Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь!
(Китайская мудрость)
Пояснительная записка.
Данный элективный курс является одним из предметно-ориентированных курсов, которые могут быть предложены учащимся IX классов с целью их самоопределения относительно дальнейшего способа образования. Он рассчитан на 16 часов.
Главное место в предлагаемом курсе занимает эксперимент, роль которого в школьной физике очень велика. На проводимых занятиях инициировать познавательную активность ребят позволяют занимательные опыты, где учащиеся выступают в роли физиков – теоретиков и физиков – практиков. Для того, чтобы элективный курс был интересным и соответствовал задуманной логике его изложения, каждое занятие педагог должен начинать словами « Докажите, что….» или « Правда ли, что…», тем самым ставя проблему перед учащимися (Приложение 1). После чего ребятам предлагается сформулировать свои гипотезы, догадки, идеи в решении поставленной проблемы. Для проверки правильности своих суждений они проводят эксперименты.
При обучении школьников используются методы проблемного изложения, частично-поисковый, эвристической беседы.
В процессе разработки этого материала было уделено большое внимание реализации возможности максимальной самостоятельности ребят при исследовании физических процессов и явлений, так как одной из главных целей преподавания физики является пробуждение интереса учеников к природным явлениям и желанию их объяснить.
Цель курса:
- расширить и углубить знания учащихся по физике через проведение школьниками экспериментальных работ;
- создать условия для формирования коммуникативной культуры при выполнении заданий в группах.
Задачи:
- развитие познавательной активности учащихся при изучении физики;
- показать практическую значимость предмета;
- сформировать умение четкого построения алгоритма выполнения эксперимента;
- развить у учащихся умение прогнозировать результаты эксперимента и аргументированно защищать выдвинутую гипотезу;
- развить у школьников умение критически и творчески мыслить;
- сформировать умения учащихся правильно составлять отчёт о проделанной работе;
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся.
Форма работы: групповая.
Содержание курса
№ |
Тема занятия |
часы |
Содержание занятия |
1. |
Методы научного познания природы |
1 ч. |
Рассказ о научных методах познания природы и роли физического эксперимента |
2. |
Самые красивые физические эксперименты |
1 ч. |
Рассказ учителя об интересных экспериментах, проводимых учёными – физиками |
3. |
Стакан ползёт [1] |
1ч |
Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Давление газа», объяснить его, составить отчёт. |
4. |
Сухим из воды [1] |
1 ч. |
Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Атмосферное давление», объяснить его, составить отчёт. |
5. |
Только что было [1] |
1 ч. |
Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Электромагнит», объяснить его, составить отчёт. |
6. |
Плавает ли железо? [1] |
1 ч. |
Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Выталкивающая сила», объяснить его, составить отчёт. |
7. |
Площадь неправильной фигуры [7] |
1 ч. |
Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Физические величины и их измерение», объяснить его, составить отчёт. |
8. |
Мощность прыжка [2] |
1 ч. |
Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Механическая работа и мощность», объяснить его, составить отчёт. |
9. |
Странные выключатели [6] |
1 ч. |
Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Электрическая цепь», объяснить его, составить отчёт. Задание с использованием интерактивной доски |
10 |
Измерение электризации [1] |
1 ч. |
Учащимся предлагается создать прибор электроскоп. Объяснить принцип действия. (Рисунок 1) |
11 |
Весы из палки [1] |
1 ч. |
Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Выталкивающая сила», объяснить его, составить отчёт. (Рисунок 2) |
12 |
Ракета из воздушного шарика [1] |
1 ч. |
Учащимся предлагается провести эксперимент по теме «Реактивное движение», объяснить его, составить отчёт. |
13 |
Разработка проекта как итог элективного курса. |
1ч |
Учитель объясняет технологию создания проекта, сообщает учащимся тему проекта. (Создание прибора, демонстрация явления). |
14 |
Работа над проектом |
1ч |
Учащиеся создают проекты. |
15 |
Работа над проектом |
1ч |
Учащиеся составляют отчёт о проекте. |
16 |
Защита проектов |
1ч |
Учащиеся защищают свои проекты. |
Рисунок 1
Рисунок 2
Литература.
- Гальперштейн Л. Забавная физика. - М.: Дет. лит., 1993.
- Камин А.Л. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
- Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиад по физике: кН. Для учащихся 7-11 кл. – М.: Просвещение, 2007.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1976.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
- Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике. – М.: Просвещение, 1965.