Цели:
- формирование навыков выразительного чтения / послогового и целыми словами /,
- познакомить уч-ся с творчеством великого поэта, писателя- сказочника,
- учить выделять главную мысль прочитанного,
- прививать любовь к чтению, книге.
- развивать речь детей, мышление, память, умение работать в паре и группе.
- воспитывать положительное отношение к ценностям: познание, нравственность, творчество, человек /любознательность, соблюдение гигиены, чистоты и порядка, активности и сотрудничества.
Оборудование:
- мультимедиа проектор,
- экран,
- диск с презентацией,
- стерео система и диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» (фрагмент музыки из сказки),
- выставка книг К.И.Чуковского.
Форма урока: урок с элементами сказки.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения :
- по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный;
- по формированию навыков чтения : объяснительного чтения и творческого /акт. сотворчества/
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная,
- групповая
Технологии, применяемые на уроке: развивающее обучение (УМК «Гармония»)
Ход урока
1. Организационный момент.Слайд №1
Учитель:
- Прозвенел звонок, начинаем мы урок.
-Сегодня у нас много гостей, поприветствуйте их (кивком головы). Садитесь.
Психогимнастика.
Слайд №2
Учитель: Улыбнемся друг другу и повторяем за мной:
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Настроение .
Слайд №3
Учитель: Давайте узнаем ваше настроение: У кого оно радостное? (показываю на рисунок «солнышко» на доске) / - грустное /облако/ И совсем плохое ? /-туча/. У меня оно хорошее - я рада вас учить. И постараюсь, чтобы на уроке всем было радостно, интересно и комфортно.
2. Сообщение цели и задач урока.Учитель: Урок у нас необычный. Я приглашаю вас в страну сказок.
/Включаю стерео систему, заиграла волшебная музыка из сказки /
Учитель: Возьмите волшебные палочки, закройте глаза и скажите:
КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС Откройте глаза. /Открывается доска - И Чудо-дерево//на картине/
Слайд №4
Учитель: Что за «чудо-дерево»? Да на нем выросли книги. Давайте почитаем названия этих книг.
/1 ученик выходит к доске /
Ученик: читает названия: БАР….., ТЕЛЕ…., АЙ….., МОЙ….., ТАРА….., КРО….
Учитель: - вы догадались, что это за книги? Назовите их.
Ученики: это книги «Бармалей», «Телефон», «Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище», «Крокодил».
Учитель: - А кто написал эти книги ?
Слайд №5
Ученики: Корней Иванович Чуковский.
Слайд №6
Учитель: мы сегодня познакомимся с книгами , будем учиться читать выразительно отрывки из стихотворений К. И. Чуковского, развивать речь, память, мышление, воспитывать в себе культурного человека.
3. Знакомство с жизнью и творчеством.Слайд №7
Учитель: - Я знаю , что многие из вас знакомы со стихотворениями К.И.Чуковского.
/На доске портрет /
Рассказ биографии учителем.
(использую диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»)
4.Чтение статьи учащимися о писателе /самостоятельная работа/
Учитель: -Прочитайте на с.180 статью. – -О чем прочитали?
5.Подготовительная работа.
Слайд №8
Учитель: -Чтобы перейти к чтению стихов , давайте сделаем дыхательную гимнастику: - упражнение «Свеча»:-задуйте 1 свечу, 2 свечи, 3 свечи, много свечей.
Прочитайте хором: ЖУТКО ЖУКУ ЖИТЬ НА СУКУ.(на доске)
/дети читают вместе с учителем/
Учитель: Что прочитали?
Ученики: скороговорку
Учитель: скажите быстро и покажите голосом интонацию : (опрос учащихся )
Учитель: А теперь поставим логическое ударение на 1 слово, 2-е, 3-е, последнее.
Ученики: тренируются в выразительном произношении.
6. Знакомство с отрывками из произведений.
Словарная работа.
Слайд №9
Учитель: Объясните значение слов :
МОЙДОДЫР - мой до дыр,
КУШАК-пояс, обычно широкий, матерчатый,
КОЧЕРГА- толстый железный прут с загнутым концом для печки,
УШАТ- небольшая кадка с ушами,
КОРЫТО-сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки,
ЛОХАНЬ- деревянная круглая или продолговатая посуда для мытья и стирки.
/рисунки на доске/
Хоровое чтение слов с карточки /на каждой парте карточки на цветной бумаге/ и индивидуальное.
Слайд №10
Ученики:
ЗА-ВЕР-ТЕ-ЛОСЬ---ЗАВЕРТЕЛОСЬ ПО СА-ДО-ВОЙ---ПО САДОВОЙ
ЗА-КРУ-ЖИ-ЛОСЬ—ЗАКРУЖИЛОСЬ ПО СЕН-НОЙ ---ПО СЕННОЙ
ПЕ-РЕ-ПРЫ-ГНУЛ---ПЕРЕПРЫГНУЛ К ТАВ-РИ-ЧЕС-КО-МУ СА-ДУ---К ТАВРИЧЕСКОМУ
У-МЫ-ВАТЬ-СЯ---УМЫВАТЬСЯ САДУ /названия улиц и сада в С-Петербурге/
ПЛЕС-КАТЬ-СЯ---ПЛЕСКАТЬСЯ
КУ-ВЫР-КАТЬ-СЯ---КУВЫРКАТЬСЯ
ТРУ-БО-ЧИС-ТАМ---ТРУБОЧИСТАМ
Чтение отрывков из учебника.
Учитель читает выразительно 1 отрывок.
Учитель: - Приготовьте карандаш для контроля.
Ученики читают 2-й отрывок,3-й и 4-й, хорошо читающие.
Жужжащее чтение этих же отрывков уч-ся.
Проверка восприятия:
Учитель:
- почему все «завертелось, закружилось и помчалось колесом»?
- прочитайте строчки подходящие к иллюстрации на стр.181 верхняя/
- с кем сравнивают мочалку? Можно ли это стих-е назвать сказкой? Почему?
Физ. минутка.
Слайд №11
Учитель:
Чтобы быть здоровым надо заниматься зарядкой.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
1-2-3-4
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон-
Убежали мышки вон!
Работа в группах.
Слайд №12
Учитель:
Сложите полоски в рифму так, чтобы получилось стихотворение и прочитайте вместе.
/дети работают в группах по 4 человека(1-2 парты)/
Учитель: Проверим , что у вас получилось?
Ученики:
- 1 строчку хором читает 1 группа,
- 2-ую-2 группа
- 3-ю- 3,
- 4-ю- 4,
- 5 группа и 6-ая дружно читают весь отрывок
Слайд № 13
Учитель - из какого произведения эти строчки?
Ученики: из «Мойдодыра».
Учитель верно,молодцы. Кто из вас читал все произведение? Какова главная мысль
Ученики: высказывают свое мнение.
Учитель: А как вы соблюдаете правила гигиены?
Ученики: рассказывают о себе.
Инсценирование
Учитель: -Посмотрите сценки и скажите из каких произведений эти персонажи?
/выходят дети в масках кенгуру и мойдодыра и читают отрывок из «Телефона»/
Ученики: это Кенгуру и Мойдодыр из «Телефона».
Учитель: верно, молодцы.
/выходит «Федора» с посудой / отрывок из «Федорино горе» /
/»Айболит» и «звери» в масках/ отрывок из «Айболита»
Слайд № 14
Учитель: верно, молодцы.
Чтение отрывков.
Учитель: на с.182 прочитайте 1-й отрывок шепотом.
Учитель: а сейчас чтение по ролям.
–Сколько персонажей в разговоре?
Ученики : два.
Учитель: как называется разговор 2-х лиц?
Ученики: диалог.
Учитель: верно, молодцы.
Проверка восприятия.
Учитель: - какие правила общения нарушены?
Ученики: нельзя орать и кричать.
Учитель: верно, молодцы, надо разговаривать спокойно, чтобы тебя понимали.
Учитель: 2-й отрывок будем читать «буксиром». Нашим «буксиром» сегодня будет …
Ученики: все читают вслед за учеником (ученицей)
Учитель: молодцы, очень хорошо получается.
Проверка восприятия:
Учитель: - как звали главную героиню?
Учитель: о чем это произведение?
Ученики: о чистоте и трудолюбии
Учитель: верно, молодцы.
Учитель: а 3-й отрывок Я начну, а вы продолжайте / стр. 183 /
Ученики: продолжают за учителем читать 3 отрывок.
Учитель: - Как называется это стихотворение?
Учитель: верно, молодцы. 4-ый отрывок - работа по карточке
Слайд № 15
Чтение слов: НА ЗАНЗИБАРЕ-В КАЛАХАРИ-И САХАРЕ-ФЕРНАНДО-ПО—ЛИМПОПО
Учитель: Кто из вас знает значения таких непростых слов?
Ученики: отвечает тот кто знает, а если не знают дети, то учитель объясняет
Выставка книг.
\Эти произведения можете прочитать в этих книгах \
Работа с карточками.
Слайд № 16
-В названиях этих стих-й кто-то перепутал 1 букву, назовите правильно.
ГАДОСТЬ—КАРМАЛЕЙ—КРАШЕНОЕ СОЛНЦЕ—КУТАНИЦА—МОКДОДЫР—МУЗА-ЦОКОТУХА—ПИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК—УЖИКИ СМЕЮТСЯ—ХУДО ДЕРЕВО
Слайд № 17
Итог урока:
- С произведениями какого поэта-писателя мы познакомились?
- Какие чувства вызывают его произведения?
Слайд № 18
Рефлексия: какую телеграмму пошлете родителям?
Дом. задание: прочитать все отрывки и по желанию выучить.
Слайд № 19
Урок окончен ! Спасибо!
Приложение 1 (Сопроводительная Записка)
Приложение 2 (Презентция)