнение «Свеча»:-задуйте 1 свечу, 2 свечи, 3 свечи, много свечей.

Прочитайте хором: ЖУТКО ЖУКУ ЖИТЬ НА СУКУ.(на доске)

/дети читают вместе с учителем/

Учитель: Что прочитали?

Ученики: скороговорку

Учитель: скажите быстро и покажите голосом интонацию : (опрос учащихся )

Учитель: А теперь поставим логическое ударение на 1 слово, 2-е, 3-е, последнее.

Ученики: тренируются в выразительном произношении.

6. Знакомство с отрывками из произведений.

Словарная работа.

Слайд №9

Учитель: Объясните значение слов :

МОЙДОДЫР - мой до дыр,

КУШАК-пояс, обычно широкий, матерчатый,

КОЧЕРГА- толстый железный прут с загнутым концом для печки,

УШАТ- небольшая кадка с ушами,

КОРЫТО-сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки,

ЛОХАНЬ- деревянная круглая или продолговатая посуда для мытья и стирки.

/рисунки на доске/

Хоровое чтение слов с карточки /на каждой парте карточки на цветной бумаге/ и индивидуальное.

Слайд №10

Ученики:

ЗА-ВЕР-ТЕ-ЛОСЬ---ЗАВЕРТЕЛОСЬ ПО СА-ДО-ВОЙ---ПО САДОВОЙ

ЗА-КРУ-ЖИ-ЛОСЬ—ЗАКРУЖИЛОСЬ ПО СЕН-НОЙ ---ПО СЕННОЙ

ПЕ-РЕ-ПРЫ-ГНУЛ---ПЕРЕПРЫГНУЛ К ТАВ-РИ-ЧЕС-КО-МУ СА-ДУ---К ТАВРИЧЕСКОМУ

У-МЫ-ВАТЬ-СЯ---УМЫВАТЬСЯ САДУ /названия улиц и сада в С-Петербурге/

ПЛЕС-КАТЬ-СЯ---ПЛЕСКАТЬСЯ

КУ-ВЫР-КАТЬ-СЯ---КУВЫРКАТЬСЯ

ТРУ-БО-ЧИС-ТАМ---ТРУБОЧИСТАМ

Чтение отрывков из учебника.

Учитель читает выразительно 1 отрывок.

Учитель: - Приготовьте карандаш для контроля.

Ученики читают 2-й отрывок,3-й и 4-й, хорошо читающие.

Жужжащее чтение этих же отрывков уч-ся.

Проверка восприятия:

Учитель:

  1. почему все «завертелось, закружилось и помчалось колесом»?
  2. прочитайте строчки подходящие к иллюстрации на стр.181 верхняя/
  3. с кем сравнивают мочалку? Можно ли это стих-е назвать сказкой? Почему?

Физ. минутка.

Слайд №11

Учитель:

Чтобы быть здоровым надо заниматься зарядкой.

Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
1-2-3-4
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон-
Убежали мышки вон!

Работа в группах.

Слайд №12

Учитель:

Сложите полоски в рифму так, чтобы получилось стихотворение и прочитайте вместе.

/дети работают в группах по 4 человека(1-2 парты)/

Учитель: Проверим , что у вас получилось?

Ученики:

  • 1 строчку хором читает 1 группа,
  • 2-ую-2 группа
  • 3-ю- 3,
  • 4-ю- 4,
  • 5 группа и 6-ая дружно читают весь отрывок

Слайд № 13

Учитель - из какого произведения эти строчки?

Ученики: из «Мойдодыра».

Учитель верно,молодцы. Кто из вас читал все произведение? Какова главная мысль

Ученики: высказывают свое мнение.

Учитель: А как вы соблюдаете правила гигиены?

Ученики: рассказывают о себе.

Инсценирование

Учитель: -Посмотрите сценки и скажите из каких произведений эти персонажи?

/выходят дети в масках кенгуру и мойдодыра и читают отрывок из «Телефона»/

Ученики: это Кенгуру и Мойдодыр из «Телефона».

Учитель: верно, молодцы.

/выходит «Федора» с посудой / отрывок из «Федорино горе» /

/»Айболит» и «звери» в масках/ отрывок из «Айболита»

Слайд № 14

Учитель: верно, молодцы.

Чтение отрывков.

Учитель: на с.182 прочитайте 1-й отрывок шепотом.

Учитель: а сейчас чтение по ролям.

–Сколько персонажей в разговоре?

Ученики : два.

Учитель: как называется разговор 2-х лиц?

Ученики: диалог.

Учитель: верно, молодцы.

Проверка восприятия.

Учитель: - какие правила общения нарушены?

Ученики: нельзя орать и кричать.

Учитель: верно, молодцы, надо разговаривать спокойно, чтобы тебя понимали.

Учитель: 2-й отрывок будем читать «буксиром». Нашим «буксиром» сегодня будет …

Ученики: все читают вслед за учеником (ученицей)

Учитель: молодцы, очень хорошо получается.

Проверка восприятия:

Учитель: - как звали главную героиню?

Учитель: о чем это произведение?

Ученики: о чистоте и трудолюбии

Учитель: верно, молодцы.

Учитель: а 3-й отрывок Я начну, а вы продолжайте / стр. 183 /

Ученики: продолжают за учителем читать 3 отрывок.

Учитель: - Как называется это стихотворение?

Учитель: верно, молодцы. 4-ый отрывок - работа по карточке

Слайд № 15

Чтение слов: НА ЗАНЗИБАРЕ-В КАЛАХАРИ-И САХАРЕ-ФЕРНАНДО-ПО—ЛИМПОПО

Учитель: Кто из вас знает значения таких непростых слов?

Ученики: отвечает тот кто знает, а если не знают дети, то учитель объясняет

Выставка книг.

\Эти произведения можете прочитать в этих книгах \

Работа с карточками.

Слайд № 16

-В названиях этих стих-й кто-то перепутал 1 букву, назовите правильно.

ГАДОСТЬ—КАРМАЛЕЙ—КРАШЕНОЕ СОЛНЦЕ—КУТАНИЦА—МОКДОДЫР—МУЗА-ЦОКОТУХА—ПИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК—УЖИКИ СМЕЮТСЯ—ХУДО ДЕРЕВО

Слайд № 17

Итог урока:

  1. С произведениями какого поэта-писателя мы познакомились?
  2. Какие чувства вызывают его произведения?

Слайд № 18

Рефлексия: какую телеграмму пошлете родителям?

Дом. задание: прочитать все отрывки и по желанию выучить.

Слайд № 19

Урок окончен ! Спасибо!

Приложение 1 (Сопроводительная Записка)

Приложение 2 (Презентция)