Цели:
- формирование понятия об орнаменте и его элементах;
- знакомство с различными узорами, использование их человеком;
- выполнение элементов росписи;
- учить детей пользоваться компьютером при выборе красок для росписи узора;
- воспитание коллективистических качеств, взаимной вежливости, дисциплине, аккуратности.
Оборудование:
- альбомы, карандаш, линейка, акварель, кисти, баночка-непроливашка, фартук, подкладной лист.
- лист, маркер, линейка, компьютер, диск-презентация, трафареты геометрических фигур.
Ход урока
- Орг. момент (проверка готовности к уроку).
- Вступительная беседа-презентация.
- Человек с давних пор привык жить так, чтобы его окружала красота. Сначала это была природа (СЛАЙД 1: деревья, бабочки, насекомые, мороз на стеклах)
- Потом человек начал украшать своё жилище, одежду. Для этого он использовал УЗОРЫ. УЗОР ЭТО – СЛАЙД 2.
- Узоры использовались в резьбе по дереву при изготовлении мебели, икон.
- Его рисовали на предметах быта коробах, шкатулках, прялках.
- Мастера наносили узоры на посуду (Гжель, Хохлома, Полхов-Мойдан…)
- Искусные рукодельницы при помощи узора украшали одежду, плели кружево.
- Расписывали игрушки.
- На эти предметы наносили орнамент. Это…(СЛАЙД 3)
- В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнамента: (СЛАЙД 4) геометрический, растительный.
- По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: (СЛАЙД 5) в круге, в квадрате, полосе (ленточный)
3. Сообщение темы урока.(СЛАЙД 6)
Сегодня будем учиться строить геометрический узор в полосе.
4.Построение узора на альбомном листе.
А).. Если это узор в полосе, значит надо построить полосу. Расположите лист горизонтально. Возьмите линейку и карандаш. От левого верхнего угла вниз отметим точки 6 см и 14 см. От верхнего правого угла вниз тоже отметим точки 6 см и 14 см. Соединим полученные точки. У нас получилась в центре листа полоса.
Б). Продолжим работать с темой урока. Из каких фигур будет состоять наш узор? (геометрических)
Какие геометрические фигуры вам известны?
В). Из них мы будем строить узор.
(СЛАЙД 7)
Внимание на доску. Перед вами задание: “найди лишнюю фигуру”. Какой из рисунков не является узором? Почему? (узор – это чередование и сочетание линий, теней, красок)
Г). Составление узора из набора геометрических фигур. (У каждого ребенка набор геометрических трафаретов- треугольники, ромбы, полуовалы, круги).
Перед вами лежат геометрические фигуры, расположите их в своей полосе так, чтобы получился узор.
Самостоятельная работа учащихся.
Д). Развитие памяти.
(СЛАЙД 8)
Внимательно посмотрите на доску и запомните узор. (3 секунды).
Закрыть.
Воспроизведите этот узор на своей полосе (взаимопроверка).
(СЛАЙД 8) самопроверка.
Возьмите карандаш и обведите полученный узор по трафаретам.
Е). Внимание на доску. (СЛАЙД 9)
Чем отличаются два узора? (один в цвете, дугой – нет)
Какой вам больше нравится?
5. Работа у компьютера (в парах, узор заранее заложен в каждый компьютер)
Узор у нас вышел одинаковый, но каждый из вас имеет своё мнение, и сегодня я предлагаю изложить его в цвете. Вы знаете, что компьютер может помочь быстро поменять цвет рисунка, в этом помогает программа “Paint”. Сейчас вам предстоит выбрать цвет вашего узора, а потом перенести его на лист бумаги.
“Подойдите к компьютерам. Аккуратно сели, мышкой будем работать по очереди, выбор цвета обговариваем шепотом.
Готовы. Кто первый работает мышкой, поднимите руку.
Пошевелите мышкой, перед вами открылась программа. Узор уже составлен. Нам нужно его расписать-залить. Найдите на панели инструментов баночку с краской-заливкой. Наведите на неё стрелку. Щелкните. Внизу экрана расположена палитра. Обращаю внимание, чтобы вы использовали те цвета, которые есть в ваших акварельных красках.
Выбирайте цвета и заливайте фигуры и фон. Приступаем к работе.
Если вы остановили свой выбор, запоминайте и переходите к работе на своих рабочих местах с красками.”
6. Самостоятельная работа учащихся с акварелью.
7. ИТОГ: выставка работ, оценивание.
8. Уборка рабочих мест.